Игорь Черниговский и митрополит Филипп в Переделкино города Москвы

Jun 26, 2013 15:45

Некто, дабы не будить итак плохо спящих троллей с красными глазами, сказал: "Прославляя память святого благоверного князя Игоря Черниговского, мы невольно вспоминаем его жизнь. С исторической точки зрения святой благоверный князь Игорь - не герой. И это ответ всем тем, кто нередко обращается к Русской Православной Церкви с просьбой канонизировать того или иного героя, того или иного полководца, ту или иную историческую личность, имеющую много заслуг перед Отечеством. Чаще всего наша Церковь эти просьбы не исполняет, потому что мы канонизируем не героев и не выдающихся личностей, а святых. Правда, нередко в одной личности все соединяется - и героизм, и подвиг, и огромные таланты, будь то полководческие или управленческие; но вот на примере князя Игоря мы можем ясно понять, что является решающим для того, чтобы человек был признан святым.



Святой Игорь стал киевским князем в далеком 1146 году. Так получилось, что народ его не принял. Некоторые киевляне вообще не любили всех князей из рода Ольговичей, а он был Ольгович. Не сумел пробыть Игорь на престоле киевских князей даже месяц, как был низложен, а на его место пришел другой князь. И мало того, что был низложен, - всякое бывает, мир политики жесток, одни приходят, другие уходят, - он был умерщвлен киевлянами, хотя не имел перед ними никакой вины. Его окровавленное изуродованное тело протащили по городу, совершив беззаконие.




2.
Что же князь Игорь? Может, он сопротивлялся низложению, организовал своих сторонников, устроил еще одно кровопролитное междоусобное сражение? Он со смирением уступил великокняжеский трон и со смирением принял мученическую кончину.
Тех людей, которые принимают страдания не за Христа, не за веру, но принимают страдания, являя при этом силу христианского духа, смирения и любви, мы называем страстотерпцами. Святой благоверный князь Игорь Черниговский был таким страстотерпцем, подобно сродникам своим - первым русским святым Борису и Глебу.



3.
Мы знаем, что в нашей истории были и другие страстотерпцы. И я хотел бы сегодня назвать имя еще одного страстотерпца - святителя Филиппа, митрополита Московского. Его кончина очень напоминает кончину святого Игоря Черниговского - те же политические страсти, которые одного лишили княжества, а другого  - московского святительского престола. Те же причины умерщвления, ничего общего не имевшие с исповеданием веры или с попытками заставить человека отречься от веры. Как в первом, так и во втором случае причины были другие. Но, как в первом, так и во втором случае Церковь наша преклонила свои колена перед подвигами этих людей. В 1147 году святой князь Игорь был умерщвлен. А через три года, в 1150 году, начались исцеления у его могилы. Можете себе представить состояние душ тех, кто гнал князя своего, кто бесчестно и преступно его умертвил. Может быть, эти же люди приходили и молились у его останков, чтобы обрести помощь, исцеление от болезней.



4.
Мощи святого князя Игоря были перенесены из города Киева, который его не принял и который стал местом его мученической кончины, в город Чернигов, где и почивают в соборе XII века, сохранившемся до нашего времени.



5.
Мы знаем, что, по сути, так же был умерщвлен и святитель Филипп. При выходе из храма вы увидите две скульптуры, два замечательных памятника - Игорю Черниговскому и святителю Филиппу Московскому. Они стоят рядом - во-первых, потому, что эти святые, и один, и другой, прославили Господа своим смирением, твердой верой и любовью к людям; прославили, не убоявшись смерти.



6.

Но есть еще одна причина, по которой эти два памятника стоят рядом. Здесь, как вы знаете, находится резиденция Патриарха Московского и всея Руси. Так вот, усадьба, в пределах которой сейчас располагается резиденция, - это историческая усадьба бояр Колычевых. Внутри усадьбы стоит старинный монумент, который перечисляет великие имена тех, кто принадлежал к семье Колычевых. То были полководцы, известные бояре и среди них святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский, страстотерпец." Конец цитаты.



