Фляги Великобритании, выпускавшиеся после 1939 года
Bottle, water, enamelled (Mark VII), стальная эмалированная фляга ёмкостью 2 английские пинты, с корковой пробкой, утверждённая в ноябре 1939 года. Корпус фляги покрывался эмалью цвета хаки:
Основным отличием от предыдущей модели являлось кольцо для крепления шнура, удерживающего пробку, приваренное с боковой стороны горлышка:
Длина шнура (по сравнению с предыдущими моделями фляг) была уменьшена в два раза, и составляла 9 дюймов.
Форма корпуса и конструкция фляг разных производителей могли иметь небольшие различия.
Во время Второй мировой войны различные модификации фляг Mark VII выпускались также в Австралии, Индии, Новой Зеландии и Канаде.
Чехлы для фляг Mark VII (включая и чехлы для фляг ВВС), изготавливались из войлока цвета хаки:
http://flyagi.livejournal.com Bottle, water, New Zealand Pattern.
Фляги Mark VII, выпущенные в Новой Зеландии, имели плоскую верхнюю часть, сварные швы в верхней и нижней части и вогнутое дно. Фляги закрывались деревянными или резиновыми пробками, корпус окрашивался эмалью синего цвета:
Основным отличием фляг новозеландского производства являлось кольцо для крепления шнура, приваренное с тыльной стороны горлышка:
Пример использования:
Стальная фляга производства индийской компании Metal Box Co, Calcutta, 1940 года выпуска.
Вариант фляги с прямым горлышком и припаянным кольцом для крепления шнура, удерживающего пробку:
Маркировка производителя - Metal Box Co, Calcutta, и дата выпуска фляги - 1942 год:
Примеры использования:
Стальная фляга производства южноафриканской компании Maytham's Limited (слева):
Основным отличием от индийской модели являлось кольцо для крепления шнура, удерживающего пробку:
Маркировка производителя - Maytham's Limited, и дата выпуска фляги - 1943 год:
Bottle, water, aluminium, алюминиевая фляга, введённая в 1939 году в рамках довоенной программы модернизации снаряжения. Фляга не имела чехла и окрашивалась в цвет хаки. Комплектовалась стандартной корковой пробкой.
Шнур, удерживающий пробку, крепился к скобе на верхней части фляги.
Маркировка производителя - Midland Metal Spinning Company, и дата выпуска:
Чехлы и подвесы для фляг Mark VII:
Carrier, water-bottle, W.E. Patt.‘37, подвес, утверждённый в 1938 году и представлявший собой облегчённую версию подвеса Pattern 1908. С 1943 года, в связи с недостатком латуни, пряжки чехлов изготавливались из оцинкованного железа.
Пример использования:
Carrier, water-bottle, bucket type, выпускавшийся с 1940 года.
По причине недостатка сырья, некоторыми производителями выпускался укороченный вариант чехла:
Примеры использования:
Подвес и чехол новозеландского производства:
Этикетка производителя:
Подвесы индийского производства, отличавшиеся тем, что вместо кнопки закрывались металлической пряжкой, расположенной в верхней части:
Подвес для Южно-Африканской армии, поставлявшийся компанией MECo (слева), и подвес южноафриканского производства, изготавливавшийся из тесьмы, для большей прочности, сшитой в два слоя (справа):
Carrier, water-bottle, Pattern 1939, подвес из кожи, выпускавшийся с началом ВМВ по причине нехватки производственных мощностей. Подвес был аналогичен подвесу обр. 1914 года и отличался от него только конструкцией металлических пряжек.
Carrier, water-bottle, W.E. Cavalry Patt.‘40, подвес для кавалерийских частей.
Carrier, Waterbottle, Other Services, подвес, утверждённый в 1941 году для персонала, которому не выдавался комплект снаряжения Pattern 37 ( кавалерия, артиллерия, водители и т.д. ), и заменивший предыдущий вариант подвеса - Carrier, Waterbottle, Other Services, обр. 1924 года. Фляги с подвесом этого типа использовалась также членами отрядов местной самообороны (Home Guard), и Женского вспомогательного территориального корпуса (ATS). Для упрощения производства, чересплечный ремень изготавливался полностью из кожи, без брезентовой вставки посредине. В 1943 году, в связи с введением новой, брезентовой версии, подвес был переименован в Carrier, water bottle (Home Guard Pattern).
