Теперь самая долгожданная мною часть прогулки по Риму. Фонтаны, Пантеон, Площадь Испании…
В считанные минуты такси примчало нас к узенькой улице, ведущей к Площади Навона.
Несколько десятков шагов, пара негров, обвешанных сумками-подделками, и Piazza Navona перед нами. Вплоть до IV века здесь находился стадион и проходили агоны, по гречески «состязания». От этого слова и пошло название площади - Навона: в Средневековье - campus agonis или in agone, затем - n’agone и окончательно - navone/navona.
Площадь была местом проведения конных состязаний, ярмарок, карнавалов, праздников и отдыха римлян. В XVII-XVIII веках в выходные в августе для охлаждения в самый жаркий месяц года площадь заливалась: для этого фонтаны намеренно переполнялись водой. В 1477 году сюда по приказу камерленго кардинала Guillaume d’Estouteville был перенесён рынок, находившийся ранее у Капитолийского холма, и он просуществовал на площади до 1869 года, когда его переместили на Кампо-деи-Фьори. На рынке, проходившем каждую среду, продавались продукты.
На площади находятся три фонтана (ранее был и четвёртый - большая античная мраморная ванна).
Возвращаясь к Дэну Брауну и его «Ангелам и Демонам»: по книге именно здесь, на площади Навона был убит один из четырех похищенных преферити. Этот факт в экранизации был изменен на счастливое спасение. Ох, не люблю я эти вольности режиссерские. Автор написал - убили, значит убили. Если бы по моей книжке снимали фильм, таких вольностей я бы не допустила…
События эти происходили в центре площади, у Фонтана (и непосредственно в водах фонтана) Четырех рек.
Фонтан Четырех рек (Fontana dei Quattro Fiumi), египетский обелиск в окружении статуй из белого мрамора, также был делом рук уже известного нам Бернини (1647-1651г.г.). «Творение Бернини было абсолютным проявлением почтения к воде. Скульптор прославлял четыре самые крупные реки, известные в то время - Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату». Как я узнала от Роберта Лэнгдона (!), фонтан целиком языческий. В центре фонтана египетский обелиск. Обелиск (16.54 метра) был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана. Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу. После строительства цирка Максенция на Аппиевой дороге, он был установлен посредине арены. Обелиск находился среди развалин цирка до 1651 года, пока папа Иннокентий X не приказал его перенести на площадь. Античный постамент обелиска так и не был найден. Современный постамент изготовлен из красного гранита. Вершину обелиска украшает металлический голубь с оливковой веточкой - гербовый знак семьи Памфили. В «Ангелах и демонах», образ голубя, вернее голубки, трактуется по-другому. Это и есть зашифрованный ангел, указывающий путь. Одинокая голубка в языческих представлениях была ангелом мира. Факты я не проверяла, но целиком доверяюсь в этом вопросе Брауну и его герою, Роберту Лэнгдону.
О других фонтанах площади:
Фонтан Мавра - фонтан в южной части площади. Первоначально фонтан был без фигур (конец XVI века), позднее скульптуру мавра изготовил все тот же плодовитый Бернини, остальные фигуры относятся к XIX веку.
Фонтан Нептуна в северной части площади. Фонтан Нептуна, установленный на площади в конце XVI века, также был без скульптур, Нептун и окружающие его фигуры датируются XIX веком.
На площади есть открытые кафе, в которых увлажняется воздух, что важно днем и желатерия. Мороженое очень вкусное, ассортимент обширный. Двух больших шариков лимонного и кокосового мне хватило аккурат до Пантеона, куда мы направились, следуя указателям на стенах узких улочек. По дороге попался магазинчик сувениров, в котором глаза разбежались от изобилия сувениров, связанных с фильмом «Римские каникулы». Вышла довольная, как паровоз, с календарями на следующий год и магнитами.
Вот и он, Пантеон … Один из моих римских пунктиков…
«Найди гробницу Санти с дьявольской дырою…
Таинственных стихий четверка жаждет боя,
Уже сияет свет, сомненья позабудь,
И ангелы чрез Рим тебе укажут путь».
