Фляги Великобритании, выпускавшиеся с 1750 по 1939 год
Bottle, water, tinned, две разновидности фляги с жестяным корпусом, выпускавшиеся с 1750 года. Переносились при помощи пеньковой веревки, продетой в петли на корпусе:
Canteen, wooden, баклага "барабанного" типа, с деревянным корпусом, набранным из дубовых планок, скреплённых при помощи металлических ободов, выпускавшаяся (приблизительно) с 1799 года. Переносилась при помощи кожаного чересплечного ремня коричневого цвета, с регулировочной пряжкой.
Canteen, wooden, баклага с деревянным корпусом, обр. 1854 года:
Маркировка на боковой стороне баклаги - традиционная эмблема в виде стрелки, аббревиатура B.O. (Board of Ordnance, Артиллерийский Совет), и дата выпуска - 1854 год:
Canteen, wooden, баклага с деревянным корпусом, обр. 1861 года. Конструкция боковых стенок была изменена, предположительно, для улучшения надёжности, а также во избежание порчи обмундирования выступающими краями деревянных планок.
Маркировка на боковой стороне баклаги - эмблема в виде стрелки, аббревиатура W.D. (War Department, Военный департамент), и дата выпуска - 1862 год:
Примеры использования:
Bottle, water, Italian pattern, баклага "итальянского" образца, с резьбовой пробкой, имеющей дополнительное отверстие для питья, утверждённая 13 мая 1874 года для всех родов войск. Корпус баклаги, скреплённый с обоих сторон металлическими обручами, изготавливался из цельного куска дерева.
С 1 августа 1877 года, для предотвращения коррозии, обручи изготавливались из оцинкованного железа.
Strap, leather, buff, water-bottle, Italian pattern;
Strap, leather, brown, water-bottle, Italian pattern, Rifle regiments.
Баклага переносилась при помощи подвеса с чересплечным ремнём ( по неясным причинам, получившего название "Strap" - т.е. "ремень"), двух расцветок:
-подвес из отбеленной буйволовой кожи, предназначавшийся для использования всеми родами войск;
-подвес из кожи чёрного цвета, предназначавшийся только для стрелковых полков.
Чересплечный ремень подвеса регулировался пряжкой, располагавшейся примерно на середине груди, с петлей для фиксации свободной части ремня.
19 января 1875 года для стрелковых полков был утверждён подвес новой модели - Strap, leather, black, water-bottle, Italian pattern, Rifle regiments (Mark II). Ремни подвеса, окрашенные c обеих сторон в чёрный цвет, сшивались мездрой наружу. В 1876 году, во избежание скручивания свободной части чересплечных ремней, на них была добавлена ещё одна, дополнительная петля.
К 1882 году номенклатура подвесов была пересмотрена и они получили новые названия:
Carriage, leather, water-bottle, buff;
Carriage, leather, water-bottle, black, Rifle regiments;
Carriage, leather, water-bottle, brown.
Подвесы из отбеленной кожи предназначались для Королевских инженеров, кавалерии и пехоты; подвесы из кожи чёрного цвета - для стрелковых полков; подвесы из кожи коричневого цвета - для Комиссариата и транспортного корпуса, Артиллерийского корпуса и Королевской артиллерии.
Bottle, water, with spring clip (Mark II). В апреле 1882 года была утверждена новая баклага, с двумя проволочными петлями, прикреплёнными к верхнему обручу, и пружинным зажимом, служащим для крепления баклаги к поясному ремню. Для снижения нагрузки на верхнюю часть баклаги, обручи дополнительно скреплялись между собой вертикальными стальными полосами. Новая модель предназначалась для всех войск, за исключением стрелковых батальонов и конных подразделений, продолжавших использовать предыдущий вариант подвеса с чересплечным ремнём.
Strap, leather, buff, water-bottle, with spring catch, Pattern 1882 и Case, leather, buff, for spring of water-bottle (Mark I). На пружинный зажим баклаги надевался своеобразный чехол-подвес из отбеленной кожи, предотвращающий загрязнение мундира возможными следами коррозии. Для более надёжного крепления, верхняя часть баклаги удерживалась дополнительным кожаным ремешком, продетым по окружности сквозь чехол-подвес и петли на верхнем обруче.
