Едем вдоль Тибра к мосту Святого Ангела.
«По обеим сторонам моста, словно белые часовые, стояли ангелы работы Бернини. Лэнгдону казалось, что посланцы небес указывают ему дорогу. По мере того как Лэнгдон приближался к замку, тот все больше и больше напоминал неприступную скалу. С близкого расстояния это сооружение казалось даже более величественным, чем Собор святого Петра. Лэнгдон знал, что Ватикан в течение многих веков использовал это сооружение как усыпальницу, крепость и убежище для пап во время осад, а также как узилище для врагов церкви. За свою длительную историю оно, видимо знавало и других обитателей. Иллюминатов например. И за этим ученый видел какой-то таинственный смысл. Хотя замок был собственностью Ватикана, церковь пользовалась им лишь время от времени, а Бернини в течение многих лет занимался его обновлением. Если верить слухам, в нем имелось множество секретных ходов и потайных комнат, а его стены и подземелья были пронизаны тайными коридорами и тоннелями»…
Кто читал «Ангелов и демонов» Брауна и книгой впечатлился - тот поймет, с каким замиранием сердца я ступила на мост Святого Ангела. «И ангелы чрез Рим укажут путь» - вот он Храм Света, один из главных героев книги, убежище псевдо иллюминатов…
Но это художественные образы, что же до реальной истории и фактов, то они вкратце таковы:
Замок Святого Ангела - место неоднозначное и от этого вызывающее еще больший интерес.
Castel Sant’Angelo - на самом деле не что иное, как мавзолей, возведенный для императора Адриана (135-139 гг.) Однако время внесло свои коррективы - когда Рим обнесли Аврелиевой стеной, замок превратился в самый настоящий укрепленный бастион. Убежище пришлось как нельзя кстати - периодически в нем спасались папы от посягательств на свою жизнь внутренних и внешних врагов.
Наречение замка в честь Архангела Михаила произошло в 590 году, когда в Рим пришла эпидемия чумы. В надежде получить снисхождение и заступничество Божьей Матери перед лицом болезни, Римский Папа призвал жителей к шествию через весь город. Подойдя к замку, люди увидели на его крыше сияющую фигуру, в которой узнали Архангела Михаила. Он вложил свой меч обратно в ножны, тем самым символизировав прекращение ужасной эпидемии. Действительно, скоро чума оставила Рим, а в честь чудесного события здесь появилась фигура Архангела. На сегодняшний день эта фигура уже шестая по счету - предыдущие пять либо были разрушены ударами молний, либо были пущены на переплавку - из-за нехватки металла для производства оружия.
Ведет к замку Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), сегодня густо заселенный торговцами, шаржистами и уличными музыкантами. В давние времена по этому мосту страждущие попадали через Тибр к ватиканским святыням. По степени культурной и исторической ценности он нисколько не уступает своему замку-тезке. По всей длине его украшают десять скульптур ангелов, бесценные работы Бернини и его наследников. Знал мост и трагедии - в 1450 году он рухнул, унеся жизни более чем двух сотен паломников. Еще столько же погибло в образовавшейся давке и панике. С тех пор улица, идущая от площади Навона, называется via del Panico. Особый коридор на случай вынужденного бегства папы соединяет замок с Ватиканским дворцом.
Особенно интересен период в истории замка, когда он служил местом заточения. Кто только не перебывал в его застенках - в «постояльцах» числились практически все известные ученые того времени, которых преследовали за ересь. Галилей и Джордано Бруно - самые известные из них. Содержали их в камерах более-менее прилично, а вот сотни остальных так и не дождались снисхождения. Большое число камер были устроены в вентиляционных трубах - несчастные узники не могли в них даже повернуться. За всю историю замка-тюрьмы был совершен всего один побег - на свободу вырвался знаменитый ювелир и изрядный авантюрист Бенвенуто Челлини. Правда, стоит учесть - сидел он в обычной и довольно просторной камере с решетками на окнах.
Поклонившись замку, мосту, подмигнув Вселенной, потопали в сторону государства Ватикан по улице Примирения - Via della Conciliazione.
Но, Ватикан Ватиканом, а обед по расписанию!
По моему плану обед должен был свершиться в ресторане Spinosi Alberto, в пяти минутах ходьбы от Площади Святого Петра. Бывалые советовали это местечко посетить по причине наличия хорошей еды, истинно итальянского антуража и колоритной хозяйки. Действительно интересный антураж, видела что-то похожее в черно-белых итальянских фильмах, только здесь все яркое. Вот эта аутентичная хозяйка, покрикивающая, пристально контролирующая весь процесс, помощник в годах, мальчишка на кухне - слаженный мини-коллектив. Напор хозяйки вначале ставит входящих голодных клиентов в тупик (думаю, они не читали советы бывалых в интернете, салаги). Но, это не хамство, а практичный подход без всяких финтифлюшек: заходи, садись, накормлю, паста, пицца, завертелось, клиенты сидят, офигевают. Бац! Бутылка воды на столе. Бац! Салат. Бац! Тарелка с пастой. Едим. Смотрим на вновь прибывших. Ну что, финита ? Все сыты, довольны. И хлеб, и зрелища. Наблюдать за процессом очень интересно. Я к этому была готова и именно за этой атмосферой и ощущениями сюда шла. Хотя, конечно, ела я и повкусней болоньезу (мои болоньеза по вкусу мало чем отличались от пасты Наташки, которая вроде была без мяса). Да уж, избаловал нас округ Кампания вкусной едой!
Ну что же, вперед, нас ждут великие дела!
Бодро движемся к Площади Святого Петра.
Нарисованная на брусчатке белая линия по внешнему периметру площади является государственной границей государства Ватикан. Со всех остальных сторон город-государство Ватикан окружен высокой и неприступной стеной, возведенной в 16 веке для защиты пап и мирных пилигримов от внешних агрессоров.
