Мастерство в чём-то - штука чаще всего многокомпонентная. В школе были занятия в классе, а была домашняя работа. И быстро проявилось вот что. Я был внимателен на уроках, но дома старался делать только письменную работу. А устную пропускал, и выполнял только что-то серьёзное, типа стихов наизусть. А какое-нибудь "прочитайте главу учебника" или "перескажите текст" - фе. Как-то хитрил, отлынивал, старался делать либо прямо на уроке, либо забивал.
В универе ситуация усугубилась. Стандартная формула изучения предмета - это сумма лекций на толпу людей, практики (семинары в группах поменьше) и самостоятельной работы. Да, на лекции я чаще всего ходил. На практики - разумеется. Но самостоятельно по старой привычке старался работать как можно меньше, а в идеале - вообще не. А в универе самостоятельная работа уже важнее, чем в школе. Было сложнее.
А с хобби так и ещё тяжелее. По гитаре, например, у меня занятий вообще не было и нет. Я в принципе просто занимаюсь сам. Но поскольку я не люблю заниматься сам, то и прогресс медленнее, чем мог бы быть. Однако привычка "ходить даже на лекции" помогает и тут, просто иначе. Вот ходил я на занятия по музыкальной грамотности, на занятия по вокалу и на репетиции Пирцхгшл. В идеале было бы как? Вот занятия по музыкальной грамотности, к ним полагается какое-то количество практики и домашней работы. Я делаю эту домашнюю работу, прихожу на следующее заняие и прогрессирую. И точно так же - с вокалом и Пирцхгшл. К вокалу - работаю с песнями дома, долго, внимательно, делаю упражнения... К репетициям Пирцхгшл - тоже поразбирать песни, запомнить свою партию... Но это в идеале. На практике у меня не хватает ни времени для "домашней" работы по трём хобби, ни мотивации именно заниматься дома. Поэтому я хитро подменяю. И практикой к каждому из занятий становятся остальные. Я пытаюсь петь гаммы на занятии по музыкальной грамотности, используя ту самую вокальную "опору". И на репетициях пытаюсь то же самое делать. Разумеется, совсем отменить домашку не получается, но я как-то минимизирую её количество.
По описанным причинам понятно, почему я очень котирую
"толстые" хобби. Потому что в рамках занятия таким хобби можно практиковать "домашку" по другим хобби.
Однако это также означает то, что я никогда не стану по-настоящему хорош в отдельных областях. Потому что если я за столько лет научился так виртуозно обходить необходимость в "домашке", то всё. Усидчивость, нужная для накопления пресловутых десяти тысяч жопочасов мастерства, ниоткуда не появится. Чем сильнее мне будет требоваться реальная самостоятельная работа, тем лучше будут становитсья мои навыки по обходу этой необходимости. Да, самостоятельно заниматься приходится и придётся. И при повышении требований к подготовке я даже уделяю время "домашке". Но не в том количестве, чтобы достичь мастерства. Зато в попытках избежать этой домашки я занимаюсь ещё много чем. И вуаля - недоделанный человек эпохи Возрождения, подкован во многом, не добился совершенства ни в чём.