6.

От себя добавлю: глядя на фото мелькавшие в сети давно хотел всё это увидеть своими глазами. Вообще-то планировал съездить туда с paul_egorov, на электричке, но все как-то не срасталось, но вот получилось с alesimakov на автомобиле. Да, так получилось. По неведомым мне причинам.

И всё бы хорошо, но погода выдалась, так скажем - непростая. Выезжая, глядя на небо и вокруг, думал, что выйдет обычное летнее городское - унылое сизое фото с голубо-серым маревом вместо неба. Но Бог спас. Он наградил нас замечательной грозой, которая взрывалась своим небесным электричеством прямо у нас над головами. И мы стоя на ступенях храма Спаса Преображения, что в непосредственной близости два часа наблюдали вот такую картину:



7.

Дождь шёл - неистовый. Сверкали жолтые молнии. Ультравысокими высокими и инфранизкими басами бил по ушам гром. Два часа. Нам, как-бы паломничество уже бы и закончить. Да, нет, куда там... Льётся и льётся... Не выйти совсем. Такое ощущение, что хляби разверзлись второй раз не смотря на обещанную тогда радугу. Прибегали и убегали какие-то отчаянные немосковские люди. Персонал храма опрометью и босиком бегал в трапезную и обратно, ибо обедъ. Человек-паломник из Ростовской области, видимо, посетовал на то, что дождик не по месту, и его надо именно там, не здесь, а у него на родине... И тогда всё будет. А здесь пустая трата пресной воды!

Когда потихонечку начало прекращать, мы, с отцом Александром несмело выбрались за пирожками с чаем, а потом уже далее по территории:



8. Дворик храма Спаса Преображения



9.



10.



11.



12.

Ну, и насладившись местными красотами направились мы ближе к выходу, обойдя красивый храм с южной стороны.



13.



14.

Я также знаю что: "Идея строительства большой церкви рядом с Патриаршей резиденцией принадлежит приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II. В 2005 году Патриарх Алексий II утвердил проект разработанный Заслуженным архитектором Российской Федерации - А. И. Шипковым и одобрил решение освятить храм в честь Святого Благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского."

Ещё знаю, что: "Патриарх Алексий указал место и благословил начало строительства храма, которое в том же году начала осуществлять ЗАО «Балтийская строительная компания». Председатель совета директоров ЗАО «Балтийская строительная компания» обсуждал со Святейшим Патриархом Алексием детали строительства."

В курсе, что: "Церковь венчают купола оригинальной конструкции, пять из девяти куполов - фарфоровые, изготовлены петербургской компанией "Паллада" [всё Wiki].

Новодел, короче...



15.

Но как приятно видеть этот новодел! Храмы должны продолжать строиться. История русского христианства отнюдь не закончилась. Соответственно должны и дальше появляться эти самые храмы. Выражаю искреннее желание, чтобы они и дальше были яркими, дерзкими и твердили нам о радости веры в воскресшего Христа. Чтобы, как всегда, архитектура этих храмов была поводом для восхищения. Чтобы эти "строения" были наибольшим поводом для верных и просто туристов посетить и посмотреть именно ЭТО место. Ну и просто радовали глаз яркой и светлой картинкой. Как минимум!

Это определённо эксперимент. С одной стороны он явно отсылает пытливого к первообразу и в последней степени к подобному ему мировому мегашедевру - храму Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Более известному как "храм Василия Блаженного" на Красной площади. С другой - это уникальный и, по-моему, очень удачный и красивый просто храм, сделанный добротно, с любовью, выдумкой, талантом и, повторюсь, с дерзновением. Сомневаюсь, чтобы эта красота как-то оскорбила милость Божию. А остальное неважно.

Такие дела.

храм, Игорь Черниговский, митрополит, Филипп, церковь, Москва

Previous post Next post
Up