Свидетельство Истины преподобного Серафима Вырицкого

Apr 03, 2012 17:39

«Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества»
Святой преподобный Серафим Вырицкий Чудотворец.

Подарили мне как-то на день рождения замечательную книгу - подарочное издание «Православные святыни». В главе «Серафимо-Дивеевская женская обитель» я увидел вот такую иллюстрацию, которая резко выделялась среди всех прочих неоднозначной художественной трактовкой образа православного святого.




Подписана она так: «Преподобный Серафим Саровский с житиями. Издание товарищества И.Д. Сытина. 1903 год».


О вкусах, конечно, не спорят, но я рискну задать вопрос - Кто перед вами? Светильник веры, исповедник, пастырь, или же чудаковатый, не вполне здоровый психически святоша?.. Уверен, что Михаил Васильевич Нестеров, возьмись он за эту работу, решил бы образ Серафима Саровского принципиально иначе. Но таких как Нестеров было мало. В искусстве господствовал декаданс, публика восхищалась впечатляющими образами демонов. И когда в год прославления Серафима Саровского в лике преподобных издательству понадобилась иллюстрация с портретом святого, художник выполнил работу, вероятно, держа в уме литературные образы Аксиньюшки и Парамоши из города Глупова. Не будем грешить на художников. Только ли в них дело? От мэйнстрима невозможно укрыться даже за церковной оградой. Показателен такой случай из биографии будущего главы обновленческой церкви Александра Введенского. Рассказывают, что когда на своей первой службе в сане иерея он «начал читать текст Херувимской песни, молящиеся остолбенели от изумления не только потому, что отец Александр читал эту молитву... не тайно, а вслух, но и потому, что читал он её с болезненной экзальтацией и с тем характерным «подвыванием», с которым часто читались декадентские стихи»

С тех пор прошло больше века, и уже два десятилетия как мы свободны от богоборческого режима, но всё никуда нам не деться от пренебрежительно-профанских воззрений образованщины на Православие. Как-то довелось мне услышать такое мнение о молитвенном стоянии на камне Серафима Саровского: «Лучше бы картошку копал, и бедным её раздавал». Всеведущий Господь, конечно, предвидел появление подобных воззрений на христианское подвижничество. Во всяком случае, видится какая-то закономерность в том, что двадцатый век на Руси начинался с прославления преподобного Серафима Саровского, а двадцать первый начался с прославления его последователя и подражателя - преподобного Серафима Вырицкого Чудотворца, чьё житие, по Промыслу Всевышнего является свидетельством Истины и оружием против самых распространённых ныне антицерковных предрассудков, недобросовестных заблуждений, несправедливых упрёков. Этот святой угодник божий особенно близок нам ещё и тем, что является нашим старшим современником - ещё живы те люди, которые знали его лично.

Бытует мнение, что тяга к религии в детском возрасте появляется, если ребёнок склонен к асоциальности, мечтательности, погружён в себя, равнодушен к окружающему миру. Василий Муравёьв, родившийся 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в благочестивой семье Николая Ивановича и Хионии Алимпьевны Муравьевой, действительно, стал рано интересоваться духовной литературой. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь, он зачитывался житиями святых, которые тогда продавались в виде маленьких разноцветных книжечек. При этом надо заметить, что мальчик практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Он был одарён сообразительностью, необыкновенным усердием, терпением и настойчивостью в достижении целей, и удивительной памятью.

Детство Василия закончилось рано. Умер отец, затем сестра, остались в семье он, да болезненная матушка. Вскоре односельчанин, работавший старшим приказчиком в Петербурге забирает десятилетнего отрока в столицу, обещая матери, что выведет её сыночка «в люди». Односельчанин устроил мальчика рассыльным в одной из лавок Гостиного двора. С первых же шагов Василий проявил такое усердие, исполнительность и расторопность, что владелец конторы, стал поручать ему все более и более сложные дела.

Но соблазны столичного града и новые возможности не угасили в юном человеке огонь веры, и стремления всего себя отдать служению Богу. Василию было 14 лет, когда он поведал о своём заветном желании стать монахом одному из схимников Александро-Невской Лавры. В ответ он услышал наставление, по которому ему надлежало до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество.

Бывает и так - «церковники» взяли, да отпустили в светскую жизнь юную душу, которая сама рвалась к ним! И, надо сказать, что молодой человек, воспользовавшись напутствием, не потерял себя в «мире сем», и сделал, выражаясь современными языком, блестящую бизнес-карьеру. Когда Василию исполнилось 16 лет, его работодатель назначил юношу на должность приказчика. Ещё через год Василий Николаевич стал старшим приказчиком, и это при том, что такой карьерный рубеж преодолевался, как правило, не ранее чем через 10 лет безупречной работы.

Василий Николаевич часто бывал в служебных командировках. В которых непременно посещал святые места, находившиеся поблизости. В Троице-Сергиевой лавре старец отец Варнава, после продолжительной беседы, благословил Василию быть его духовным сыном. Их духовное общение продолжалось около 20 лет во славу Божию.

