Nov 15, 2019 00:49
Размышления пост.
Я училась в эпоху динозавров. У нас не было ЕГЭ. Были обычные устные экзамены.
Я сдавала информатику, биологию и историю. По биологии, правда, мы сдавали какой-то гипертест на два часа. В информатике все было легко - это даже проще, чем математика - два теоретических вопроса и задача. Теоретические вопросы не вызывали никаких сложностей, потому как мы стотыщ раз решали по всем этим темам задачи и все было усвоено намертво.
А вот история... Мне казалось совершенно невероятным, что все это можно выучить. Одно дело - один параграф к уроку (казалось, спросили - и забыл), и совсем другое - весь учебник целиком. И, по сути, даже не один.
И в итоге я настолько испугалась эту самую историю сдавать, что решила вместо экзамена писать реферат. Про Сталина. Собрала всю литературу, которую нашла дома, и целых полгода вечерами сидела с книжками и тетрадкой (я до сих пор обложку помню), собирая материал. Первый вариант работы историку не понравился - нет хронологии. Переделывала. Руками, из одной тетради в другую, листая все в поисках нужного года, дополняя еще материалами из новых книг.
В итоге вышло 50-60 страниц печатного текста. Скромный школьный рефератик, так сказать. Без интернета, все вручную, благо у меня есть лучшая в мире тетя, которая потом всю мою неразбериху напечатала на компьютере.
Сейчас думаю - неужели не проще было бы просто сесть и выучить эти несчастные - сколько там было - 30-40 вопросов...
Но про Сталина я тогда знала, пожалуй, больше чем сам историк). Собственно, это был мой первый почти научный труд. Рожденный страхом не выучить.
Потом был институт. Руководствуясь этим же страхом (сколько вопросов за один раз мой слабый мозг не впихнет), я очень старалась зарабатывать автоматы - писала все лекции, присутствовала и отвечала на каждом семинаре... Чаще всего это и правда кончалось автоматом. И почему-то я думала, что всех обманываю - пока все учат к экзамену, я ничего не делаю, ибо схитрила, и теперь могу не учить и ничего не знаю.
Сейчас, выросшими наконец мозгами, я понимаю, что и этот реферат, и эта еженедельная подготовка к семинарам и т.д - это все дало мне больше знаний, чем если бы я просто выучила все за три дня до экзамена и потом так же и забыла...
Это одна сторона вопроса.
Вторая родилась недавно.
В этом году Саша перешла в среднюю школу. Там адекватная завуч. Она согласилась со мной, что сдавать каждую четверть все подряд - это, помимо всего прочего, еще и хлопотно для педагогов. У них есть и другие дела. Да и вот так прийти и в один-два дня сдать все контрольные по всем предметам - очень сильно бьет по психике. Тем более что у школьника оценка за итоговую контрольную будет одной из 4-6 (а то и 10ти) оценок, а у Саши - единственная. Поэтому мы сошлись на том, что все предметы она будет сдавать один раз в год. В той форме, которую выберет учитель, чтобы проверить, насколько усвоен материал всего курса. Конечно, такого рода контроль не проверит знания каждой строчки каждого параграфа, но наивно будет полагать, что дети, которые ходят в школу каждый день, к концу года будут помнить это все. Запоминается все равно (если вообще запоминается) самое основное. И главное - за мелкими подробностями типа процентного содержания нервных клеток в организме человека - не забыть главное.
Плюс СО (для меня)- это когда важна не оценка сама по себе, а уровень усвоения и понимания. Когда в голове не каша, а четкая схема. Когда ты можешь забыть мелкие детали, но четко помнишь суть. Когда ты ориентируешься в своих записях и можешь быстро найти то, что ищешь. Когда ты видишь весь "предмет" целиком.
И потом - не так уж важно, когда именно ты сдаешь в школе какой-то предмет. Не обязательно же после этого его забыть, как страшный сон. Можно спокойно дальше изучать и биологию, и географию - потому что это интересно, но не думать при этом, насколько то, что ты изучаешь, соответствует программе. А в школе "сдать" программу. И даже оценка (она все одна, забыл-спутал-не понял вопрос, и у тебя уже эта страшная "непять!") не имеет почти никакой важности.
Примерно четыре недели ушло на подготовку к биологии. У меня был календарный план предмета, присланный завучем. Я составила по нему такие же экзаменационные вопросы, которые были у нас в детстве. В тетрадь по биологии разноцветными ручками (красиво и глазу запоминать удобнее) и достаточно системно мы вместе записали основные слова с краткими определениями по каждой теме. Ребенок сам посмотрел лекции интернет-урока. Сделал скриншоты важных схем. Перерисовал их в тетрадь. Потом я распечатала тесты по биологии к тому учебнику, с которым они работают в школе. 80 с чем-то страниц. Сделала она сама. Я проверила. Стерла неправильные ответы. Дополнили тетрадь словами из тестов, которые до этого не встретились. С краткими определениями и иногда рисунками. Полазили в интернете в поисках ответы на непонятные вопросы.
Потом села исправлять то, где были ошибки.
Два дня перед экзаменом готовились уже плотно. Часа по 3 по вечерам. Я листала тесты и задавала любые вопросы "что такое эукариоты"/из чего состоит тело лишайника/животные степей, она отвечала. В процессе ответов стало понятно (и мне, и Саше), насколько она знает предмет, насколько знакома с материалом и насколько хорошо в нем ориентируется. Я выдохнула, что в целом курс усвоен, знания есть. Она - что в принципе все знает, и отвечать на экзамене будет не страшно. Вопросов "а если я забуду/перепутаю" ребенок не задавал. Декатастрофизация. Потолок не упадет и никто не умрет. Хорошо бы получить в школе хорошую оценку, но как уж повезет. Человеческий фактор никто не отменял.
Пока она писала контрольные, я сидела в дальнем углу учительской. Писала пост в инстаграм про учебу))). Точнее, про основные принципы нашей работы. Теоретически, могла бы, наверное, тихонько подглядеть, подсказать... Но тем самым я бы показала ребенку, что я не доверяю ее знаниям и умениям. Я бы показала, что оценка для меня важнее знаний, и ради оценки можно и сжульничать. Показала бы ей, что учеба - это не ее личное дело, а моя головная боль... И так далее. Поэтому нет. С этой оценкой по биологии мне (да и то не мне) жить максимум год, а собственным ребенком еще очень долго. И ей с самой собой тоже.
Пятерки не вышло. Итоговая оценка - четыре. Сглупила там, где исправилась бы тут же, если бы я ткнула туда пальцем с возмущенным "ты чо!" Но это ее ошибка. И ее право на ошибку. И ее опыт - надо быть внимательнее. Пока что это важнее. .
Мама, наверное, огорчится - как так. дома сидите, можно было бы и постараться и выучить хорошо, как не стыдно, ей же надо в школу, чтобы каждый день спрашивали, и тогда она была бы отличница, а ты ребенка губишь своими экспериментами. И вообще, оценки - самое важное в жизни. И я не буду оправдываться в ответ. И объясняться тоже не буду.
А впереди у нас география. И полтора месяца на подготовку. А по биологии мы пока будем между делать решать задачки, не для оценки, а за интерес. Я купила прекрасные книжки, до которых пока что руки не доходили. А теперь, не связанные программой, мы все и "пройдем". Не люблю я это слово.
my day,
школа,
яжемать,
семейное образование,
дети,
вспомнилось,
работа,
наше СО,
образование