Этими словами из «Диаграммы» Галилея Роберт Лэнгдон определил точку отсчета поисков, посчитав, что это Пантеон.
Именно от Пантеона разворачиваются действия в «Ангелах и Демонах» по розыску псевдо иллюминатов: от Пантеона на Пьяцца дель Попполо, затем на Площадь Святого Петра, на Пьяцца Барберини, к Пьяцца Навона, с завершением поисков в Замке Святого Ангела.
Можно сказать, с чего Лэнгдон и компания начинали, тем мы заканчиваем…
Пантеон. Храм всех богов. Языческих божеств. Божеств природы и земли. Переступив порог Пантеона, чувствуешь, что перенесся во времени на две тысячи лет назад. Здесь легко представить себе языческие богослужения, сопровождающиеся жертвоприношениями. В храме проводились службы во имя семи наиболее почитаемых римских богов: Юпитера, Венеры, Нептуна, Марса, Меркурия, Плутона и Сатурна. В Античности под отверстием в куполе Пантеона был установлен церемониальный алтарь, на котором сжигали жертвенных животных.
Пантеон - одно из самых замечательных римских зданий. Высота ротонды равна ее диаметру - 43,3 м. Много позже конструкцию купола Пантеона изучал сам Микеланджело, работавший над зданием собора Святого Петра. Таинственности храму добавляет отсутствие окон. Естественный свет проникает внутрь только через «окулус» - 9-метровое отверстие в куполе - эдакое всевидящее око небес. Или, «дьявольская дыра»… Есть мнение, что отверстие в куполе пробили демоны, спасаясь бегством из языческого храма в тот момент, когда его освещал папа Бонифаций IV.
Первое здание Пантеона, квадратной формы, возведенное в 27-25 годах до н. э., при императоре Августе его зятем Марком Агриппой, в конце I века н. э. было уничтожено пожаром. Круглую форму Пантеон приобрел позднее. Купольная ротонда с прямоугольным портиком и фронтоном, поддерживаемым 14-метровыми коринфскими колоннами, появилась на месте разрушенного храма в 118-125 годах, в правление императора Адриана. Есть легенда, о том, что при восстановлении храма никто до конца не понимал, как возводить крышу над столь огромной конструкцией, изнутри здание заполнялось землей, к которой император повелел примешивать золотые монеты. Когда работы были закончены и на фасад водрузили оставшуюся от первоначальной версии надпись "M.AGRIPPA L.COS. TERTIUM FECIT" (МАРК АГРИППА, СЫН ЛУЦИЯ, ТРИЖДЫ КОНСУЛ, СДЕЛАЛ) и соорудили крышу, император Адриан объявил, что каждый нашедший монету может забрать ее себе - очень скоро внутри храма было пусто и чисто. Возможно, это просто легенда…
Сохраниться до начала Эпохи Возрождения в практически нетронутом виде Пантеону удалось благодаря императору Фоке, который в 608 году даровал здание папе Бонифацию IV. Он незамедлительно перепосвятил храм всех богов Мадонне и всем мученикам, перевезя сюда из катакомб 28 телег с останками первых христиан. Следующие понтифики изо всех сил на пытались покорить языческий Пантеон - Урбан VIII даже велел Бернини пристроить по краям фронтона пару колоколен, но даже великий Бернини не спас эту странную идею: конструкцию в народе нарекли "ослиными ушами" и ругали до тех пор, пока в конце XIX века ее, наконец, не снесли. Церковь здесь действует и до сих пор.
В XIV-XVI веках, здание использовалось в качестве оборонительного сооружения. Лишь в эпоху Ренессанса Пантеону был возвращен былой блеск. Реставрацией храма руководил Рафаэль, тот самый Санти. Он оставил распоряжение похоронить себя в Пантеоне. Умер Рафаэль в 1520 году, но до 1759 года его прах покоился в другом месте. Теперь его прах здесь, в Пантеоне и люди приходят к его захоронению, отдать должное выдающемуся итальянцу.
