Раз уж мы про лошадок, то надо рассказать и про коновязи. Но не простые...
По сторонам дороги Р418 (Иркутск - Баяндай), а потом - Баяндай - Сахюрта, а дальше вдоль берега Малого Моря (Байкал), почти в каждой большой долине или рядом с возвышающейся над местностью горной вершиной можно увидеть вкопанные в землю столбы.
Это - сэргэ - коновязи, ритуальные столбы и деревья у бурят. Сэргэ означало, что у земли есть хозяин. Сэргэ в виде столба ставился у юрты («пока стоит сэргэ - семья жива»). Нельзя ни в коем случае разрушать сэргэ - оно должно было само прийти в негодность.
Сэргэ связано с культом коня, что вполне понятно.
Эта коновязь - символ дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезались три горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней небожителей, верхнего мира, средняя для коней людей, и нижняя - для лошадей подземного мира.
В шаманской мифологии небосвод вращается вокруг Полярной звезды, представляющейся как Алтан-Сэргэ («Золотая коновязь»). Ее сделали девять кузнецов. Одно из самых древних обо Бурятии, расположенное на территории Тамчинского дацана (Селенгинский район) называется Алтан-Сэргэ.
Весна 2012 года
Когда я впервые попала в эти места, запомнила только три подобные сооружения - они были наиболее пышными и явно не оставленными внимания. Собственно - их мне и показыали, когда мы путешествовали в бухту Ая.
Сейчас - в этих местах появились соответствующие указатели и можно понять - почему эти столбы так ценны для местных жителей. Но - обо всем по порядку.
Лето 2010 года.
Мое знакомство началось с этого сооружения. Барисан за селом Жердовка. Сразу после красивого указателя начала Усть-Ордынского автономного округа.
Издревле на этом месте останавливались путники отдохнуть и отдать дань уважения хозяевам местности - Божествам Энжинам.
Переводится слово, как «хозяева». Это внуки тэнгри, являющиеся хозяевами отдельных местностей: ущелий, скал, сопок, рек, а также погоды. Делятся на добрых (Прибайкалье) и злых (Забайкалье). В разговорном бурятском языке синоним тэнгри.
Чуть дальше - в следующей степи.
Этот Барисан выглядит несколько проще, но на самом деле - очень важное место. Указатель гласит:
"Испросившая от Бурханов сокращения трехсот норм жертвенного тарасуна - до тридцати, тридцати жертвенных животных - до трех. От Иркутска до озера Хyлэн установившая тридцать барисанов, Мать-Покровительница Буубэйн Тоодээ. В вашу честь наши молитвы!"
Следующая долина. Синенькие - это как раз указатель и приветствие - благодарность.
"Барисан" - один из видов шаманских жертвоприношений, связанный с поднесением алкоголя и денег местному божеству, обитающему на обо, так же и место для подобных жертвоприношений.
"Бариса" - синоним слова «обо»
Бутылочку видите - это после жертвоприношения осталось...
"Глубокий белый священный Хулэн
В прекрасной бескрайней степи Арда
Хозяин Хулэна - hахалта Хухэ
Сын Хулэна Хулгэ Мээсгэр
Дочь Хулэна Эмтэ Галзуу
Основавший на Хулэн озере
стойбище - Хухэ Буха
Хозяин горы Гурбэл
Маамша- Мана Хатан
В Вашу честь наши молитвы!"
"Обо" - священное место, на котором совершается поклонение духу-хозяину местности. Если обо расположено у дороги, на нем вкапывается в землю деревянная сэргэ или навес, где помещаются изображения почитаемых святых, а также оставляются подношения.
Еще один старый знакомец. После Баяндая
Следует тут заметить, что Обо (бур., монг. овоо, хак. обаа) - «куча, груда, насыпь») - в традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками или флажками. Обо располагаются на дорогах, на горных перевалах, у озер, аршанов, на берегах рек.
В 2010 году было так...
Теперь же ленточки можно увидеть не только на деревьях возле аршанов (источников), но и вот так - на специальных перекладинках (которых раньше не было), соединяющих сэргэ.
Георгиевская ленточка и кусок тельняшки...
Вообще принято повязывать Залаа. Это ленты из шелковой или любой другой материи, повязываемые на деревья в священных местах. Сейчас при многих датсанах в магазинчиках можно купить специальные. Разных цветов - в зависимости от того, чего хотелось бы. Но многие поступают по-старинке - и повязывают свои, какие есть
Небольшая окруженная горами долинка после реки Анга и селения Хурай-нур
А вот это типичный обо - куча камней и сэргэ. Перевал после реки Хорга, напротив мыса Шида (это уже над заливом Мухур, что на Байкале)
А вот тут пришлось изрядно остановиться. Эти сэргэ расположены после ущелья Сарма (куда мы собирались отправиться), и урочищем Хадарта, где есть свои (на фото ниже)
Дело в том, что прекрасная Хозяйка Сарма - не любит, когда к ней в гости приходят женщины. Поэтому местные жители делятся на тех, кто в ущелье был и тех, кто боится туда ходить. И я их понимаю - жить в этой местности надо в мире с духами.
"Когда к нам приехала из города женщина - археолог, она каждый раз перед тем, как в ущелье идти, обязательно молилась и говорила, что она по работе, а не просто так - от праздности", - рассказывала одна местная жительница.
Сарминское ущелье славится своими ветрами. Когда в конце 60-х у выхода из ущелья была сделана метеостанция, как-то раз ее просто снесло - ветер был 60 метров в секунду. Это примерно 200 км в час (для тех, кому лень считать).
В путеводителях пишут предупреждение для пребывающих на острове Ольхон - он напротив.
"Самым сильным и опастным здесь является ветер северо-западного направления "сарма" или "горняк", который неожиданно срывается с Прибайкальских гор. Его скорость достигает 40 м/с. Предвестниками этого внезапного ураганного ветра служат веретенообразные облака, появляющиеся над верхними склонами Приморского хребта"
Так вот. Сэргэ у входа в само ущелье - не было. Это мы тоже выяснили. Поэтому с самой Хозяйкой поговорить сложно. А так как была запланирована прогулка в ущелье, то меня отправили общаться с духами к этим сэргэ. Которые поблизости.
"Иди, договаривайся", - напутствовали.
Ну, раз договариваться - то надо чтобы все серьезно. С собой из напитков был только гранатовый сок, который был прихвачен, и обнаружился рис. Вот с такими подарками я и побывала "в гостях у местных хранителей".
Голубое небо, легкие облачка, солнце... и теплый ветерок, который развевает ленточки, повязанные многими, пришедшими сюда...
Про прогулку в само ущелье я расскажу несколько позже. Но так как прошла она хорошо, то видимо духам понравились подарки и они уговорили своенравную Хозяйку быть милостивой... За что ей отдельное большое спасибо (было ну очень красиво)
В бухте Хадарта. Обо и сэргэ
В этот раз это оказалась конечная точка нашего маршрута. И сюда тоже я заклянула с подарками (как, кстати, и к прочим - надо все-таки уважать местные обычаи).
Духи откровенно радовали - такого разнообразия погоды - мало когда встретишь. Среди солнечного дня пригнать несколько снежных тучек - это очень красиво!
Фото получилось с поездки много. Так что - продолжение следует...