О грамотности или Что такое интеллигенция? и еще пара "исключительно русских" феноменов.

Nov 20, 2008 13:15

Пофилософстовал я недавно... точнее, пофилософстовал давно, а недавно оформились выводы.

"Фрейм", в котором формировалась "народная русская культура", именно в силу того, что формировалась она чересчур форсированно - это культуртрегерство. Точнее, культуртрегерство с точки зрения того, кому эту самую культуру "трегают", пардон май френч, или точнее, ферцайт майн дойч;) А именно: общение неграмотного (и причем в основном крестьянина) с грамотным человеком с точки зрения этого самого неграмотного. Отсюда и "традиционное русское уважение, даже почтение, к учителям и врачам" - вполне стандартное и объяснимое отношение неграмотного к грамотному, причем в основном в ситуациях, в которые неграмотный попал не по своему умыслу, и которые он не может ни разрешить ни убежать из них. Русские до 1960 года где в основном жили? В деревне. А в деревне кто был самый видный из грамотных? Сельский учитель или врач. Вот и объяснение "традиционно русского феномена" на грани карго-культа.

Приблизительно оттуда же родом и "интеллигенция". Не "интеллектуалы", не "мыслители", а именно "интеллигенция". С одной стороны - собирательный образ из сельского учителя и сельского врача - главных грамотных в деревне. ***

С другой стороны - городские культуртрегеры, несущие свет западной мысли в русскую словесность. Тоже специализирующиеся на том, чтоб брать свет в одном месте и нести в другое, более широкое. То есть по происхождению русская интеллигенция - это слой людей, несущих свет (не ими созданный) в темную среду (и в значительной степени по государственной программе на казенные деньги). Трансляторы знаний и культуры. Посредники, одним словом (нередко при этом презирающие посредников из сферы обращения материальных ценностей, живущих со своего посредничества). *

Отсюда же идет и упоминаемая Галковским "графократия" как смысл советского социального строя. Кто является самым особенным человеком для того, кто только недавно научился кое-как читать и писать в деревенском ликбезе? Инженер? Адвокат? Ученый? Профессор? Он и слов-то таких не знает и вообще не подозревает, что могут существовать такие роды занятий. ** Самый "крутой", или по-доперестроечному, "великий" для него, самый "понятный" из крутых своей грамотностью (а это у него теперь главный критерий "крутости") для него - это Писатель **** . Ну на худой конец корреспондент или редактор газеты, а несколько позже - диктор радио или телевидения.

* Отсюда и нравоучительный тон и нелюбовь к дискуссиям: с кем дискутировать транслятору Света Просвещения - с его Источниками, либо давно помершми либо далекими, но всё равно стоящими зваедомо выше него или с тёмными потребителями Света Просвещения, стоящими заведомо ниже него? Нет разницы точек зрения, если только разница уровней понимания, причем практически непреодолимая. В общем, настоящие интеллигенты бывают только в неграмотной среде, когда они в ней единственные грамотные.;)
** В качестве иллюстрации: мой прадед (189?), крестьянин из-под Смоленска (которого в свое время чуть не раскулачили из-за того, что у него была мельница и предки которого одно время были управляющими в имении Глинок (тех самых), так что не последняя неграмотная деревенская голытьба, полагаю, и ЦПШ закончил в том возрасте, когда было положено, а не с опозданием), когда моя мать (1945) в 1963 поступала в Бауманку, в письме к ней называл это учебное заведение "техникумом" - т.е. вообще не знал слова "институт". Что тогда говорить про вчерашнего клиента ликбеза?
*** Что характерно, оба сидят на государственном окладе, а не используют своб грамотность для зарабатывания денег частным образом - по этой части больше "грабили нас грамотеи-десятники".
**** как в среде абитуриентов МФТИ самым "великим" его преподавателем казался С.М.Козел - автор сборника задач для поступающих

glk, hist, intellig, soc

Previous post Next post
Up