В первой половине XVII века, при папе Урбане VIII (в миру - Маффео Барберини), портик Пантеона был разобран; часть бронзы, извлеченной из балочных перекрытий, использовали для сооружения балдахина над алтарем храма Святого Петра (тот самый киворий нашего знакомого Бернини), другая - большая - пошла на отливку пушек для замка Святого Ангела.
Горожанам разорение Пантеона пришлось не по душе - они отреагировали на распоряжение папы ехидной репликой «Что не сделали варвары, сделали Барберини» (соль насмешки - в созвучии слова «barbaro» - по-итальянски «варвар» - с фамилией папы).
С момента объединения Италии Пантеон был местом погребения королей. Здесь находятся могилы Виктора Эммануила II и Умберто I, а также королевы Маргариты.
Ощущения от пребывания в Пантеоне одни из самых ярких за время пребывания в Риме. Это храм, но практически лишенный налета религии, как способа подавления и власти над верующими. Светлый, просторный, свободный…
Перед Пантеоном находится маленькая piazza della Rotonda. В центре площади фонтан работы Джакомо делла Порта 1575 года с египетским обелиском, привезенным в Рим Домицианом. Перед Пантеоном обелиск появился в 1711 году по указу папы Клемента XI. Фонтан украшен большими масками, дельфинами и гербами.
Мило поболтав с продавцом магнитов у Пантеона, приняв комплименты и вежливо отказавшись от вечернего знакомства, пошли в сторону Фонтана Треви.
Но! По пути случайно попали в незапланированный храм - церковь Сант-Иньяцио (итал. Sant'Ignazio di Loyola a Campo Marzio)- барочная церковь ордена иезуитов в Риме, посвященная Игнатию Лойоле, основателю ордена иезуитов, канонизированному в 1622 г. Стоит этот храм на Piazza di S.Ignazio, которая производит удивительный сценический эффект благодаря стоящим полукругом зданиям необычной формы, построенным в XVII в. мастером римского рококо Ф. Рагуццини. Однако площадь кажется придавленной огромной церковью Сант-Иньяцио.
Здание церкви интересно тем, что внутри можно увидеть купол, которого нет снаружи. Существует версия, что из-за размеров церкви у архитекторов не было возможности спроектировать настоящий купол: он загородил бы свет соседним зданиям, и было решено сделать временный "фальшивый" купол на плоском потолке. С этой задачей великолепно справился Андреа Поццо, художник и математик, создавший шедевр на полотне диаметром 17 м (1685). Временный купол стал постоянным и прослужил несколько веков. В XIX в. потемневшее полотно было повреждено во время взрыва порохового склада, и потолок церкви на долгое время закрыли голубой тканью. Реставрационные работы завершились лишь в 1963 г. Алтари боковых капелл, выполненные по проекту Андреа Поццо, отделаны разноцветным мрамором.
Поццо расписал и потолок, на котором запечатлены "Триумф Святого Игнатия" и история распространения иезуитских миссий по четырем континентам.
Раз уж речь идет о барокко, а эта часть Рима - царство барокко, хочется рассказать, что же есть это самое барокко.
Баро́кко (от итальянского barocco - «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.
В XVI в. Италия - первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы. Они диктуют условия политики. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций - она остается культурным центром Европы. Она богата духовными силами. Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям. Центром католического мира является Рим. Благодаря этим обстоятельствам, знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все. Знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Вот тогда на территории Италии возникает Барокко, стиль, который может возвысить. Теперь в этой части Рима мы наслаждаемся плодами тех времен…
Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу - в учтивом флирте, ссоры - в утончённой дуэли.
Для барокко характерна идея спящего Бога - деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться - у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию «Системе природы» (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества
Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: Гулливер и барон Мюнхгаузен
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. У нас в России барокко процветал во времена Елизаветы Петровны, что мы можем наблюдать в Питере и его окрестностях.
Опять получилось много, но интересно же!
Теперь уж точно к Фонтану Треви!