Так как способ ношения баклаги на поясном ремне был признан неудачным, в 1886 году был введён подвес с чересплечным ремнём, почти аналогичный старому подвесу обр. 1874 года:
Carriage, water-bottle, Italian, buff (Mark II);
Carriage, water-bottle, Italian, black (Mark III);
Carriage, water bottle, Italian, long, brown, naval (Mark II), подвес для ВМФ, отличавшийся глянцевым покрытием с лицевой стороны;
Подвес с чересплечным ремнём обр. 1886 года:
Новый подвес отличался от модели обр. 1874 года тем, что латунная пряжка, регулирующая длину чересплечного ремня, была смещена с середины в нижнюю часть, а пряжка ремня, удерживающего баклагу, теперь располагалась в его средней части. Также была добавлена дополнительная петля для плечевого ремня, между верхним и нижним горизонтальными ремнями подвеса. В 1891 году конструкция подвеса вновь претерпела изменения - латунная пряжка, регулирующая длину чересплечного ремня, была обращена внутрь; пряжка ремня, удерживающего баклагу, сместилась из средней части вправо.
Подвесы из отбеленной кожи предназначались для всех родов войск, использующих снаряжение "Valise Equipment" (кроме Королевской артиллерии); подвесы из кожи чёрного цвета - для стрелковых полков; подвесы из кожи коричневого цвета - для всех остальных родов войск, использующих коричневое кожаное снаряжение, включая Королевскую артиллерию.
Примечание:
Одновременно с введением новых подвесов с чересплечным ремнём, был утверждён и подвес Carriage, water-bottle, Italian, brown, Pattern 82 (Mark II), представлявший собой подвес модели Pattern 82 ( для баклаг с пружинным зажимом), изготавливавшийся из кожи коричневого цвета.
Примеры использования:
Bottle, water, enamelled (Mark I), стальная эмалированная фляга с резьбовой пробкой, имеющей дополнительное отверстие для питья, утверждённая в декабре 1888 года. Фляга переносилась при помощи чересплечного ремня и имела ёмкость 1,5 английской пинты (около 0,85 л.). Деревянная заглушка крепилась к горлышку фляги при помощи шпагата и проволочной петли. Корпус фляги снаружи окрашивался эмалью синего цвета ( с внутренней стороны - эмалью белого цвета ), и помещался в войлочный чехол, предохранявший эмаль от повреждений, а содержимое фляги - от перегрева.
Strap, buff, water-bottle, чересплечный ремень длиной 74 дюйма, из отбеленной кожи, использовавшийся для комплектации эмалированных фляг Mark I - Mark IV. Ремни фляг, предназначавшихся для стрелковых полков, окрашивались в чёрный цвет. В 1895 году ( в связи с введением фляги Mark IV), ремень был переименован в Strap, buff, water-bottle, mounted services (Mark I).
Bottle, water, enamelled, L.S.(Mark II), версия фляги Mark I с латунной резьбовой крышкой, имеющей дополнительное отверстие для питья, утверждённая в ноябре 1893 года. Деревянная заглушка крепилась к горлышку фляги при помощи шпагата и проволочной петли.
Bottle, water, enamelled, L.S.(Mark III), версия фляги Mark I с резьбовой пробкой "итальянского" типа ( без дополнительного отверстия для питья, от которого было решено отказаться, ввиду ненадёжности деревянных заглушек), утверждённая в феврале 1895 года. Пробка крепилась к скобе на корпусе фляги при помощи ремешка из буйволовой кожи.
Примеры использования:
Bottle, water, enamelled, L.S.(Mark IV), стальная эмалированная фляга с упрощённой корковой пробкой, утверждённая в мае 1895 года. Корковая пробка крепилась к скобе на корпусе фляги при помощи никелированной цепочки. Чересплечный ремень был укорочен до 66 дюймов и получил название Strap, buff, water-bottle, dismounted services (Mark I).
Впоследствии, корковые пробки этого типа использовались с большинством моделей британских фляг.
Strap, web, water-bottle, dismounted services (Mark I) и Strap, web, water-bottle, mounted services (Mark I) - чересплечный ремень из брезента, утверждённый в 1901 году для пеших и конных частей (пехотный вариант ремня был длиннее на 8 дюймов).
Примеры использования:
Фляги и подвесы Королевского ВМФ:
До введения в 1880 году отдельного морского снаряжения, в ВМФ использовались деревянные баклаги Canteen, wooden "барабанного" типа, и Bottle, water, Italian pattern, "итальянского" образца, с резьбовой пробкой и подвесом Strap, leather, brown, water-bottle, Italian pattern. С 1 января 1880 года, в связи с введением нового снаряжения, подвес был переименован в Strap, leather, brown, water-bottle, long (Mark I).
