Возможно кто-то не в курсе, но через несколько дней заканчивается рассмотрение на портале НПА новых поправок в закон "Об оружии" за авторством гвардейцев кардинала.
Инициатива настолько потрясающая в своей безграмотности и непрофессионализме (примерно как и речь, написанная их главному для выступления перед президентом, где там ружья системы Хатсан и тому подобное), что разберу её максимально подробно. Текста будет много, приготовьтесь.
Итак, по адресу
https://regulation.gov.ru/projects#npa=121317 размещён текст поправок следующего содержания о том, кому не выдаются лицензии на приобретение и разрешения на хранение и использование оружия:
"11) [гражданам] в отношении которых по результатам проверки, проведенной органами федеральной службы безопасности и (или) органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, имеется заключение о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности. Указанная проверка не проводится в отношении лиц, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов Российской Федерации и должности государственной службы субъекта Российской Федерации.;"
Мы имеем сразу две позиции:
- гражданину можно отказать в получении лицензии/разрешении или аннулировать действующие разрешения на основании какого-то "заключения о наличии опасности". Т.е. не за нарушения и преступления, а за "наличие опасности".
- одним махом из-под действия поправок убирают кучу народа в погонах и чиновников. Т.е. лица сразу становятся неприкосновенными и непогрешимыми. Хотя достаточно пяти минут поиска в заголовках новостей и мы найдём массу заметок о том, как люди в погонах убивают друг друга из табельного оружия, продают налево конфискованное оружие, отличаются в тяжких преступлениях и т.д. Но тут они, внезапно, становятся кристально чисты.
Любые изменения в законодательстве должно быть как-то обоснованы и, как говорили классики - "отвечать веяниям времени".
Что ж, откроем пояснительную записку. Далее курсивом цитаты из неё с моими комментариями.
Проектом федерального закона предлагается внести в Федеральный закон «Об оружии» изменения, в соответствии с которыми устанавливается дополнительное основание для отказа в выдаче лицензий на приобретение оружия гражданам Российской Федерации и соответствующее основание для аннулирования ранее выданных разрешений на хранение, хранение и ношение, хранение и использование.
С этим понятно, добавляем удобный повод либо не выдать лицензию, либо лишить уже имеющихся (слыхал про случаи наездов на коллекционеров, когда у человека выгребали содержимое сейфа, а потом отдельные экземпляры всплывали совсем в других руках).
При этом законопроектом устанавливается, что указанная проверка не будет проводиться в отношении лиц, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов Российской Федерации и должности государственной службы субъекта Российской Федерации, ввиду того, что такие лица уже охвачены комплексом проверочных оперативно-розыскных и иных мероприятий, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ага, настолько "охвачены комплексом", что люди в погонах регулярно отличаются в насилии и преступлениях. Вот великолепный пример (а то Евсюкова уже совсем затрепали, там тоже что-то "комплекс проверочных оперативно-розыскных мероприятий" не сильно помог) -
в Чечне пьяный сотрудник Росгвардии убил четырех сослуживцев. И я, к примеру, не помню, чтобы одного уважаемого сенатора лишили его наградного пистолета, после того как он пострелял из него в гостинице рядом с Красной Площадью.
Вводимые ограничения направлены на недопущение владения оружием гражданами Российской Федерации, причастными к организованной преступной группе (организации, группировке), в том числе экстремистской или террористической направленности, а также предупреждение получения доступа к оружию гражданами Российской Федерации, имеющими намерения использования его в противоправных (преступных) целях.
Ну, я так и вижу, как приехавший из южной республики член очередной запрещённой в РФ организации идёт проходить обучение, собирает медсправки и потом топает в ЛРО за лицензией на двустволку, чтобы от души тут почудить...
И вишенка на торте - Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не проводился.
Мне тут даже прокомментировать нечего. Одна эта фраза говорит о бессмысленности всего проекта, т.к. нет даже подтверждения самого факта проблемы и анализа её возможного решения.
Возможно кто-то сейчас мне возразит - "Ты хочешь, чтобы никого не проверяли и оружие раздавали кому попало?"
На это тоже есть вполне подробный ответ.
Во-первых, оружие никому не раздают (я каждый раз, думая о стоимости ружья в сейфе, испытываю боль в области бумажника - и был бы счастлив, если б его мне просто "выдали").
Во-вторых, в действующих регламентах росгвардии уже предусматриваются проверки в т.ч. путём межведомственных запросов, например цитата из приказа № 359 об утверждении регламента по выдаче лицензий на приобретение гладкоствольного оружия:
"34. В рамках проведения проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах, в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления формируются и направляются запросы в МВД России о предоставлении следующих сведений в отношении заявителя:
34.5. О привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административного правонарушения, связанного с нарушением правил охоты, либо административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
34.6. О судимости и (или) факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, сведений о нахождении в розыске."
В-третьих, в настоящее время человека могут лишить оружия не только за уголовные преступления, но и за весьма лёгкие, а именно - за административные правонарушения. Достаточно совершить в течение года два правонарушения по одной и той же статье в течение года из частей 19 и 20 КоАП (а также ряда статей из других частей - всего их несколько десятков наберётся). Сложно? Сейчас на пальцах поясню. Допустим, вы два раза превысили скорость и вам прилетели штрафы. Вы на них забили и производство пришло к приставам. Всё, вы лишаетесь оружия, т.к. совершили правонарушение под названием "уклонение от административного наказания." Два раза штрафанули за ненадетую маску? Тот же результат. И таких статей очень много, поэтому все вменяемые владельцы оружия - весьма законопослушные люди.
Отсюда возникает вопрос - какие ещё "улучшения" добавляет ко всему этому новое ограничение и как оно эффективно может повлиять на незаконный оборот оружия и совершаемые с его использованием преступления? На мой взгляд - пользы никакой, а вот для злоупотреблений тут поле непаханое.
Кстати о злоупотреблениях. Есть положение об антикоррупционной экспертизе НПА, в котором перечислены признаки коррупционогенных факторов. Я их просто тут приведу, а вы прочитайте снова цитату из начала поста, потом возвращайтесь сюда и будем вместе загибать пальцы.
3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Ну как? Лично у меня пальцев одной руки не хватило, чтобы все посчитать.
И по моему мнению весь этот проект - попытка "размазать" ответственность. Сейчас по законодательству оборотом оружия в стране занимается Росгвардия (это одна из их уставных задач). А с данной поправкой в случае какого кипеша ребята всегда могут ткнуть пальцем и сказать: "А что сразу мы? Это вон МВД/ФСБ проверяли и прохлопали, а мы только бумажки выдаём."
Единственное, что мы сейчас можем сделать - придать этот проект огласке (общественное обсуждение заканчивается 25-го октября). Рассказать о нём друзьям и знакомым, которые владеют или интересуются оружием. Зайти по ссылке на портал, влепить там "дизлайк", нажав на красную кнопку "не нравится". Оставить отрицательный отзыв (без мата и аргументированный) в разделе "Ваши предложения". И тогда, возможно, нам удастся хоть как-то повлиять на эту историю.
А на этом спасибо и до новой встречи.