Примеры использования:
Carrier, Waterbottle, Other Services, web, упрощённый вариант предыдущей модели подвеса, утверждённый в 1943 году, и изготавливавшийся из брезента.
Пример использования:
Water Bottle (Large Size), фляга RAMC (Королевского медицинского корпуса), ёмкостью 4 английские пинты ( около 2,3 л.), с медным лужёным корпусом и корковой пробкой, аналогичная фляге, выпускавшейся во время ПМВ. Фляга помещалась в войлочный теплоизолирующий чехол, и переносилась при помощи подвеса с чересплечным ремнём:
Санитар воздушно-десантного полка:
Фляги добровольной медицинской организации "St Johns Ambulance Brigade", в войлочных чехлах чёрного цвета:
Bottle, water, aluminium (ARP), алюминиевая фляга Службы мер предосторожности при воздушных налетах (ARP):
Bottle, water, aluminium Patt.’44, алюминиевая фляга ёмкостью в одну кварту ( 0,95 л.), с кружкой - Cup, water bottle, aluminium:
Крышка фляги изготавливалась из нержавеющей стали и крепилась к горлышку фляги цепочкой ( с апреля 1946 года - нейлоновым шнуром):
Ранний и поздний (с резиновой крышкой), варианты фляг:
Маркировка на кружке:
Примеры использования:
Чехлы:
Carrier, waterbottle, W.E. Patt.’44:
Внутри чехла имелся кармашек для фильтра "Millbank bag" и обеззараживающих таблеток.
"Millbank bag" - простейший фильтр грубой очистки для воды, представляющий собой мешок из плотной парусины.
Инструкция по использованию:
1) намочить мешок водой и тщательно отжать.
2) Наполнить мешок водой, которую надо очистить.
3) Подвесить мешок и дождаться, пока грязная вода опустится до уровня чёрной линии.
4) Подставить бутылку для воды и наполнить её (чистая вода). Это займёт около 5 минут.
5) Промыть мешок от отфильтрованой грязи и просушить.
6) Простерилизовать воду.
NB: Если вода стекает медленно, то снова намочить мешок водой и отжать.
Пример использования:
Фляги и подвесы послевоенного производства:
Bottle, water, enamelled, Mark 7. Производство стальных эмалированных фляг с корковой пробкой продолжалось и после Второй мировой войны, до начала 1950-х годов. Нумерация моделей фляг в этот период была изменена с римской на арабскую.
Дата выпуска фляги - 1951 год:
Британскими ВВС (RAF), начиная с 1952 года, использовались фляги Mark 7, окрашенные эмалью синего цвета:
Дата выпуска фляги - 1952 год:
Чехлы для фляг ВВС послевоенного производства изготавливались из войлока серо-голубого цвета:
Ранний вариант подвеса (для всех родов войск) послевоенного выпуска, с пряжками "закрытого" типа:
Более поздний вариант подвеса, с пряжками и законцовками ремешков, изготовленными из фосфатированного железа:
Подвесы для Королевских танковых полков окрашивались в чёрный цвет:
Фляга Mark VII/7 индийского производства, выпускавшаяся производителем Bengal Enamel Works Ltd. приблизительно с 1921 года, до начала 1980-х годов (для армий Бангладеш и Индии). Фляги закрывались корковыми, деревянными или резиновыми пробками.
Маркировка производителя - Bengal Enamel, и дата выпуска фляги - 1959 год:
Экспериментальная нейлоновая фляга ёмкостью 1 л., с кружкой, разработанная в 1957 году.
Bottle, water, Mk.1, нейлоновая фляга ёмкостью 2 английские пинты ( около 1,15 л.), с кружкой - Cup, water canteen, Mk.1, ёмкостью 0,5 л. Фляга изготавливалась из зелёного пластика, кружка - из чёрного.
Ранний вариант, утверждённый 3 февраля 1960 года:
"Беречь от нагревания или огня":
Маркировка компании Cascelloid на донышке фляги раннего выпуска:
Приблизительно с 1964 года, на фляги и кружки наносился NSN-номер 8465-99-973-6665 (неполностью):
Поздний вариант маркировки ( фляга производства компании Osprey):
С 1966 года корпус фляги изготавливался из пластика чёрного цвета:
Крышка раннего выпуска:
Крышки более позднего выпуска (с клапаном, позволяющим пить воду из фляги в противогазе):
Пример использования:
Cup, Canteen, Aluminium - алюминиевая кружка из экспериментального комплекта PLCE выпуска 1985 года (предположительно), с пластиковой накладкой, защищающей губы от возможного ожога:
Вариант кружки с рифлёной поверхностью корпуса:
Вариант кружки с гладкой поверхностью корпуса:
Cup, water canteen (Special Forces). В декабре 1992 года в комплект снаряжения для частей специального назначения была введена дополнительная (помимо штатной пластиковой, входящей в комплект фляги) кружка из нержавеющей стали, ёмкостью 0,75 л., позволяющая использовать для подогрева содержимого открытый огонь.