Strap, leather, brown, water-bottle, sea service, short (Mark I), подвес для баклаги "итальянского" образца, утверждённый в 1880 году:
Strap, leather, brown, water-bottle, sea service, short (Mark II). Так как нитки, соединяющие швы снаряжения, портились от воздействия морской воды, в 1888 году Адмиралтейство приняло решение заменить их медными лужёными заклёпками:
Пример использования:
В 1891 году, в связи с введением в состав морского снаряжения эмалированной фляги Mark I, был принят на вооружение подвес Carriage, water-bottle, enamelled, brown (Mark I), представлявший собой немного увеличенную в размерах версию предыдущей модели. В нижней части подвеса предусматривался квадратный вырез, в который помещалась нижняя петля фляги.
Carriage, water-bottle, enamelled, brown (Mark II), улучшенный вариант подвеса предыдущей модели, утверждённый в 1892 году. Горизонтальный ремешок был сделан также расстёгивающимся, для более удобного извлечения фляги.
С принятием на вооружение ВМФ новой винтовки Lee-Metford (а также, соответственно, и нового стрелкового снаряжения), изменилась и номенклатура подвесов для фляг. К 1893 году подвесы с чересплечным ремнём Strap, leather, brown, water-bottle, long (Mark I) и Carriage, water bottle, Italian, long, brown, naval (Mark II) были переименованы в Carriage, water-bottle, Italian, brown, M.H. (Mark I) / (Mark II), а подвесы, предназначенные для ношения на поясе - Strap, leather, brown, water-bottle, sea service, short (Mark I) и Strap, leather, brown, water-bottle, sea service, short (Mark II), были переименованы в Carriage, water-bottle, enamelled, brown .303 inch (Mark I) / (Mark II) ("enamelled" в данном случае означает, что кожа подвеса имела глянцевое покрытие).
Снаряжение, использовавшееся с винтовкой более ранней модели - Martini-Henry, включало в состав деревянную баклагу "итальянского" образца:
В состав снаряжения, использовавшегося с винтовкой Lee-Metford, входила эмалированная фляга:
Bottle, water, enamelled, naval, (Mark I) и Bottle, water, enamelled, naval, (Mark II), "морские" варианты фляг Mark I и Mark II (утверждённые, соответственно, 28 сентября и 29 ноября 1893 года). В связи с тем, что фляги "морского" типа использовались только с подвесами, предназначенными для ношения на поясе, петли для чересплечного ремня на корпусе отсутствовали. Следует отметить, что более поздние модели общевойсковых фляг - Mark III и Mark IV, в "морском" варианте не выпускались, так в ВМФ они не использовались.
Фляга переносилась при помощи подвеса Carriage, water-bottle, enamelled, brown .303 inch (Mark III), отличавшегося от предыдущего подвеса Mark II только отсутствием выреза для петли фляги в нижней части.
Carriage, water-bottle. (Mark I.) Brown leather; with shoulder strap, подвес, входивший в состав комплекта снаряжения Naval, Pattern 1901, утвержденный 8 августа 1901 года и предназначенный для использования с новой эмалированной флягой Mark V. С тыльной стороны подвеса находился дополнительный поясной крюк-зацеп:
Carriage, water-bottle. (Mark II.) Brown leather; with shoulder strap, подвес с поясным крюком-зацепом, утвержденный 1 июля 1903 года. На фото - вариант 1911 года, с модернизированным чересплечным ремнём:
Из руководства "Rifle and Field Exercises for His Majesty's Fleet - 1913":
Пример использования:
Web Equipment, Naval, Pattern 1919 Water bottle carrier:
Фляги для офицеров:
Так как никаких регламентов, определяющих внешний вид и характеристики офицерских фляг, не существовало, офицеры приобретали фляги на своё усмотрение, в магазинах, или у полкового поставщика. В большинстве случаев, для соблюдения единого внешнего вида, офицеры покупали образец фляги, рекомендованный командованием своего полка.
Bottle, water, enamelled, brown, I.P. (Indian pattern), стальная эмалированная фляга ёмкостью 2 английские пинты ( около 1,15 л.), с резьбовой пробкой "итальянского" типа, имеющей дополнительное отверстие для питья, утверждённая в декабре 1890 года. Деревянная заглушка крепилась к горлышку фляги при помощи шпагата и проволочной петли. Корпус фляги (за исключением горлышка) покрывался эмалью тёмно-коричневого цвета.
