Docendo discimus

Jun 22, 2020 14:46


«Уча, мы учимся», эту фразу на латыни сказал мне мой Папа, когда я первый раз стала репетитором. Мне было 16, последнее школьное лето. Им, двум школьницам, 12. Я начала преподавать английский по учебнику Скульте со зверюшками. Было волнительно и занимательно. Язык начал раскрываться по-новой.








С тех пор много воды утекло, но я не прекращала преподавать английский по сей день. Английская грамматика с тех пор, как катком, утрамбовалась мне в мозг, раскрываясь постепенно как веер. Каждый ученик приносил свой путь и механизм познания. У всех очень по-разному строится мышление. Для каждого кубики знаний собираются в тетрис уникально. Свой темп, ритм, острота, слабость, акценты, провалы, рывки и отставания. Увлекательно выстраивать из этого успешную трассу!

Они меня многому научили и продолжают обучать. Научили меня слышать грамматику, как сквозь сон. То есть ошибки не ускользнут, и мы их вместе водрузим на место.

Мои ученики научили меня произносить «третье лицо единственное число» на скорости скороговорки. Они создали в моей голове несметное количество отточенных формулировок. И я всегда рада, когда интересный ученик вносит новое в отточенные формулировки, раскрывает новые тонкости и аспекты. Я для себя отмечаю «бинго», и это очень приятно.

С какими текстами мы только не работали, и сколько лексики я впитала с этих текстов. И зарывалась дальше и дальше в слова, семантику, оттенки смыслов, сочетания.



Мои ученики расширили мне кругозор, так как тексты в широком диапазоне тем приносят много увлекательной информации о мире. Допустим, сейчас у меня ученица на крупной должности в медиа-канале. Чего только не обсуждаем, главное, по английски. И читаем статьи The BBC.

А ещё рассказы учеников о чём-то своём, на английском, конечно. И я узнаю жизнь людей всё больше и больше, с их окружением, работой, переживаниями, предпочтениями, путешествиями и так далее. И немало себя раскрываю, на английском, конечно. В самом деле, болтать на свободные темы на языке - лучшая из действенных практик.

А ещё психология. Каждый ученик - это свой тип. Соответственно свой эмоциональный подход. Тонко и интуитивно приноравливаемся, чтобы наладить чёткое и удовлетворяющее движение. Интуиция учителю нужна непременно, так как он ведущий, принимает решения, поддерживает провалы, укрепляет мотивацию, порой делится волшебным пенделем и разными тайнами мастерства. За эти годы навык психологических подходов развился нехило.

Ученик и учитель должны быть сочетанием, и мы должны быть симпатичны друг другу. Здесь, я уверена, работает принцип «каждый находит своё». В основном, работает. Бывали случаи, когда мне был не симпатичен ученик, в итоге как-то и не складывались долгие отношения. Все по-разному наполняют энергией. Это правильный выхлоп - набор, а не потеря энергии за время урока. Бывали отношения по 7 лет, уже не раз. Тогда было жалко расставаться, срастались.

Только что закончила урок с Таней, которая сейчас живёт в Аликанте. У неё пытливый, но пока невнимательный ум. Такое сочетание интересно усмирять. У неё бешеный интерес к языку сейчас, поставлена непростая цель на год. Целеустремлённый ученик - это подарок. Да ещё с рассказами о жизни девушки из Казахстана, с которой я познакомилась в Калининграде, в солнечной Испании.

На фото комната моей ученицы на моём морском рабочем столе. Она делала ремонт на новой даче и в перерывах занималась со мной. Комната становилась мне всё симпатичнее, и даже появились фламинго. Всё неслучайно.



Может, кто-то спросит: а почему много прошедшего времени? «Расширили кругозор», «научили слышать», «зарывалась дальше»... Так в русском нет английского Present Perfect - Настоящего Совершенного: произошло, но до сих пор актуально. Всё дальше и дальше мои ученики меня обучают, расширяют, углубляют.

Как вы поняли, преподавание для меня - любимая стезя. Обращайтесь, встречаемся в онлайне ;) Язык - это путешествие! Подробнее о моих навыках тут.

В передаче знаний есть нечто сакральное. Правда?

летний марафон, рабочий процесс, расширения, #92днялета

Previous post Next post
Up