Nov 07, 2021 21:37
Юдин А.А. (АУИ-511), Сафронов А.И. - аспирант
ОСОБЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ПЛАНОВОГО ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕПО
Развитие структуры метрополитена связано не только с продлением линий и сооружением новых станций, но с организацией новых площадок для размещения и обслуживания подвижного состава. Такими площадками являются депо линий. В работе внимание сконцентрировано на вопросах ввода и отображения информации, относящейся, непосредственно к депо линий при планировании перевозочного процесса на Московском метрополитене.
Движение поездов по линиям метрополитена проводится в соответствии с плановым графиком движения (ПГД). Его составление является трудоёмкой интеллектуальной задачей и от корректного решения такой задачи зависит комфортность и безопасность пассажироперевозок города Москвы.
ПГД содержит описание движения составов:
- по перегонам линии (нитки);
- по оборотным тупикам линии (обороты);
- по служебным соединительным веткам (ССВ) депо (выходы и уходы).
В своей работе авторы сконцентрировали внимание на последнем из упомянутых аспектов описания движения. Момент входа состава на ССВ отмечается на ПГД вертикальной линией перехода нитки в область линии соответствующего депо. Движение по ССВ занимает некоторое фиксированное время, которое рассчитывается до светофора Е. Светофор Е является устройством оптической сигнализации, обуславливающим границу путевого развития депо и ССВ линии метрополитена. Обычно устанавливается на некотором расстоянии от начала тоннеля.
Частые запросы инженеров-графистов, связанные с автоматизацией процесса отображения ниток в области линии депо, обусловили наличие в разработанном программном модуле блока для редактирования временных параметров движения от и до светофора Е. Именно эти параметры позволяют автоматизировать процесс прорисовки движения состава по ССВ заданной длительности.
Для работы программного модуля из множества ресурсов автоматизированной системы построения плановых графиков движения пассажирских поездов метрополитена (АСП ПГД ППМ) выделены: нитка, образ нитки, депо.
Запуск на исполнение процедур отображения ниток графика в области линий депо предполагает наличие у определённых ниток признаков начала и конца в виде кодов, соответствующих связям с депо. Составы могут уходить в депо как для отстоя, связанного с необходимостью обеспечения правильной ночной расстановки, так и на осмотр. Редкими случаями являются выход/уход из/в депо непосредственно до/из точки ночной расстановки. Поскольку АСП ПГД ППМ построена по модульному принципу, при возникновении в структуре метрополитена иных маневровых передвижений, связанных с депо, база данных кодов признаков начала и конца нитки может быть расширена.
Из общей классификации линий метрополитена в работе выделяется ветвь отличительных признаков линий по наличию депо. На линии может быть одно или два депо, на некоторых линиях одно физическое депо может быть представлено в виде двух виртуальных, также выделяют случаи, когда на коротких линиях отсутствует своё депо и составы переправляются на такие линии из депо смежных с ними линий. Согласно перспективам развития Московского метрополитена, сформированным в 2011 году, на некоторых линиях может появиться третье депо. В настоящее время линии по трём депо не классифицируются.
В результате проведённой работы создан программный модуль отображения движения пассажирских поездов метрополитена по ССВ депо, включающий в себя форму настройки параметров каждого депо линии и процедуры создания образов ниток в области линий депо с учётом изменённых параметров депо.
Библиографическая ссылка:
Сафронов, А. И. Особенности графического отображения планового графика движения при ор-ганизации работы с депо / А. И. Сафронов, А. А. Юдин // Труды научно-практической конференции «Неделя науки-2013. Наука транспорту». - М.: МИИТ. - 2013. - C. III-33.
рут,
миит,
метро,
мгупс,
транспорт,
график,
мосметро,
метрополитен,
график движения поездов