О «поправких Яровой»

Jun 30, 2016 17:06

Леха Андронов просил прокомментировать, что ж, комментирую.

Изучил текст, поэтому по пунктам и законам, которые они изменяют.

1. Изменения в 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Определяется введение контр-террористической операции, которая может вводится при расследовании дел о терроризме. Есть момент, крайне обтекаемый: может быть решением (что за форма нормативного акта?) президента сформирован некий орган «в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц». В пределах полномочий может издавать обязательные распоряжения. Предел полномочий не указан. Вот этот момент мне видится полнейшей профанацией, и юристов, которые в правовом отделе Думы это пропустили, я бы выстроил в ряд для розг.

2. ФЗ «О федеральной службе безопасности» и о СВР. Право прямого внесудебного получения данных из органов госвласти и бюджетных фондов. Не вижу ничего стремного в этом.

3. 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Добавлено к ОРД "получение компьютерной информации". Формулировка кривая до невозможности, так еще и с частями статей идиотизм. Страшного нет ничего, но юридическая техника ужасная.

4. 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Гуманитарная виза теперь не выдается профессиональным проповедникам, работающим по трудовому контракту с религиозной организацией. Мне пофиг ))

5. 150-ФЗ «Об оружии». Запрет на изготовление нелетального оружия (газ, пневматика) с использованием частей боевого оружия. Мне пофигу, но могут попасть производители.

6. Воздушный кодекс. Теперь с Минтранпортом и органом по противодействию терроризму согласовывается не только сама автоматизированная система оформления перевозок, но и хранение данных, их передача. Не специалист, не знаю точно последствий, возможно, будут траблы по первости с амадеусом и прочими международными системами.

7. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Уточнено, что представительство иностранной религиозной организации (зарегистрированной в иной стране) не может заниматься миссионерской деятельностью. Это и так следовало, просто сформулировано жестко теперь. Зафиксировано, что теперь иностранные миссионеры по приглашению российской религиозной организации могут действовать исключительно на основании трудового или гражданско-правового контракта с приглашающей организацией. Солидный господь для солидных господ (с)
Внесено определение миссионерской деятельности. Жестко запрещено заниматься ей где бы то ни было кроме культовых сооружений, помещений, принадлежащих религиозной организации, кладбищ, крематориев, мест паломничества, в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов. Жестко запрещено использовать для этого жилые помещения, кому бы они ни принадлежали (это сектанты любили всегда). Запрещено проповедовать в чужом культовом помещении. Ибо нефиг рОзжигать ))
Проповедовать теперь можно только после госрегистрации религиозной организации. Бог Кузя в пролете.
Запрет проповедовать самоубийства, уход из семьи, расставание с имуществом и т.д. - перечень обычный.
ИМХО, большинству от этого ни тепло, ни холодно. Касается прежде всего всяких сектантов.

8. 176-ФЗ «О почтовой связи». На операторов почтовой связи в пределах компетенции возложена обязанность не допускать пересылку запрещенки (наркотики, взрывчатка и т.д.) Вскрывать не могут, могут рентгенить, газоанализировать и т.д. Ничего не имею против, ибо не рассылаю, вопрос бюджетов. В каждом отделении ставить рентген и газоанализатор? В общем, не расписан порядок, норма технически невыполнима.

9. 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Расширено действие закона на действия, направленные на финансирование иного лица в целях совершения им преступлений, связанных с терроризмом.

10. КоАП.
Штрафы за незаконное миссионерство, большие.
Штрафы и приостановление для экспедиторов - при нарушении обязанностей проверять соответствие груза документам. Опять идиотизм в технике: если с нормой согласиться можно, то порядка проверки не прописано.
Добавлен штраф за использование несанкционированного шифрования. Вот это пиздец, как я подумал сначала. Грубо говоря, за использование Телеграма теперь можно будет влететь на 3-5 тысяч. Но подумав - нет, только за использование несертифицированного шифрования в "железе": например, радиостанции с несертифицированным шифрованием. Покупая в Китае с Алиэкспресса, подумай заранее, да.
С Телеграмом же ответственность для физлиц не предусмотрена. Но есть непонятка: а как быть с операторами связи, которые передают трафик из моего смартфона на чужой. Дуров ключ не даст, но оператор этот трафик отследить не может, только если резать порты. Так что тут при благой затее получается форменная дурость.
Вводится штраф за разглашение гостайны через СМИ.
Штраф за предоставление услуг телефонной связи без идентификации пользователей. Теперь лотки с "симки любых операторов" под угрозой: они торговали симками без паспортов, записывая на левых людей.
Штраф на операторов связи за непредоставление ключей шифрования. Свои-то они предоставят, а вот чужие как? Вроде ничего криминального в статье нет, но будут суды, уверен.

11. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Та самая проверка экспедиторами. Как?

12. № 126-ФЗ «О связи». Самая мякота.
Вот как звучит дословно:
«1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:
1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;
2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.»
Информация эта предоставляется органам ОРД ли и обеспечивающим безопасность РФ (какие органы? почему не указаны?) эту информацию в случаях, предусмотренных законом.
Тут два важных момента. Во-первых, не вводится прямой доступ без санкции - порядок остается прежним. Фактически идет расширение СОРМ-2: если раньше могли просто подключаться к трафику, то теперь к трафику и архиву.
Во-вторых, самый цимес в формулировках. Я со всеми возмущался требованию хранить весь трафик, но по факту храниться информация о фактах приема, передачи, доставки и обработки. И говорится о сообщениях пользователей, не обо всем трафике.Плюс текст, голос, изображение, звуки, видео - это все о сообщениях. Ваши фоточки вконтакте никто не будет смотреть, если и сейчас вы не можете больше пары лайков собрать.
То есть весь трафик хранить не надо, хотя ОПСОСы, прекрасно это понимающие, уже расписали нам необходимость повышения тарифов на порядок. Хотя писать все разговоры - это как они себе представляют?
Другое дело, что опять не прописаны процедуры и нюансы: если звонки, СМС, ММС и прочее еще можно спокойно записать, то как быть с мессенджерами? Будут запрещать их? Но как тогда их будут блокировать (см.выше)? Плюс большинство мессенджеров не передает конечную информацию операторам, p2p в чистом виде.
То есть эта норма в большинстве случаев просто не будет работать. А ответственность есть. Инфраструктуры нет.
Понятно, что это во многом калька с американского Патриотического акта, но надо же сначала продумать порядок, потом принимать закон.

13. ЖК РФ. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается. Все ок.

14. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». То же, что в п.12 для ОПСОСов.

15. 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Ничего серьезного: о том, что порядок действий при угрозе теракта будет устанавливаться митранспортом и безопасниками.

16. 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». То же самое.

По факту: никаких страшных ограничений прав и свобод в "законах Яровой" нет. Но есть другой момент - они подготовлены в спешке и содержат как юридические, так и практические дыры, закрывать которые придется поправками и нервами других людей. То есть подобные меры имеют право на существование (смотрим пример США опять же), но готовить их надо не в спешке, чтобы успеть за день до закрытия сессии, а хотя бы еще пол года. С консультациями заинтересованных лиц: операторов связи, экспедиторов и т. д. Сейчас это выглядит сырой заготовкой, которую наспех пропихнули через Федеральное Собрание. Если президент это подпишет, то это будет просто глупостью - скандальные, сырые законы, которые просто не будут работать в большинстве пунктов.

Upd.:
Второй законопроект об изменениях в УК и УПК.
Фактически 14-летним добавили к имеющимся статьям, по которым они отвечают, статьи 205.1 - 205.6.
По первым пяти у меня нет вообще никаких вопросов: в 14 лет вполне себе можно осознавать вот эти деяния:
Статья 205.1. Содействие террористической деятельности
Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма
Статья 205.3. Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности
Статья 205.4. Организация террористического сообщества и участие в нем
Статья 205.5. Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации
Даже 205.2 в свете Постановления Пленума ВС от 9 февраля 2012 г. вполне себе адекватная.
Вот с 205.6 предлагаемой у меня вопросы. Не по всей, но есть. Во-первых, привлекать четырнадцатилетних тут все же слишком смело. Одно дело участвовать, другое - не донести. Хотя, учитывая, что почти все упомянутые там статьи особо тяжелые, - возможно и можно согласиться.
НО: там есть какие-то бредовые заходы.
277 - покушение на государственного деятеля. А почему только на него? А несообщение о покушении на обычного Васю? Чем Вася хуже?
220 - Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами. Это как здесь оказалось?
В остальном я не вижу каких-то прям ужас-ужас.
По УПК.
Распространение преследования за пределы границы - поддерживаю, то, чему надо учиться у американцев, а не возмущаться.

это полезно знать, запретите им

Previous post Next post
Up