Своим названием фонтан Треви обязан месту расположения в Риме, а находится он на перекрёстке трёх улиц, что по-итальянски произносится - трэ вии. Вот оно и название, готово! Фонтан Треви был построен в стиле барокко (ох уж то барокко!) по проекту Николо Сави. Нужно быть гениальным, чтобы заключить такой большой фонтан в такой малый отрезок. Фонтан Треви как бы облокачивается сзади на дворец Поли, оставленный полностью без окон с той стороны.
Влюбленные приезжают сюда, чтобы обменяться клятвами возле самого романтичного фонтана в мире - именно в нем, по ходу фильма «Сладкая жизнь», состоялся знаменитый поцелуй Аниты Экберг и Марчелло Мастрояни. Фонтан Треви еще и выполняет желания. Для этого надо стать к нему спиной и бросить правой рукой через левое плечо в воду монеты - по числу загаданных желаний, одно из которых - возвращение в Вечный Город. Уж монет мы накидали, постарались! Прочитала, что во время еженедельной чистки бассейна со дна извлекается сумма в среднем достигающая 11 000 евро. Собранная сумма передаётся благотворительной организации. Ну и наш посильный вклад в это дело внесен.
Этот роскошный барочный фонтан спроектировал знаменитый итальянский архитектор Николо Сальви на заказ для папы Климента ХII. Создание фонтана началось в 1732 году и закончилось в 1762 году. Фонтан Треви снабжается чистейшей водой из ключей, расположенных в 13 км от города. Вода для фонтана поступает по водопроводу Аква Верджине (Acqua - вода, Vergine - девушка), действующему с 1 века до н. э. Фонтан является самым крупным в Риме - 20 м шириной и 26 м высотой - занимает почти всю площадь, которая явно мала для такого великана.
Он полностью посвящен морю. Мифический бог Океан (по некоторым мнениям Нептун), стоя на огромной колеснице в виде морской раковины, управляет водными каскадами. Находящаяся за его спиной центральная ниша дворца, создаёт впечатление, что бог Океан выехал через неё на своём роскошном транспорте, который тянут морские коньки и тритоны.
Журчащие потоки воды изящно струятся по остальным фигурам и шумно срываются, обрушиваясь на камни, тем самым, создавая чарующий звук волн, бьющихся о морской берег. По бокам от бога Океана в нишах расположились аллегорические фигуры, а вверху - барельефы. На одном из барельефов - девушка указывает римским солдатам на источник, а именно, акведук, поставляющий воду для “его величества фонтана”.
Порядок в окружающей фонтан туристической толпе охраняют очень симпатичные римские полицейские, привыкшие к просьбам о фото. На чистом русском на мое «спасибо» он ответил «пожалуйста»…
Попрощавшись с Треви до следующей встречи (неизбежность ее гарантирована брошенными монетами), идем на Piazza di Spagna, Площадь Испании.
Название свое площадь получила благодаря посольству Испании, размещавшееся здесь в XVII столетии. Правда, в то время площадью Испании называли только южную ее часть, которая и примыкала к посольству. Северная же часть называлась площадью Франции, ибо здесь было расположено посольство этой страны. Площадь Испании не похожа ни на одну из площадей мира и имеет уникальную форму. Модельеры называют такую форму - приталенный силуэт. Она сужается в средине (в талии) и потом опять расширяется.
В центре площади расположен Фонтан Баркачча. В 1598 году вышедший из берегов Тибр залил своими водами большую часть Рима. Одну из оторвавшихся от причала лодок отнесло к площади Испании. Под впечатлением тех событий по заказу папы Урбана VIII был установлен фонтан, прообразом которого была та самая полузатопленная лодка. Над проектом трудился Пьетро Бернини, это отец нашего знакомого Лоренцо Бернини. Этот фонтан стал одной из самых известных работ мастера. Медленно струится вода, подаваемая в фонтан по акведуку Аква Вирго, построенному еще в I веке до нашей эры. Фонтан был установлен на этом месте в конце тридцатых годов XVII столетия.
