(no subject)

Jan 10, 2019 01:22


Я в последнее время очень плохо отношусь к школе как к системе. Но у меня в френдах есть такие учителя... которые прям Учителя. И это мешает мне писать гадости про школу. Я читаю про их работу и понимаю, что сама еще ничего не умею и не знаю, и учиться мне у них и учиться.
Впрочем, школа - это не только учителя. Это некая система, управляемая свыше и обдуваемая всеми возможными ветрами геноцида. И иногда самим учителям, какими бы не были они гениальными, эти ветра не приносят ничего кроме досады и раздражения.
Поэтому все написанное дальше - оно не про учителей. Оно про школу. И не обижайтесь те, кто "такое не задает". Вы есть, и это радует, и это, собственно, единственная надежда на лучшее.

Вот один мой знакомый семиклассник. Золотая голова, олимипиадник, с трех лет читающий и с этих самых трех лет обожающий всяческие трудные задания - на логику, на внимание, на "поболтать", на "поразмышлять", на "доказать". В моем мире ценностей он должен быть если и не отличником, но где-то в топе. Однако тройки. В четверти. Домашка не сделана (если два раза в четверти не сделать домашку и получить две двойки в журнал за это, то ни о каких четверках или пятерках за четверть и речи быть не может). Смотрим, что за домашка.

Начертить 40 треугольников по заданным сторонам (и сторонам и углу между ними). 40! Не будем упоминать о том, что он научился чертить эти треугольники еще во втором классе, это самое клевое задание на их возраст - как так, берешь циркуль, а получается треугольник! Но и во втором классе мы не рисовали их 40 - поняли как, обсудили зачем, построили 3D модель, опираясь на полученные знания - и пошли дальше. Ну может быть, есть какие-то очень тупые дети, которым надо, чтобы понять тему, начертить именно 40 треугольников.. Хотя слабо верится, если честно. Но этот умница к пятнадцатому уже потерял всякий энтузиазм и делал задание, проваливаясь в сон.

Контурная карта по истории. Две страницы. Никогда не понимала, зачем это нужно, если честно. Все города-границы-стрелки уже нанесены, но голубым, а ты давай - раскрашивай, подписывай, обводи... Ну вот примерно как пропись в шесть лет, для тренировки мелкой моторики. Как нанесенные на карту города помогут мне выучить историю - я не знаю. Как она убивает время - догадываюсь, что даже талантливее, чем 40 треугольников. А если еще и карта раскрашенная и контурная не совпадают и надо искать похожую в интернете и сопоставлять-прикидывать, а потом на глаз зарисовывать, а потом еще получить тройку, потому что плохо раскрашиваешь и неровно пишешь... А если раскрашиваешь ровно - значит, знаешь историю, молодец, пять!

Рабочая тетрадь по биологии. Шесть страниц нереальной глупости. Нарисуйте листочек. подпишите его части. Теперь нарисуйте лягушку. Напишите, где у нее какие части тела... Ну это вот как у годовасиков спрашивают "а где у киски носик?". НО с элементами тренировки мелкой моторики, ибо лягушку/листочек еще нарисовать надо. И получить снова страшную "непять" за кривой рисунок. "Непять" эта самая плоха еще тем, что на нее уходит вечером слишком много драгоценного времени, которое можно было бы потратить на чтение интересного материала об этой самой лягушке. Да и ребенок, нарисовав и подписав лапки-голову через пять минут забывает о том, что он это когда-то знал.

Физкультура. Принести форму, даже если ты освобожден и переодеться в нее. и сидеть в спортивном зале, пока другие занимаются. Без комментариев.

Русский язык. Сделать морфологический разбор 30 слов и списать что-то там, подчеркивая все орфограммы. . Неважно, пишешь ты правильно или нет. главное, подчеркнуть, не пропустить. Иначе будет "непять". Это несложно опять-таки. Это долго, особенно учитывая оформление разбора. И к концу разбора перестаешь уже отличать глагол от существительного. Человек, пишущий грамотно и занимающий места на олимпиадах по русскому языку, имеет право не засыпать над однообразным заданием, но это же Домашка!

Музыка. Написать реферат о композиторе и выучить песенку на оценку. Мальчик, который занимается музыкой, мог бы рассказать что-то о той музыке, которую он играет, например. И сыграть. Мальчик, который занял первое место на городской олимпиаде по сольфеджио, знает больше чем тот, кто фальшиво поет песенку про снежинку (зато слова выучил, музыка не главное), но у того, выучившего, будет пятерка. Ибо домашние задания - они для всех одинаковы, нечего тут выпендриваться со своими медалями и грамотами.

Во всей этой домашке не было ничего трудного. Особенно такому умному мальчику. Трудно было усадить себя за эту рутину. И не заснуть в процессе. И не заплакать, думая о том, как бы ты мог провести эти 3-4 часа с пользой для собственных мозгов. "Нет ничего трудного" - нет ничего, куда стоит вложить ТРУД, нет ничего, что могло бы показаться проблемой, для решения которой надо было бы мобилизовать свои силы-ум-внимание-логику-мышление. Нет ничего, что надо было сочинить, придумать, обосновать, доказать (ну разве что теоремы в геометрии, но там все доказательство уже написано в книге, и его можно выучить, не понимая). Просто механическая работа. длительная механическая работа, не способствующая развитию хоть чего-нибудь.

Помойте вот эти 100 тарелок. Сначала зеленой губкой водите по часовой стрелке, потом синей против часовой, потом тарелкой под краном вверх-вниз, потом вправо-влево. Со всеми тарелками так. И с теми, где хлеб лежал, и с теми, где каша гречневая три дня сохла и присохла наконец. Результат - отмылась ли каша - никто особо проверять не будет. Главное, соблюсти алгоритм, описанный выше.

Когда голова устает от бессмысленной работы, мозг отключается. В целях самосохранения, так сказать. И ребенка (так же, как, собственно, и взрослого, уставшего от рутины) тянет "потупить". Раньше "тупили" в телевизор, теперь "тупят" в телефон или компьютер. Пока ребенок "тупит", мозг восстанавливается, исправляет собственные ошибки и пытается прийти в себя.

Продолжение следует.

бестолковка, психология, наш Центр, школа, работа, наблюдения, просто жизнь

Previous post Next post
Up