Еще один исток взаимоотношений русской интеллигенции с царской властью.

Mar 23, 2009 20:37

Сегодня осенило.

Начиная с пушкинской эпохи, русская культура вступает в полосу своей продуктивности благодаря размежеванию государства и культуры, что повлекло за собой рождение интеллигенции. ... Это размежевание состояло в том, что в русской культуре появилась фигура «лишнего», но внутренне и внешне независимого человека. «Лишний человек», «беспочвенный» интеллигент хорошо известен нам по художественной литературе. «Лишними людьми» были не только Онегин, но и Пушкин, не только Печорин, но и Лермонтов, не только Рудин, но и Тургенев. В России «лишним человеком» становился, хотя бы отчасти, любой крупный деятель культуры. «Лишний» он вовсе не в культуре, отвергает его государство. Когда служащие отказывались от службы или воспринимали службу как абсурд, они попадали в положение «лишних людей». Позиция «лишнего человека» состояла в том, чтобы не подчинить себя мертвящему строю государственной жизни. Культура, создаваемая «лишними людьми», стала отечественной классикой. Ее отнесли к «золотому веку». Она развивалась как бы параллельно экономическому развитию России.


via azatiy

Русский бюрократический язык был вдохновлен немецким языком и рожден как раз тогда, когда немцы передирали русский язык со староболгарского. Поэзия на нём - ну можно вспомнить креатив т.н. "М.В.Ломоносова": "О где ж, натура, твой закон: / С полночных стран грядет заря / Не солнце ль ставит там свой трон / Не льдисты ль мещут огнь моря? / Се хладный пламень нас покрыл / Се в ночь на землю день вступил". И это разве не разные диалекты (по крайней мере) по сравнению с "Евгением Онегиным"? Другие не менее доставляющие креатиффчеги из той же серии тех же лет процитированы у ДЕГа БТ.

Русский литературный язык был вдохновлен французским языком и рожден существенно позже. Наверное, если и не самим Пушкиным, этим "второразрядным подражателем третьеразрядных французских поэтов" но и не сильно ранее - другими, десяторазрядными подражателями тех же поэтов.

Не следует забывать, что интеллигенты, для которых родным языком был русский, не были массовым явлением ранее конца XIX века (вспомним Ленина, ага).

Полагаю весьма верояным, что это "размежевание государства и культуры" имеет по собой вполне объективные лингвистико-эстетически корни: государство было "немецкоэстетичным" и образованно выходцами из остзейских немцев, а культура была "франкоэстетичной". Учитывая, что никакой русской эстетики и русской культуры тогда еще не было, то с культурной точки зрения, это были фактически два разных этноса. Приблизительно как англичане и американцы. Или, для юдоозабоченных, как русские и евреи в советское время, не в меньшей степени.

P.S. Ну а в Ижевксе франкоэстетичность вообще как-то не приживалась... И вправду Мордор, видать...

lang, psy, glk, hist, intellig, phyl, soc

Previous post Next post
Up