Каждый год, 8 декабря в день праздника Непорочного Зачатия, на площадь приходит римский папа. В это время площадь наполняется людьми, желающими не только разделить праздник с верующими, но и посмотреть на это священное зрелище.
Площадь Испании является центром римского квартала моды, самые известные итальянские модные марки представлены на виа Кондотти, которая начинается у площади. Площадь привлекает не только туристов, она является излюбленным местом встреч молодежи.
Здесь же на площади Испании начинается та самая Испанская лестница, грандиозная барочная лестница, состоящая из 138 ступеней, которые ведут с Испанской площади к расположенной на вершине холма Пинчо церкви Тринита-деи-Монти.
Любимица кинематографистов, модельеров и художников - вовсе не поражающая своей красотой фотомодель. Да, она итальянка - но необычная, с испанскими корнями. Она не такая, как все, она уникальна и неповторима. Недавно ее признали красивейшей в Европе, несмотря на то, что скоро ей исполнится триста лет. Любой турист почтет за честь посидеть на этих ступенях. Испанская лестница, логически завершающая улицу Кондоти и площадь Испании, прекрасна - стиль барокко нашел здесь свое воплощение в полной мере. Непонятным остается только одно - каким образом в итальянской столице появилась именно Испанская лестница?
Политическая ситуация в Европе 18 века была настолько запутанной, что даже сами монархи континента, очевидно, не всегда понимали, куда «дует ветер». Ситуация осложнялась еще и тем, что все они в той или иной степени были родственниками. Это и сыграло решающую роль при конструкции лестницы. Патронаж над церковью Тринита Деи Монти (верх холма Пинчо) имели французские монархи, посольство их близких родственников - испанских королей - находилось, соответственно, на Испанской площади, т.е внизу. Внезапный приступ любви французского монарха к испанским родственникам закончился тем, что французский посол Этьен Геффье решил связать эти два пункта напрямую - лестницей. Дело было важное, государственное, да и к тому же король Франции не захотел расходовать деньги из государственной казны. Решение нашлось само собой - французскому послу было отдано распоряжение взять все расходы на себя. Что он незамедлительно и сделал, выделив двадцать тысяч скудо на постройку грандиозной лестницы. Однако самому инициатору этой затеи свое детище увидеть так и не пришлось - француз вскоре умер. Впрочем, несмотря на выделенные деньги, проект лестницы так и не увидел свет аж до 1717 года. Камнем преткновения стала конная статуя короля Людовика XIV, против которой был решительно настроен тогдашний Римский Папа. После долгих препирательств и обсуждений от монумента стороны решили отказаться и нашли-таки компромисс: соединили вместе в убранстве лестницы символы династии Бурбонов с атрибутами папской власти - орлом и короной. Строили Испанскую лестницу два года - с 1723 по 1725 г.г. по проекту малоизвестного архитектора Франческо де Санктиса.
По мнению современных искусствоведов, Испанская лестница - самая красивая лестница Европы. Что бывает довольно редко, согласны с ними и простые обыватели - проведенный Интернет-опрос безоговорочно поставил Испанскую лестницу на первое место, оставив не у дел лестницу на Монмартре и «лестницу кавалеров» в Праге. «Это признание достоинств одного из самых удивительных уголков Рима», - заявил мэр итальянской столицы. Несмотря на статус культурной ценности, власти относятся к посещению достопримечательности весьма демократично. Испанская лестница, знакомая всем по показам высокой моды, в обычные дни теряет свою элитарность и является излюбленным местом для молодежных тусовок и встреч влюбленных парочек. Так что, покуда будет стоять Рим, всегда найдется человек, который захочет отдохнуть на этих древних ступенях. Девушки, приезжавшие из соседних селений, усаживались на Скалинату - большую лестницу, в надежде, что какой-либо известный художник возьмёт их в натурщицы или же приметит состоятельный человек. Запечатлена Испанская лестница и в фильме "Римские каникулы".
Здесь, на Площади Испании, закончилось наше римское путешествие. Пора возвращаться в Сорренто…