Итак, основой метода Марии Монтессори является, как мы уже говорили, подготовленная среда, в которой созданы все условия для развития организма.
А при раннем сенсорном развитии неизменно наступает развитие интеллектуальное, в следствии чего развивается также словарный запас и становится классифицированным.
Свойства ребенка (по Монтессори):
1. Сенситивные периоды
2. Впитывающий ум
3. Человеческие тенденции
В советской педагогике предметно-развивающая среда опиралась в основном на возраст:
1. Деятельность строит психику (зависит от возраста и меняется по мере обобщения)
2. Характер и направление деятельности зависит от возраст (как психологического, так и по паспорту) ребенка.
Различия советской педагогики (по Подьякову) и метода М.Монтессори:
Подьяков:
1. Воспитатель должен не упустить из виду кроме ведущей для данного возраста деятельности еще и остальные виды, которые станут актуальны через какое-то время.
2. Среда должна соответствовать возможностям ребенка на грани перехода к следующему этапу развития
3. Среда должна содержать как консервативные, так и проблемные для ребенка компоненты
4. Деятельность ребенка вытекает из его исходной инициативности.
И в советской педагогике признание Подьякова в том, что деятельность порождается мотивацией ребенка, было революционным. Перечеркивающим практически всю советскую педагогику до него :)
Монтессори:
1. Воспитатель должен не упустить из виду, кроме протекающего сенситивного периода, остальные сенситивные периоды, которые протекают параллельно, либо станут актуальны через какое-то время.
2. Среда должна соответствовать возможностям ребенка и обеспечивать реализацию всех потребностей ребенка.
А третий и четвертый пункты совпадают.
Различие в два слова являет собой пропасть в подходах к процессу.
ПЕРИОД СЕНСИТИВНЫЙ (сенситивные периоды развития) - возрастные периоды индивидуального развития, при прохождении коих внутренние структуры организма особенно чувствительны к специфическим влияниям внешнего мира, - периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению некоего вида деятельности, проходимые ребенком в своем развитии. Играют очень важную роль в развитии функций психических. Учет периодов сенситивных нужен прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.
О сенситивных периодах можно почитать:
http://www.trening.montessoricity.ru/library/6/8.htmlhttp://www.montessory-azbuka.ru/articles/63-sensitivnye-periody-razvitiya-rebenka.htmlhttp://kulakova-center.ru/books5.php Более подробно я расскажу о них в следующих постах.
Стимульный материал подготовленной среды создает то поле деятельности, которое стимулирует развитие ребенка.
Потребности ребенка (которые удовлетворяются в условиях подготовленной среды):
1. В независимости (раннее самообслуживание, самоконтроль ошибок при упражнениях, таким образом для того, чтобы сделать какое-то из этих действий, ребенку не нужно больше звать взрослого - он может справиться сам и проверить себя, а также исправить ошибку сам)
2. В вербальном общении (дети ведь ходят не только заниматься, но еще и общаться, это не менее важно, ребенок чаще всего идет в сад не к кукле, а к другу)
3. В свободном передвижении (видеть больше - исследовать больше - передвигаться больше - развиваться, также есть серия упражнений на линии, которая должна присутствовать в Монтессори-классе)
4. В социализации (ребенок впитывает позитивные навыки и выбирает себе ту модель поведения, которая кажется ему правильной в социуме => большие требования к монтессори-педагогу, который также является примером для ребенка)
5. В уверенности в себе (из-за того, что в материал заложены способы контроля собственной ошибки, ребенок понимает, что ошибка не фатальна, он может ее исправить и справиться с задачей самостоятельно, без привлечения взрослого. потому как если бы он показал маме, что он сделал, она могла бы указать ему на ошибку, а могла бы еще и наругаться, мол, опять у тебя ошибки, это чревато негативными эмоциями и ощущением, что ты постоянно ошибаешься и ничего сам не можешь. В данной среде этот фактор учитывается.)
Например:
Красные штанги присутствуют в сенсорном материале.
Почему все одинаково красные и одной формы с различием в размере?
Потому что ребенок в этом возрасте лучше всего воспринимает лишь одно отличие.
Поэтому если материал разной формы - он одного цвета и материала итд.
У ребенка есть эталон - самая большая штанга = 1 м.
Самая маленькая штанга = 10 см. (ровно. М.Мантессори была очень придирчива к точности размеров, веса, форм, т.к. она была ученым, а для ученого точность превыше всего. В том числе поэтому при покупке материала крайне желательно понимать, у кого его покупать, т.к. у китайских производителей, в отличие от голландцев, например, часто можно увидеть погрешности в несколько мм, грамм итд, а ведь тогда пропадает вся суть материала! весовые таблички с гуляющим весом беполезны в принципе, колокольчики с неточным строем тонов - тоже)
А штанги между 1 м и 10 см , соответственно, различаются на 10 см каждая.
Как ребенок может себя проверить в этом случае?
Правильно, подставив маленькую штангу один или несколько раз.
Таким образом он не только понимает меры длины, развивает глазомер итд, но еще и учится сложению.
6. В свободном выборе занятия (ребенок может не бояться заявить о своем желании или не желании делать что-то. и если он месяц хочет заниматься только шершавым алфавитом - это его личное право. он выбирает себе именно ту деятельность, которая нужна ему для построения себя).
Преимущества метода М.Монтессори:
1. Раннее развитие координации движений
2. Длительная концентрация внимания
3. Развитие грубой и мелкой моторики
Формула М.Монтессори:
Для того, чтобы развивать ребенка, надо его знать.
Чтобы его знать, надо за ним наблюдать.
Чтобы за ним наблюдать, надо дать ему свободу.