В 1892 году молодой коммерсант открывает собственное мехоторговое дело, становится купцом 2-ой гильдии, часто бывает заграницей. Его доход составлял в среднем 90 000 рублей годовых. Предположительно в 1894 году женился на Ольге Ивановне Нетрониной.




В 1895 голу рождается сын Николай.




Жизнь Василия Муравьёва как будто бы становится наглядной иллюстрацией слов Тертуллиана: "И нет ничего человеческого, что должно было бы быть чуждо христианину".

В 1895 году Василий Муравьёв становится действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний, а В 1905 году - действительным членом Ярославского благотворительного общества. Чета Муравьёвых являет собой пример благотворительности. Они не только жертвуют деньги, но и принимают к себе в дом болящих из казенных больниц. По церковным праздником накрывали у себя дома столы и приглашали к себе людей «с улицы». «Все зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже...» - говорил Василий Николаевич, подавая пример совершенной, деятельной христианской любви. Однако, кто бы сегодня вспомнил купца Муравьёва, который помогал безвестным беднякам, нередко, делая благотворительные взносы анонимно. Чтобы прославиться, надо было заниматься покупкой картин именитых художников, как его коллега - меценат Третьяков. Но будущий подвижник во всём следовал евангельскому учению: «Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Матф.6:4)

А тем временем Россия в лице «просвещённых» её сынов и дочерей неуклонно шла путём отречения от Христа и нарушения соборной клятвы 1613 года. После катастрофы февраля 1917 года семья Муравьёвых сворачивает дела и до 1920 года уединяется в своём особняке в посёлке Тярлево, что между Павловском и Царским Селом. Многие состоятельные знакомые Муравьёвых перевели капиталы за границу и покинули Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом. Для Василия и Ольги Муравьевых подобного выбора не существовало. В промежуток времени между 1917 и 1920 годами Василий Николаевич, по свидетельству близких ему людей посещает святую гору Афон, чтобы определиться в своей дальнейшей судьбе, а в сентябре 1920 года Василий Николаевич становится простым послушником Александро-Невской Лавры, а Ольга Ивановна - Воскресенского Новодевичьевого монастыря. Удивительным образом состояние Муравьёвых сохранилось и после октября 1917 года, и к моменту их ухода из мирской жизни Василий Николаевич передал только в Лавру 40 000 рублей в золотой монете. Так бывший коммерсант становится простым послушником Варнавой. Он сделал свой выбор, который в то трагическое и чудовищное время являлся настоящим подвигом. И этот выбор диаметрально противоположен тому выбору, который ставит в пример сторонник «православия с человеческим лицом» премудрый протодиакон Андрей Кураев, восхищаясь монахами и игуменами, которые «нашли в себе силы» порвать с монашеством, завести семьи и воспитать детей. Так хочется сторонникам православия-light убедить свою паству в ничтожности и «отсталости» монашества, жертвенности, молитвенного подвига. Только Господь не разделяет эту точку зрения. Он наделяет своими совершенствами не рок-миссионеров, а подвижников и молитвенников - «Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).

На рубеже 1926-1927 годов монах Варнава постригается в великую схиму с наречением имени Серафим в честь преподобного Серафима Саровского и становится духовником Александро-Невской Лавры. В 1933 году по состоянию здоровья и по благословению митрополита Серафима (Чичагова), который профессионально владел медицинскими знаниями, иеросхимонах Серафим переселяется в дачный посёлок Вырица под Ленинградом. Вместе с ним по благословению владыки в Вырицу отправились схимонахиня Серафима (в миру - Ольга Ивановна Муравьева) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита - юная послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря. В Вырице старец Серафим повторяет подвиг молитвенного стояния на камне своего небесного покровителя Серафима Саровского. А с началом Великой Отечественной войны отец Серафим, несмотря на пошатнувшееся здоровье, усилил молитвенный подвиг - стал совершать его ежедневно.




В Лавру, а затем и в Вырицу, к батюшке Серафиму устремляется неиссякаемый людской поток. К нему приходили не за «картошкой», не за деньгами, хотя все деньги получаемые им от благодарных просителей он немедленно раздавал страждущим, или отдавал на нужды Церкви. К нему несли горести, проблемы, духовные болячки, исповедовались в грехах, а от него уходили с утешением, наставлением, а подчас и с исцелением, ибо Господь наделил угодника Своего дарами прозорливости и чудотворения. Во всяком его слове и деле светилась любовь и неудержимо изливалась на окружающих. «Пока рука поднимается для благословений - буду принимать людей» - говорил преподобный. Близкие отца Серафима рассказывали: «Бывает, заглянешь в келью ночью к батюшке, чтобы узнать, нужна ли какая помощь, а он, обливаясь слезами, тянет в небо свои прозрачные руки, ничего не замечая вокруг»

И народная тропа к угоднику божию не зарастала. Приходили к нему не только простые, некнижные люди, но и известные на весь мир учёные и деятели культуры, среди которых отец современной физиологии академик И.П. Павлов, который был почетным старостой двух петроградских храмов: Знаменской церкви на Лиговском проспекте и церкви Апостолов Петра и Павла в поселке Колтуши., один из основателей Русского астрономического общества академик С.П. Глазенап, один из создателей современной фармакологической школы М.И. Граменицкий, профессор-гомеопат С.С. Фаворский, физик В.А. Фок, биолог Л.А. Орбели. Все эти образованные, искушённые в науках люди ехали к старцу не за теологическими лекциями, и, тем паче, не за миссионерскими шоу, а за наставлениями и молитвенной помощью подвижника, перед которым Сам Господь открывал сокровенное.

