Jan 11, 2019 01:30
Часть вторая. Судя по всему, их будет 10... или больше.
Оказывается. накипело.
И оказывается, чтобы сказать то, что я изначально собиралась, надо сказать очень много чего другого.
Одна из основных бед школьников в том, что они в школе проходят предметы - математику, биологию, литературу, химию - школьные предметы. А это - не поверите - не предметы. Это Науки. Наука - это то, что изучают ученые. То, у чего нет конца. Нельзя взять и выучить ВСЮ физику. Или ВСЮ литературу.
Школа обеспечивает базовые знания этих самых Наук. Такие, чтобы человек получил общую информацию. И смог в дальнейшей жизни выбрать то, что ему ближе всего, чем ему заниматься, что изучать глубже. Но даже в базовом виде это все - Науки. И изучать их надо с соответствующим уважением и научным же подходом. Естественно, адаптированным к возрасту, но, как показывает практика, не стоит снижать уровень научности потому что дети не поймут. Все они поймут. Как говорил Эдисон (кажется) - ученый занимается ерундой, если он не может объяснить то, чем он занимается, уборщице, которая моет его кабинет. То есть любая Наука - она для людей. Она не родилась когда-то сама по себе, и ее не принесли инопланетяне. Люди - думали, наблюдали, сравнивали, делали выводы. Делились, обменивались мнениями и опытом. Пытались улучшить качество своей жизни, наконец. И вот из этого всего и родилась Наука. Современные дети знают точно больше, чем когда-то взрослые люди средневековья. Почему ж те были в состоянии задуматься и понять, а детям в этом отказано?
В школьных же учебниках по физике/химии/биологии сначала идет какая-то хрень, доступная пониманию шестилетки, если ему это внятно объяснить (ночь не спала после задания в учебнике по физике «назовите книги, в которых встречаются физические явления» - ШТА?), а потом неожиданно это закручивается в какую-то невнятную спираль, где все или слишком сложно (причем, как правило, сложно написано о простом - наверное, чтобы авторы сами себе казались умнее) или слишком глупо, чтобы об этом стоило упоминать.
В научно-популярных книгах для малышей, которые еще не начали изучать всю это физику и биологию зачастую Науки больше, чем в учебниках.
Более того, рисуя лягушку и указывая, где у нее ноги и раскрашивая контурную карту напополам с черчением треугольников, школьник и не знает, что он занимается Наукой. Точнее, ее профанацией. Спросите его, какую Науку он изучает, делая 25й морфологический разбор подряд, он вам ответит "никакую".
Его не учат доказывать, его учат запомнить, его не учат размышлять, его учат пересказывать (максимум составлять план), его не учат решать, его учат оформлять, его не учат думать, учат повторять… Ну и до кучи списывать (рефераты из интернета), раскрашивать и лицемерить.
Мы не знаем, чем каждый конкретный ребенок будет заниматься, окончив школу. Не исключено, что вот этот тихий троечник станет великим ученым, эта старательная хорошистка - суперпарикмахером, к которой запись будет за три месяца, а вот этот отличник сопьется и продаст свою золотую медаль.. Ну или все наоборот. Мы не можем точно сказать, что этому человеку не пригодится математика, а вот этому - литература, а вот этот на всю жизнь будет повязан с физикой.
Жизнь - она очень внезапная. Поэтому задача школы в первую очередь - вооружить будущего взрослого Инструментом, который поможет ему самому научиться тому, чему он захочет. Плюс воспитать (в самом широком смысле этого слова) его так, чтобы он учиться захотел.
Все эти умения доказывать, логически размышлять, правильно чертить и т.д - они ценны не только сами по себе. Они Воспитывают. Личность. Зрелую, разумную, готовую воспринимать адекватную информацию, умеющую отделять зерна от плевел, готовую познавать новое и не принимающую на веру все подряд.
Продолжение следует.
наш Центр,
школа,
просто жизнь,
задумалась,
это я,
работа,
образование,
типа публицистика