Фляга вставлялась внутрь кружки:
Attention! Коммерческие копии пластиковой фляги и их отличия:
Сравнение размеров и внешнего вида оригинальной фляги (слева), и копии (справа):
Ёмкость коммерческой копии составляет около 0,9 л. ( ёмкость оригинальной фляги - 1,15 л). На корпусе фляги и кружки отсутствуют маркировка фирмы - производителя и дата выпуска.
Аналогичный комплект из зелёного пластика - маркировка производителя и дата выпуска также отсутствуют.
Выступы для фиксации кружки на корпусе "коммерческих" фляг (слева), имеют выраженную горизонтальную форму, в отличие от выступов вертикальной формы на корпусе оригинальных фляг (справа):
Кружка изготовлена из зелёного пластика (оригинальные кружки производились только из пластика чёрного цвета):
Описание товара и реквизиты китайского производителя:
Более грубая копия, не имеющая каких-либо надписей:
Чехлы:
Carrier, Water Canteen, W.E. Pattern 58, ранний вариант:
Поздний вариант чехла:
Carrier, Water Canteen, 1985 Trial.
Carrier, Water Canteen, 1989.
Carrier, Water Canteen, O.D., IRR, 1990 PLCE.
Carrier, Water Canteen, DPM, IRR, 1990 PLCE.
Примеры маркировки:
Carrier, Water Canteen, MTP, IRR.
Предположительно, "коммерческий'вариант универсального чехла для переноски фляги:
Примеры использования:
Кружки:
Стальные кружки времён ПМВ:
Пример использования:
Во время Второй мировой войны британские солдаты одновременно использовали как "ранние" эмалированные кружки белого цвета времён ПМВ, так и более поздние, покрытые коричневой эмалью. Кружки подобного типа использовались также канадскими, австралийскими и новозеландскими солдатами.
Кружки индийского производства:
Эмалированные кружки послевоенного выпуска:
Примеры использования:
Британские солдаты отличались большим пристрастием к чаю, поэтому старались организовать чаепитие при первом же удобном случае:
" .. Перекувырнувшись через голову, я поднялся и первым делом отметил, что нахожусь слишком близко к окружающим зону высадки деревьям. Первой моей мыслью было бежать и искать там укрытие. В это время грохот взрыва сотряс воздух. Обернувшись, я увидел столб чёрного дыма, быстро поднимающийся в небо. Я освободился от парашюта. Джок и Билли, мои второй и третий номера, подошли ко мне. Над зоной высадки звучал горн, он играл построение. Осторожно мы двинулись к месту сбора нашего батальона.
Первым, кого мы встретили, был Фрэнки Уолтон. Он уже кипятил воду для чая, хотя прибыл в зону высадки всего лишь на несколько минут раньше нас. «Доставай заварку», - сказал он, не отрываясь от своего занятия. К своему ужасу и стыду я вспомнил, что спешно освобождаясь от экипировки во время прыжка, я выбросил и противогазную сумку, в которой хранился наш запас чая и сахара. Мои товарищи с вытянувшимися лицами выслушали мое сбивчивое объяснение. Не успел я закончить, как они в один голос закричали: «Чёрт тебя побери, так вернись и найди эту сумку!» Я развернулся и пошел назад. Я ушёл не так уж далеко, когда пулемётная очередь заставила меня упасть ничком и искать укрытие. Пули подняли фонтанчики песка вокруг меня. Я буквально зарылся в землю, проклиная свою забывчивость, из-за которой я попал в эту переделку. И все потому, что я позабыл про чай! Что может быть важнее для британского "Томми", чем чай! Я поклялся в тот момент, что, если останусь жив, никогда больше не стану пить чай".
Инспектирование снаряжения на итальянском фронте: "Но я отлично помню, что выдавал тебе эмалированную кружку в Сиди-Баррани, два года назад!"
Любое использование либо копирование материалов допускается только со ссылкой на источник:
https://flyagi.livejournal.com