Более поздний вариант фляги, с горлышком, закрывавшимся корковой пробкой:
http://flyagi.livejournal.com Bottle, water, aluminium, I.P., алюминиевая фляга ёмкостью 2,25 английские пинты ( около 1,28 л.) с корковой пробкой, утверждённая в 1900 году и рекомендованная офицерам для приобретения. Корковая пробка крепилась к горлышку фляги при помощи металлической цепочки. Фляга комплектовалась несъёмным войлочным чехлом с четырьмя кожаными петлями для чересплечного ремня.
Из руководства "Dress regulations for the officers of the army (including the militia). War Office, 1900":
Вариант чехла с пятью кожаными петлями, одна из которых располагалась на донышке:
Вариант чехла, крепящийся к снаряжению при помощи петель с шпеньками:
Вариант брезентового подвеса с чересплечным ремнём:
Примеры использования:
С началом Первой мировой войны начали выпускаться фляги с металлическим никелированным корпусом типа "flat-back", выпускавшиеся во множестве вариантов. Чехлы фляг изготавливались из войлока цвета хаки, переносились фляги при помощи чересплечного ремня или крюков для крепления к снаряжению.
Bottle, water, nickel plated, фляга с никелированным корпусом, в войлочном чехле цвета хаки, с чересплечным ремнём:
Вариант фляги с пробкой, выполняющей функцию складного стаканчика:
Пример использования фляги с никелированным корпусом:
Bottle, water, aluminium, small, алюминиевая фляга в войлочном чехле цвета хаки, с крюками для крепления к поясному ремню "Sam Brown" (также существовал вариант с чересплечным ремнём):
Пример использования:
Различные типы офицерских фляг в рекламном каталоге:
Фляга с деревянным корпусом, производства компании S.W. Silver & Co.
Во время Первой мировой войны компания MECo разработала облегчённый вариант подвеса, аналогичного подвесу Naval, Pattern 1919 Water bottle carrier, но изготовленного из материала более тонкого переплетения. Подвес предназначался для офицеров, использовавших эмалированные фляги Mark VI (которые они могли приобрести у своего квартирмейстера):
Bottle, water, medical, фляга для медиков, ёмкостью 4 английские пинты ( около 2,3 л.), с медным лужёным корпусом и корковой пробкой. В номенклатуре снаряжения Королевских ВМФ фляга имела другое название - Water Bottle (Large Size).
Фляги самых ранних выпусков имели петли для чересплечного ремня, припаянные с боковых сторон корпуса:
Поздние варианты фляг выпускались без петель:
Фляга комплектовалась кружкой, надевавшейся на горлышко, и переносилась при помощи подвеса с чересплечным ремнём, пропускавшимся сквозь кожаные петли на боковых сторонах чехла. Для большей устойчивости фляги при переноске, в верхней части подвеса располагался дополнительный горизонтальный ремешок, застёгивавшийся с помощью металлической пряжки.
Верхняя часть съёмного войлочного чехла закрывалась при помощи кнопок:
Примеры использования:
Bottle, water, enamelled (Mark V), стальная эмалированная фляга ёмкостью 2 английские пинты, с корковой пробкой, утверждённая в марте 1903 года ( любопытно, что самый ранний подвес для её переноски был утверждён ещё 8 августа 1901 года). Для более удобного наполнения фляги водой, горлышко имело форму воронки. Корпус фляги покрывался эмалью синего цвета на основе кобальта (cobalt blue enamel), являющейся на то время наиболее устойчивым покрытием.
Пример использования:
Carrier, water- bottle. (Mark I.), вариант подвеса с чересплечным ремнём, имеющим брезентовую вставку в средней части, утверждённый в 1902 году. Чересплечный ремень выпускался в двух модификациях - Strap, shoulder, water-bottle, mounted services (Mark I) и Strap, shoulder, water-bottle, dismounted services (Mark I), для конных и пехотных подразделений ("пехотный" вариант ремня имел чуть большую длину).
С 1903 года для соединения частей подвеса использовались заклёпки.
Carrier, water bottle, with shoulder strap. (Mark II.), вариант подвеса, введённый 9 сентября 1905 года. В отличие от предыдущей модели, чересплечный ремень был сделан несъёмным, в виде бесконечной петли, чтобы предотвратить случайное расстёгивание ремня и утерю фляги. В 1924 году название подвеса было изменено на Carrier, water bottle, Other Services ( Other Services - "прочие рода войск", т.е. личный состав, не экипировавшийся снаряжением Pattern 1908, - кавалерия, артиллерия, водители и т.д.).
Шнур, удерживающий корковую пробку, пришивался к чехлу. В 1933 году были утверждены новые чехлы, из более тонкого серого материала.