В наше время не утихают упрёки в соглашательстве Церкви с безбожным режимом, осуждается «сергианство», нередко можно услышать оскорбительное «гэбня в рясах». Отец Серафим всегда твёрдо стоял на стороне иерархов Церкви. Всех вопрошавших он неизменно уверял в необходимости поминать имя митрополита Сергия и существующие власти. «Так надо!» - убежденно говорил он, и ненужными становились никакие иные, более подробные объяснения...

Свой земной путь старец закончил 3 апреля 1949 г. "Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам" - говаривал батюшка Серафим. В короткой статье невозможно перечислить все свидетельства о благодатной помощи, полученной верующими по молитвам батюшки Серафима, о его пророчествах о судьбе России и мира. В последнее время написано немало книг и статей о Серафиме Вырицком, а здесь хотелось бы поделиться небольшим эпизодом из своего личного опыта.

Просматривая материалы о Серафиме Вырицком, я наткнулся на статью об известном произведении "От Меня это было. Разговор Бога с душой", широко распространяемый в аудио-формате. Его авторами считаются прп. Серафим Вырицкий и митрополит Мануил Лемешевский. Что-то заставило меня остановиться на этой статье и прочитать её до конца. И вот, в процессе погружения в тему стали открываться удивительные вещи.
Этот популярнейший аудио-трек, уже давно бороздящий просторы интернета, является частью саунд-трека к документальному фильму об актёре Владимире Заманском, которого мы помним по блестяще сыгранной главной роли в фильме Алексея Германа-старшего "Проверка на дорогах", и по многим другим кинокартинам. Считается, что на этом треке мы слышим голос Владимира Петровича, православного, глубоко верующего человека, благоговейно и проникновенно, без приторного елея, прочитавшего это краткое, но необъятное по духовному сродержанию, богодухновенное произведение. Всё здесь, казалось бы, замечательно, но есть одно большое и жирное "но". Дело в том, что упомянутый текст вышел из под "редакции" неизвестного цензора. Из него были удалены все упоминания о Пресвятой Богородице, о Церкви и церковном служении, а также цитаты из Библии. Вот удалённые фрагменты, судите сами:

1) "Я хочу, чтобы ты убеждался в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать о нужде твоей: "Вы не верили Господу Богу вашему" (см. Второзак. 8, 12-13).
2) "Наклеветал ли кто на тебя? Предоставь Мне это дело и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, чтобы укрыться от "пререкания языков". Я изведу, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень" (см. Пс. 36, 6).
3) "Ибо не ты ли вручил их Покрову Матери Моея Пречистыя: не ты ли некогда возлагал заботу о них Моей промыслительной любви".
4) "Мечтал ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо того слег на одр болезни и немощи - от Меня это было. Тогда бы ты был погружен в свои дела, и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и урокам Моим, что ты на службе у Меня. Я хочу научить тебя сознавать, что ты - ничто. Некоторые из лучших соработников Моих - суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть орудием непрестанной молитвы".

Может прозвучать вопрос: "Что же здесь криминального? Текст сокращён совсем чуть-чуть, а его глубокое эмоциональное воздействие на тех, кто его слушает, вряд ли пострадает от таких купюр!" Да, всё так, только в таком случае придётся уточнить: о каком Боге идёт речь? О Том, что "нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася", или же о том, который "в душе", в общении с которым "посредники не нужны", ибо "Господь - это не кресты и не купола", а эдакий универсальный постмодернистский Personal Jesus, абстрактный "Абсолют" New Age, или масонский "Великий Архитектор"?

Получилось так, что подлинное откровение, жемчужина Православия, стала смысловым "перехватчиком" для людей, которые только начинают задумываться о своём духовном самоопределении, нащупывая свой путь к Богу. И, к сожалению у очень многих этот путь приводит не к Христу, а в оккультное болото. К "Абсолюту", который суть не Бог, а привлекательная маска, за которой скрывается Его антипод!

У меня лично с этим треком произошла, как я полагаю, неслучайная вещь: сколько я не пытался добавить его в музыкальный раздел сообщества "Серафим Вырицкий" социальной сети mail.ru - у меня ничего не получалось. То он добавлялся, но потом исчезал, то "глюки" какие-то происходили во время добавления. А совсем недавно я услышал мнение, что голос чтеца на этом аудио принадлежит не Заманскому, а кому-то другому. В общем, обозначился почти детектив, расследовать который я предлагаю всем, кто неравнодушен к памяти Вырицкого подвижника. Аудиозапись «От Меня это было» можно скачать здесь: http://serafim.com.ru/site/nstr_1_1_01.html

Святый угодниче Божий Серафиме, Вырицкий Чудотворче, моли Бога о нас!

религия, Православие, Серафим Вырицкий

Previous post Next post
Up