Своеобразная классификация.
Я бы разделил ударные воздействия руками на три типа...
1. Собственно, удары.
2. Толчки.
3. Тычки/хлесты.
Думаю, здесь возникнет вопрос: а что это за такая классификация? То есть, по каким-таким критериям оно классифицировано, что аж тычки и хлесты объединены в один тип, хотя они, вроде, не сильно друг на друга похожи?
А критерия имеется ровно два...
1. Скорость бьющей конечности. Этот фактор отвечает за КПД воздействия. Чем выше данная скорость, тем больше энергии уходит на деформацию мишени и тем меньше - на ее разгон. Если вам желательно повредить противника, а не просто оттолкнуть его, то естественно, желательно, чтобы скорость бьющей руки была как можно выше.
2. Степень вложения массы тела в удар. Чем она больше, тем больше энергия удара, что, понятно, есть хорошо.
Так вот, возвращаясь к нашей классификации...
1. Удар - воздействие с высоким уровнем указанных выше показателей. То есть, и скорость бьющей конечности высока, и вложение массы в удар тоже высокое.
2. Толчок. Вложение массы в удар по-прежнему высокое, но скорость бьющей руки мала. Поэтому, он и называется толчком, собственно. Мишень разгоняется, но не деформируется.
3. Тычок/хлест. Ситуация прямо обратная предыдущему пункту. Скорость бьющей руки высока, но вложение массы низкое. Кстати, тычок от хлеста отличается, разумеется, траекторией. У тычка она прямая, у хлеста круговая.
----
Возникает еще один вопрос: но если с ударом все хорошо по обоим критериям, то зачем нужны два других воздействия?
Дело в том, что качество воздействия на мишень - не единственный фактор в бою. Живой противник, все же - не тренировочный снаряд. Существует и еще такой, например, фактор, как тактическая применимость/целесообразность. Особенно, это касается прикладного РБ, в котором форматов боя намного больше, чем в спортивных единоборствах.
Проблема удара в том, что он требует выстроенной специфической структуры тела. Это то, что в обиходе называется стойкой. Нужна такая структура, для обеспечения очень согласованного взаимодействия между перемещениями руки и корпуса. Между тем, данная структура тела далеко не всегда имеет место, и далеко не всегда ее можно быстро выстроить, засчет шага, например.
А вот, другие два типа воздействия никакой особой предворительной структуры тела не требуют. Соответственно, в ряде ситуаций они оказываются более выгодными.
----
Существуют также концепции компенсации недостатков толчков или тычков/хлестов.
Для толчков это, прежде всего, нацеленность в голову противника. Анатомия человека такова, что даже разгон головы, без деформации, может иметь серьезные последствия.
Для тычков/хлестов это правильный выбор цели для воздействия. Необходимо бить в зону, столь уязвимую, что для ее эффективного поражения не нужна большая энергия.