Примеры использования:
Bottle, water, enamelled (Mark VI), стальная эмалированная фляга ёмкостью 2 английские пинты, с корковой пробкой, утверждённая также в 1903 году, через несколько месяцев после появления предыдущей модели. В целях упрощения производства, воронкообразный носик фляги был заменён цилиндрическим, в остальном Mark V и Mark VI были практически одинаковы. Корпус фляги также покрывался эмалью синего цвета. Корковая пробка удерживалась шнуром длиной 18 дюймов, который пришивался к войлочному чехлу. Форма корпуса, оттенок эмали и конструкция фляг разных производителей могли иметь незначительные различия, в зависимости от технических возможностей производства. Фляга выпускалась в нескольких основных вариантах:
1) С покатой верхней частью и вальцованным швом в нижней части корпуса:
2) С плоской верхней частью, вальцованными швами в верхней и нижней части и вогнутым дном:
3) С плоской верхней частью, вальцованными швами в верхней и нижней части и плоским дном:
4) С плоской верхней частью, вальцованными швами в верхней и нижней части, и выштамповкой на дне:
Чехлы и подвесы для фляг Mark VI:
Carrier, water-bottle, WEB equipment, Pattern 1908, подвес из брезента.
Ранний тип подвеса, с дополнительным ремешком и ответной частью кнопки на тыльной стороне (позволявшими при необходимости прикреплять флягу к ранцу):
В 1909 году V-образный ремешок, удерживающий флягу, был заменен одиночным; с дополнительного ремешка была удалена ответная часть кнопки, так как способ крепления фляги к ранцу был изменен; сам ремешок теперь свободно перемещался в петле на тыльной части подвеса:
С 1914 года подвес выпускался без дополнительного ремешка для крепления к ранцу:
В 1921 году ремешок, удерживающий флягу, был разделён на две отдельные половины, закрывавшиеся кнопкой в верхней части подвеса:
Пример использования:
Carrier, water-bottle, Pattern 1914, подвес из кожи. Так как с началом ПМВ производственных мощностей для выпуска снаряжения Pattern 1908 (поставляемого всего лишь двумя компаниями - MECo и MW&S) оказалось недостаточно, в августе 1914 года было принято решение привлечь для производства компании, ранее выпускавшие для армии комплекты снаряжения из кожи (Bandolier Equipment, Pattern 1903 и др.). Новое снаряжение было окончательно утверждено в сентябре 1914 года и получило название Infantry Equipment, Pattern 1914.
Примеры использования:
Bottle, water, aluminium (Canadian pattern), алюминиевая фляга, выпускавшаяся для британской армии канадской фирмой Canadian Aluminium Goods Supply Company.
Маркировка производителя и дата выпуска:
Примеры использования:
Bottle, water, Pattern 1915, dismounted services, фляга с корпусом из никелевого сплава, покрытого дополнительным слоем чистого никеля с внутренней стороны. Эту модель фляги запрещалось использовать для снаряжения кавалерийских частей, так как ими широко применялся бисульфат соды - препарат для дезинфекции, разъедающий никелевое покрытие. Во избежание недоразумений, чехол фляги дополнительно маркировался надписью "dismounted" ("для пеших частей") с нижней стороны.
Carrier, waterbottle, Pattern 1919 W.E., подвес для фляги, объединённый с чехлом для разборной кирки-лопаты:
Фляги и подвесы Королевских ВВС (RAF):
Bottle, water, aluminium, I.P., RAF officers, алюминиевая фляга обр. 1900 года, утверждённая в 1927 году для офицеров ВВС (с 1940 года им разрешалось также приобретать эмалированные фляги Mark VI и Mark VII, использовавшиеся с подвесом Carrier, water-bottle, Patt.‘25).
Carrier, Water-bottle, подвес для алюминиевой фляги. Корпус фляги помещался в чехол из саржевой ткани серого (позже - серо-голубого цвета):
Carrier, water-bottle, Patt.‘25, подвес для фляг военнослужащих военно-воздушных сил, изготавливавшийся из ткани серо-голубого цвета. Также существовала разновидность подвеса Patt.‘25 из ткани цвета хаки, производившаяся компанией MECo по заказу вооружённых сил Канады и в 1928 году принятая на вооружение сухопутных частей под названием Pattern WE 1919 (Can).
Маркировка с внутренней стороны чехла - эмблема в виде короны, аббревиатура А.М. (Air Ministry, Министерство авиации), наименование производителя - M. Wright & Sons Ltd, и дата выпуска - 1941 год:
Любое использование либо копирование материалов допускается только со ссылкой на источник:
https://flyagi.livejournal.com