Nov 07, 2021 21:41
Сафронов А.И. - аспирант
СПЕЦИФИКА ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПОСТРОЕНИЯ ПЛАНОВОГО ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ МЕТРОПОЛИТЕНА
За последние несколько лет скорость развития Московского метрополитена существенно возросла. В связи с этим возросли и требования к производительности труда сотрудников метрополитена. Особым образом эти требования затронули специалистов по организации перевозочного процесса. Их деятельность стала неразрывно связана с использованием персональных компьютеров и автоматизированных систем управления. В Службе движения одной из таких систем является автоматизированная система построения плановых графиков движения пассажирских поездов метрополитена.
В рамках системы разработана и подготавливается к внедрению рекурсивная процедура автоматизированного построения планового графика движения (ПГД) для Кольцевой линии. Эта процедура устойчива к изменению исходных данных. Каждый процесс ПГД строится по определённому для него сценарию. Проверка устойчивости разработанных сценариев производилась с использованием двух принципиально отличающихся друг от друга наборов исходных данных: на зиму 2009 года и на зиму 2012 года. За это время на Кольцевой линии существенно изменилась парность движения, а также полностью обновился подвижной состав линии.
Для корректного автоматизированного построения ПГД необходимо учитывать специфику программной реализации рекурсивной процедуры и проводить следующие мероприятия:
- вводить исходные данные;
- контролировать ввод исходных данных;
- формировать бланки ПГД;
- запускать расчёт.
Разработанная рекурсивная процедура автоматизированного построения ПГД является логически полной. Во-первых, в сценариях построения переходных процессов рассчитываются всевозможные равномерные расположения вводимых/снимаемых составов, во-вторых, при организации ночной расстановки составов учтены все возможные логические размещения исходных данных, к которым относятся:
- положение маршрута до начала ночной расстановки;
- положение точки ночной расстановки (т.н.р.) маршрута;
- полнота рассматриваемой последовательности ниток;
- возможность постановки маршрута к т.н.р. до прохода последнего пассажирского поезда;
- наличие маршрута на нитках последовательности вечером;
- наличие маршрута на т.н.р. утром.
Для упрощения отладки рекурсивной процедуры введена функция перехода к конкретному варианту построения ПГД по его коду. Код варианта представляет собой последовательность, составленную из номеров вариантов вводов/снятий составов за все итерации и все переходные процессы ПГД. Эту последовательность будем называть вектором-кодом.
Полученное решение задачи перехода к указанному варианту построения ПГД обуславливает воспроизводимость вариантов. Воспроизводимость вариантов построения ПГД является ещё одним доказательством устойчивости рекурсивной процедуры автоматизированного построения ПГД для Кольцевой линии Московского метрополитена.
Для каждого варианта ПГД записывается следующих набор характеристик:
- количество оставшихся несвязанными ниток графика;
- количество разменов маршрутов через депо;
- количество регулировочных отстоев в линейных пунктах технического осмотра (ПТО);
- суммарная длительность отстоев в линейных ПТО;
- максимальная длительность отстоев в линейных ПТО;
- средняя длительность отстоев в линейных ПТО;
- время завершения движения по I главному пути;
- время завершения движения по II главному пути.
Внедрение рекурсивной процедуры автоматизированного построения ПГД для Кольцевой линии Московского метрополитена должно вывести работу инженеров-графистов на эффективный и качественно новый уровень.
Библиографическая ссылка:
Сафронов, А. И. Специфика программной реализации автоматизированного построения планового графика движения пассажирских поездов метрополитена / А. И. Сафронов // Труды научно-практической конференции «Неделя науки-2013. Наука транспорту». - М.: МИИТ. - 2013. - C. III-22.
рут,
миит,
метро,
мгупс,
транспорт,
график,
мосметро,
метрополитен,
график движения поездов