Моё дело: Подготовленная среда и преимущества метода

Feb 01, 2012 13:58

Итак, основой метода Марии Монтессори является, как мы уже говорили, подготовленная среда, в которой созданы все условия для развития организма.

А при раннем сенсорном развитии неизменно наступает развитие интеллектуальное, в следствии чего развивается также словарный запас и становится классифицированным.

Свойства ребенка (по Монтессори):

1. Сенситивные периоды
2. Впитывающий ум
3. Человеческие тенденции

В советской педагогике предметно-развивающая среда опиралась в основном на возраст:

1. Деятельность строит психику (зависит от возраста и меняется по мере обобщения)
2. Характер и направление деятельности зависит от возраст (как психологического, так и по паспорту) ребенка.

Различия советской педагогики (по Подьякову) и метода М.Монтессори:

Подьяков:

1. Воспитатель должен не упустить из виду кроме ведущей для данного возраста деятельности еще и остальные виды, которые станут актуальны через какое-то время.
2. Среда должна соответствовать возможностям ребенка на грани перехода к следующему этапу развития
3. Среда должна содержать как консервативные, так и проблемные для ребенка компоненты
4. Деятельность ребенка вытекает из его исходной инициативности.

И в советской педагогике признание Подьякова в том, что деятельность порождается мотивацией ребенка, было революционным. Перечеркивающим практически всю советскую педагогику до него :)

Монтессори:

1. Воспитатель должен не упустить из виду, кроме протекающего сенситивного периода, остальные сенситивные периоды, которые протекают параллельно, либо станут актуальны через какое-то время.
2. Среда должна соответствовать возможностям ребенка и обеспечивать реализацию всех потребностей ребенка.
А третий и четвертый пункты совпадают.

Различие в два слова являет собой пропасть в подходах к процессу.

ПЕРИОД СЕНСИТИВНЫЙ (сенситивные периоды развития) - возрастные периоды индивидуального развития, при прохождении коих внутренние структуры организма особенно чувствительны к специфическим влияниям внешнего мира, - периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению некоего вида деятельности, проходимые ребенком в своем развитии. Играют очень важную роль в развитии функций психических. Учет периодов сенситивных нужен прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.

О сенситивных периодах можно почитать:
http://www.trening.montessoricity.ru/library/6/8.html
http://www.montessory-azbuka.ru/articles/63-sensitivnye-periody-razvitiya-rebenka.html
http://kulakova-center.ru/books5.php

Более подробно я расскажу о них в следующих постах.

Стимульный материал подготовленной среды создает то поле деятельности, которое стимулирует развитие ребенка.

Потребности ребенка (которые удовлетворяются в условиях подготовленной среды):

1. В независимости (раннее самообслуживание, самоконтроль ошибок при упражнениях, таким образом для того, чтобы сделать какое-то из этих действий, ребенку не нужно больше звать взрослого - он может справиться сам и проверить себя, а также исправить ошибку сам)
2. В вербальном общении (дети ведь ходят не только заниматься, но еще и общаться, это не менее важно, ребенок чаще всего идет в сад не к кукле, а к другу)
3. В свободном передвижении (видеть больше - исследовать больше - передвигаться больше - развиваться, также есть серия упражнений на линии, которая должна присутствовать в Монтессори-классе)
4. В социализации (ребенок впитывает позитивные навыки и выбирает себе ту модель поведения, которая кажется ему правильной в социуме => большие требования к монтессори-педагогу, который также является примером для ребенка)
5. В уверенности в себе (из-за того, что в материал заложены способы контроля собственной ошибки, ребенок понимает, что ошибка не фатальна, он может ее исправить и справиться с задачей самостоятельно, без привлечения взрослого. потому как если бы он показал маме, что он сделал, она могла бы указать ему на ошибку, а могла бы еще и наругаться, мол, опять у тебя ошибки, это чревато негативными эмоциями и ощущением, что ты постоянно ошибаешься и ничего сам не можешь. В данной среде этот фактор учитывается.)

Например:


Красные штанги присутствуют в сенсорном материале.
Почему все одинаково красные и одной формы с различием в размере?
Потому что ребенок в этом возрасте лучше всего воспринимает лишь одно отличие.
Поэтому если материал разной формы - он одного цвета и материала итд.
У ребенка есть эталон - самая большая штанга = 1 м.
Самая маленькая штанга = 10 см.  (ровно. М.Мантессори была очень придирчива к точности размеров, веса, форм, т.к. она была ученым, а для ученого точность превыше всего. В том числе поэтому при покупке материала крайне желательно понимать, у кого его покупать, т.к. у китайских производителей, в отличие от голландцев, например, часто можно увидеть погрешности в несколько мм, грамм итд, а ведь тогда пропадает вся суть материала! весовые таблички с гуляющим весом беполезны в принципе, колокольчики с неточным строем тонов - тоже)
А штанги между 1 м и 10 см , соответственно, различаются на 10 см каждая.
Как ребенок может себя проверить в этом случае?
Правильно, подставив маленькую штангу один или несколько раз.
Таким образом он не только понимает меры длины, развивает глазомер итд, но еще и учится сложению.

6. В свободном выборе занятия (ребенок может не бояться заявить о своем желании или не желании делать что-то. и если он месяц хочет заниматься только шершавым алфавитом - это его личное право. он выбирает себе именно ту деятельность, которая нужна ему для построения себя).

Преимущества метода М.Монтессори:

1. Раннее развитие координации движений
2. Длительная концентрация внимания
3. Развитие грубой и мелкой моторики

Формула М.Монтессори:
Для того, чтобы развивать ребенка, надо его знать.
Чтобы его знать, надо за ним наблюдать.
Чтобы за ним наблюдать, надо дать ему свободу.

литература, методики, сенсорика, дети, Монтессори

Previous post Next post
Up