May 26, 2017 01:08
О том, как мы, собственно, учились.
Во-первых, учились не мы.
Мать, просмотрев все планы-программы, почему-то решила, что ребенок вполне может справиться сам.
На самом деле это, конечно, было моей главной ошибкой.
Нельзя взваливать на восьмилетку программу для самостоятельного изучения лишь потому, что маме эта программа показалась легкой.
Учебники мы не доставали. Принеся домой, она их, конечно, пролистала, и этим все и закончилось.
Работал ребенок по сборнику контрольных работ и по всяким дополнительным тетрадям типа "занимательный русский язык". Я не сказать чтобы совсем не участвовала - я выдавала задания. В разных формах, то на день в дневник, то на неделю на листочке. Она выполняла и отдавала мне. Я со своей вечной занятостью не всегда успевала проверять. В первом классе по вторникам и пятницам у меня было свободное утро и мы в это время писали диктанты, разбирали трудные места в заданиях, просто говорили об уроках...
Во втором классе я по природной дурости себе этого времени не оставила. Был, конечно, "выходной" - по пятницам с 9ти до 12.30). Но в это время, как в единственно свободное на неделе, всегда находились и другие дела. Банальные гости, например. Или поход в поликлинику. Кажется, за весь учебный год именно на учебу мы потратили 2-3 пятницы.
Хуже того, я почти и не проверяла то, что она сделала. И этим я тоже не горжусь, а очень недовольна. Ребенок работал "в стол".
Были, конечно, "Назад в будущее" и английский, когда занималась вся группа и Саша с ними. Но программы учебников 70х годов несколько отличаются от современных. Тем более что в моем мире понятий о хорошей учебе на первом месте должна быть обильная практика, а не правила. Пишет с ошибками - разбираем по ходу, исправляем, вспоминаем проверочное слово или проговариваем по звукам словарное слово. А вот "ну-ка расскажи мне правило сто раз подряд" как то не использовалось. Считает медленно - работаем с тренажером по счету. Задачки решали устные в дороге, оформлением совсем не занимались.
По окружающему миру учебник впервые был открыт в апреле, до этого слушала Чевостика, смотрела учебные короткометражки, читала (правда, мало) Почемучкины книжки. Пересказывала мне - снова в дороге. Я распечатала ей тесты по учебнику, и только когда нашлись вопросы, на которые она не знала ответа, пришлось лезть в книжку в поисках правильного ответа. Самой. Вторую часть учебника ребенок вообще прочитал накануне перед экзаменом. Системы в голове нет - надо будет выстроить. На основе хотя бы того же Чевостика и фильмов. Подумаю, как, попробуем за лето вместе справиться.
Литературу по учебнику никто не спрашивал, главное было уметь читать. Читать умеет). Хотя читает гораздо меньше, чем слушает аудиокниг.
Еще один из минусов этого учебного года - куча отвлекалок. Вся учеба - у мамы на работе. А там очень весело, ходят дети разных возрастов, их родители, всем интересно поговорить, а ребенок рад отвлечься. И не хватает еще силы воли самой усаживаться за уроки и сидеть за ними плотно и не отрываясь, несмотря на веселую кутерьму вокруг. И снова - не ее ругать за это, а мать, которая не обеспечила дитю комфортного учебного пространства и учебной обстановки.
Наверное, поэтому и придумался проект совместной работы нескольких разновозрастных учеников над материалом в команде. Чтобы обеспечить погруженность в процесс помимо моих занятий.
В любом случае, мне надо меньше работать и больше времени посвящать именно ее учебе. В том числе и контролю. И построить в собственной голове строгую систему качества. Как, собственно, и требовать начать с себя, а не с нее.
Если рассматривать эти три четверки за год как результат самостоятельной работы ребенка при занятой матери-пофигистке - все прекрасно, она молодец. Без контроля, без проверок, без диктантов и заучивания правил, самостоятельно изучая материал - она вытянула основные предметы на оценку "хорошо". Более того, она ж тоже понимает, что много халтурила и не уделяла учебе достаточно внимания, занимаясь вполсилы. И пятерки означали бы, что можно так же бездельничать дальше. Как выяснилось, нельзя. И она сама себе этот запрет и озвучила. И выводы сделала.
Если рассматривать эти три четверки как "вот здрасьте, такая умная девочка, мама педагог, в школу не ходите, времени навалом - чего на пятерки-то не выучила?", то это, конечно, провал. Могла бы и на пятерки, да. Как сказала моя мама "и как вам с такими позорными результатами разрешили дальше дома учиться, непонятно".
А вот о "времени навалом" и вообще о доминантах в жизни восьмилетнего ребенка поговорим в третьей части.
психология,
наше СО,
наш Центр,
школа,
образование,
семейное образование,
задумалась