Что есть Ватикан?
ВАТИКАН - карликовое государство-анклав (самое маленькое государство в мире) внутри территории Рима, независимое от Италии. Своё название государство получило от названия холма Mons Vaticanus, с латинского vaticаnia - «место гаданий». Статус Ватикана в международном праве - вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви.
В античности территория Ватикана (лат. ager vaticanus) не была заселена, так как в Древнем Риме это место считалось святым. В 326 году, после прихода христианства, над предполагаемой гробницей святого Петра была воздвигнута базилика Константина и с тех пор это место стало заселяться.
В современном виде Ватикан возник 11 февраля 1929 года на основании заключённых правительством Муссолини Латеранских соглашений. Ватикан - абсолютная теократическая монархия, управляемая Святым Престолом. Сувереном Святого Престола, в руках которого сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть, является Папа Римский, избирающийся кардиналами на пожизненный срок. После смерти Папы и во время конклавa вплоть до инаугурации нового Папы его обязанности исполняет камерленго. Общая длина государственной границы, проходящей только по территории Италии, составляет 3,2 километра.
Гражданство в Ватикане не наследуется и не может быть приобретено в силу рождения в городе. Оно может быть получено только на основе служения Святому Престолу и аннулируется в случае прекращения трудовой деятельности в Ватикане. Этнически большинство подданных - итальянцы, за исключением членов швейцарской гвардии.
Наше знакомство с Ватиканом началось с Площади Святого Петра. Создана Площадь в 1656 - 1665 годах Лоренцо Бернини. Сама по себе площадь место впечатляющее и эмоциональное, трудно найти человека, которого она оставила бы равнодушным. Площадь как бы закрепляет значение Собора Святого Петра как главного храма католического мира - с грандиозной колоннадой, в плане овалообразующей и как бы, по словам самого Бернини «заключающей (зрителя) в объятия». В центре площади - гранитный египетский обелиск - немой свидетель казни апостола Петра.
Пока стою в очереди Собор Святого Петра (всего 35 минут), вкратце расскажу о Бернини.
Джованни Лоренцо Бернини, уроженец Неаполя - великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью». Особое влияние на молодого художника оказала живопись болонской школы, а также античная скульптура, которой он страстно поклонялся всю жизнь.
Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». Уже ранние скульптуры Бернини («Давид», 1619; «Похищение Прозерпины», 1621; «Аполлон и Дафна», 1622-1625; - все в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют об исключительном даровании. Стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым, «как воск», он добивается беспрецедентной динамики форм, сложных живописных эффектов.
В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Лаврентия». Увидев эту скульптуру, кардинал Скопион Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором. Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом.
По его проектам и эскизам были построены пышные фонтаны с живыми, динамичными фигурами, олицетворяющими природные стихии - фонтаны Тритона на площади Барберини и Четырех рек на площади Навона, а также алтарная группа Экстаз Святой Терезы в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа. (поклонники «Ангелов и демонов» конечно вспомнят о ней). Скульптура посвящена святой Терезе, испанской монахине и католической святой, жившей в XVI веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей чрево золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Бернини воплотил это мистическое видение в мраморе. Более, чем какой-либо иной мастер, Бернини способствовал сложению новых, барочных черт в архитектуре «вечного города» - Рима, причем его ансамбли отнюдь не подавляют человека, но, напротив, в чисто ренессансном духе возвышают его, усиливая праздничную авантюрность облика Рима.
Личная жизнь Бернини - «Санта Барбара» отдыхает!
«Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Однажды до него дошли слухи, что Констанция изменяет ему с его младшим братом Луиджи, тоже скульптором и математиком. Джованни решил проверить эти слухи и в один день сказал, что уедет через день и в городе его не будет. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Там он и застал Луиджи с Констанцией. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся. Но как выяснялось, Джованни заранее послал в свой дом слугу, которому дал задание изуродовать Констанцию. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции. Бернини был обвинен в нанесении тяжких телесных повреждений и покушении на убийство. Урбан VIII уладил дело и приговорил Джованни к штрафу, а также заставил его жениться на Катерине Тезио, дочери римского адвоката. Луиджи Бернини за участие в драку был выслан в Болонию, а слуга и Констанция (которую обвинили в прелюбодеянии) были отправлены в тюрьму». Ох уж эта неаполитанская кровь!
Солнце припекает… Эх, молодцы японцы! Упакованы по полной, и под зонтиками. А очередь наша благополучно подходит к проверке на металлоискателе. Оружие, наркотики не обнаружены, движемся к Собору Святого Петра.
Собор Святого Петра - один из старейших памятников христианской веры. Рассказывают, что ночью здесь можно услышать стоны мучеников - собор был возведен на месте античного цирка, где проходили жестокие казни христиан. На этой же арене в 67 году был казнен и Святой Петр. Апостола распяли на кресте вниз головой - последним желанием Петра была просьба, чтобы его казнь не повторяла казни Христа.
Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением Святого Петра. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. Начал строительство в 1506 году Донато Браманте. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, затем Бальдассаре Перуцци и Антонио да Сангалло. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.
Общая высота собора составляет 136 м. Он может вместить до 60 тыс. человек. Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.
Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба.
Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём и захоронением Святого Петра находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.
Выйдя из Собора Святого Петра поглазели на швейцарских гвардейцев (костюмы их создаются по эскизам Микеланджело, но в упрощенном варианте), посетили ватиканскую почту, ужаснулись увеличевшейся в два раза очереди в Собор Святого Петра и устремили свой взор к стоянке такси. Нас ждет «фонтанная» часть.
Piazza Navona, per favore!