Ходил я тут на спектакль по песням Егора Летова. Я полагал, что буду там довольно неотёсанным зрителем. Но мне очень рекомендовали, поэтому я постарался. На спектакль, показанный в начале октября, я брал билеты в середине июля. А в августе билетов уже не было. Так что постараться пришлось, и оно того стоило. Музыкально это была бомбическая постановка.
Единственное, чего мне не хватило в спектакле - это сквозного сюжета. Может быть, как это бывает с прогрессивным театром, сюжет был, просто я его не прохавал, но тут имеем что имеем. Всё же настолько комплексные спектакли невозможно целиком воспринять с первого раза. Может, после десяти просмотров я что-то ухвачу. А на первый просмотр спектакль выглядел как череда скетчей.
Больше всего меня восхитила и зачаровала вокально-музыкальная подготовка актёрского состава. В спектакле участвует 13 человек, и все они поют. Уверенно, хором и многоголосья, акапелла и под аккомпанемент, в ноты попадают, а где надо специально не попадать в ноты - делают и это. Более того - почти все актёры ещё и играют на музыкальных инструментах, и большинство - более чем на одном. На сцене присутствовало: три гитары акустические, электрогитара, бас-гитара, балалайка, пианино, синтезатор, аккордеон-половинка, полноценная барабанная установка и эпизодически ксилофон из стеклянных бутылок с водой. И на всём этом люди играли, чередуясь друг с другом. И пели. Они могли весь спектакль играть по песням Шарля Азнавура на французском, я бы ни черта не понимал бы, но всё равно бы кайфовал, потому что музыкально было классно сделано. Я в какой-то момент спектакля слышу виолончель. И думаю: "Так не было же её, они чего, ещё и виолончель выволокли? Во дают!" А на сцене темно, не сразу видно, в чём дело. Но нет. Они взяли смычок, взяли бас-гитару, поставили её на попа и сделали из неё эрзац виолончели. Из бас-гитары. Это восхитительно. И звучало круто.
Отсылки были тоже классные, но тут уже сказывается моя недостаточная эрудированность. Что-то я узнавал, "Маленький принц" - довольно распространённая отсылка. "В ожидании Годо" - уже менее тривиальная. Ну, и песни Летова, конечно. Его творчество в целом - это сплошной постмодерн, куда мне там... Плюс я его (и Янки, чьи песни тоже были) биографию не знаю, так что наверняка целый пласт смыслов мимо прошёл. Я радовался, если хотя бы песни узнавал. А некоторые ещё надо было узнать.
Вот я недавно слушал две сотни шанти, а тут на спектакле слушал авторские аранжировки песен Летова. И подумал, что очень хочу себе навык слышать музыку сквозь шелуху. Летов как исполнитель - нууу... такой себе. У него довольно бедные аранжировки и чаще всего нарочито (а, может, и не нарочито) небрежное исполнение. Из-за чего сложно понять, насколько красива песня сама по себе. С шанти, которые исполняются хором пьяных мужиков в баре, ровно та же проблема. Я хочу научиться слышать музыкальный потенциал самой песни, а не музыкальную красоту конкретного исполнения. Клёво исполненную песню я и так замечу. А вот понять, что вот конкретно эта мелодия с вот этими словами будет бомбой, если сделать нормально - вот такое понимание я бы хотел у себя развить, конечно. Как это сделать - как всегда, совершенно другой вопрос.
Не все исполненные песни в спектакле мне прям понравились, но на какие-то я взглянул по-новому, потому что они помнились мне как "meh", а актёры сделали из них крутые скетчи. Разумеется, есть неотделимый фактор контекста. Как в "Книге огненных страниц" Фрая, самое посредственное произведение будет казаться шедевром в нужном эмоциональном обрамлении. Здесь непонятно, насколько сильно влияние этого фактора. Точно есть. Но много ли? Однако и актёры в музыкальном смысле божат, поэтому сколько в спектакле очарования от оригинальных песен, а сколько - от постановки и игры, неизвестно. Но в том виде, в каком есть, спектакль прекрасен.