Вот и отгремела очередная церемония вручения премии Оскар, вызвавшая в интернете сильное негодование и бурление. Я сам был не прочь побомбить на тему победителей в номинациях, но в основном это мероприятие было для меня, скорее, не чередой разочарований и поводов побомбить, а списком кинолент, о которых я ранее не знал, и которые не прочь был бы посмотреть. Одним из таких фильмов стал “По соображениям совести” Мела Гибсона, два с половиной часа хронометража которого я с жадностью проглотил, ни разу не заскучав. А о впечатлениях от просмотра спешу поведать ниже.
“I am gonna get you home”
Первое, что подумает любой человек о фильме, впервые о нем услышав и увидев кадры - то, что фильм про войну. И действительно, война - одна из главных его тем и она мне бесконечно близка, так как я считаю себя пацифистом. Всем наверняка известно, что ярые противники какого-то явления порою в этом самом явлении разбираются лучше, чем его самые преданные сторонники. Так, весьма приверженные своим взглядам атеисты порою лучше разбираются в Библии, чем глубоковерующие религиозные люди, так как атеисту нужно изучать Библию просто для того, чтобы доказать самому себе и другим истинность его высказываний. И раз уж я собрался идти по дороге пацифизма, то в армии и людях, друга друга убивающих, тоже разобраться должен, ну а поспособствовать этому могут помочь военные фильмы. Поэтому лично меня интересовал здесь именно образ войны, как Мел Гибсон сможет мне его показать, и на какие мысли он своего зрителя наведет.
И тут режиссер картины в полной мере удовлетворяет мои антивоенные наклонности. Показано здесь сражение за Окинаву, прошедшее в 1945-ом году, американцы против японцев. Но вся эта битва символизирует собою военные действия в целом. Люди, которые мирно общались и весело шутили со своими сослуживцами, вмиг превращаются в зверей, защищающих свою территорию (страну) и потомство (семью). Как по мне, сцена, где между собой сталкиваются орущий американец и орущий японец, после чего подрываются оба на гранате, полностью описывает отношение фильма к войне как к таковой. У людей из-за страха и желания защитить свое включается животный инстинкт (орущие во все горло люди в социуме - это же не совсем норма, так только на войне бывает) и в итоге страдают обе стороны, обе стороны погибают. И ради чего? Почему все это началось, и зачем это людям сдалось?
При этом режиссер не уходит в пафос или “патриотизм в розовых очках”. “По соображениям совести” - это не то кино, где пятеро американских штурмовиков убивают тысячи обезличенных и идеально злых японцев, при этом из команды бравых американцев умирает только один, и то только ради приличия. Короче говоря, этот фильм - не Call Of Duty. Здесь толпа солдат дяди Сэма высаживается на территорию, и уже через минуту кто-то погибает от попадания шальной пули в череп, которая хоронит как самого человека, так и все его мечты и надежды вместе с ним. И так постоянно. Всегда кто-то умирает. А если расценивать человека как отдельный мир, то миров на этом поле боя полегло несметное количество.
Вклад режиссуры в таком осуществлении образа войны переоценить сложно. Мел Гибсон снял мясорубку: страшную и ужасную, пропитанную болью и страданиями людей мясорубку. Он показал военные действия так, что оказаться в их эпицентре не захочется никому. Ну а самое главное, Гибсон заставляет своего зрителя невольно задаваться вопросами: «Зачем?», «Почему?» и «Ради чего?». А это для военного фильма дорогого стоит.
“Let me get one more”
Но все-таки война здесь - тема не главная. История крутится вокруг Десмонда Досса. Десмонд - очень верующий человек, поэтому он следует всем главным заповедям священного писания, в число которых входит и “не убей”. Поэтому Досс почти никогда в жизни не держал в руках оружия, чего уж говорить об убийстве кого-либо. Поэтому, казалось бы, война - чуждая ему вещь, так как боевые действия, которые строятся по правилу “убей или будь убитым”, противоречат его принципам. Но все равно Десмонд не хочет оставаться в стороне и идет служить полевым медиком, отказываясь даже брать в руки оружие. Разумеется, окружающие его солдаты не могут понять его поведение и вечно вставляют добровольцу палки в колеса, выдавая его принципы за трусость. Тем не менее, именно тот самый “трусишка Досс” вытаскивает с поля боя раненных солдат одного за другим.
Поэтому, в первую очередь, этот фильм не про войну. Он про глубокую веру человека. Его веру в добро, веру в других людей, про верность своим принципам и отстаивание своих ценностей до победного, несмотря на все внешние обстоятельства. Десмонд - это очень сильная личность, сломить которую невозможно. И именно такая личность ведет за собой других людей и позволяет достигать крупных побед. Десмонд вызывает глубочайшую симпатию, а сам фильм пробуждает веру в человечество. Особенно, когда во время просмотра осознаешь, что весь сюжет построен на реальных событиях.
Ну а Эндрю Гарфилда, исполнившего роль того самого рядового Десмонда, хочется просто носить на руках, настолько уж точно, правдиво и просто-напросто невероятно он отыграл свою роль. Да и в целом с актерами у данной ленты проблем нет. Абсолютно все справились на отлично, тем более Питер Пар… простите, Эндрю.
“You’re not like anyone else”
Да и вообще сделать художественный фильм, основанный на реальных событиях, не так уж и просто. Нужно рассказать историю, происходившую в реальной жизни, максимально детально, и при этом не сделать из художественной картины документалку. Тут невольно всплывают сравнения с фильмом “Чудо на Гудзоне” (“Sully” в оригинале) этого же года, причем сравнения не в пользу “Чуда”. В “Sully” была очень подробно, можно даже сказать документально, воссоздана реальная история, на которую создатели дали посмотреть с разных ракурсов. “По соображениям совести” делает ровно то же самое, но при этом умудряется оставаться художественным фильмом с большой буквы. Помимо детально проработанной биографии виновника торжества в периоды, в которые разворачивается сюжет, этот фильм выдает еще и хороший сценарий, отличных и прекрасно отыгранных актерами персонажей, потрясный визуал от старожилы Мела и несколько тем и вопросов, над которыми невольно начинаешь задумываться. Именно таким, по моему мнению, должно быть идеальное кино с пометкой “true story” на постере.
Да и придраться здесь особо не к чему. Можно воскликнуть, что кино слишком патриотичное и получить в ответ сухое: “Ну и что?”. Русские имеют право снимать фильмы, призванные повысить любовь к Родине, а зарубежным авторам этого же делать не положено? И ведь серьезно, я правда видел парочку таких жалоб.
К вопросу о патриотизме, можно придраться и к образу японцев. Видим мы их здесь только на поле боя и показаны они как самые настоящие слетевшие с катушек звери, поэтому с каждым убитым солдатом японской армии в голове невольно проскакивает мысля, что “вот так им и надо”. Однако, как я уже говорил выше, фильм вовсе не про войну, вернее в основном не про нее, поэтому он не обязан показывать людскую сторону и мотивы обоих сторон. Фильм посвящен Десмонду, и, к глубокому сожалению некоторых “защитников земли русской”, родился он в Америке. Ну так уж как-то вышло, не серчайте.
Ну и последняя вещь, к которой можно придраться (и сейчас пойдут небольшие спойлеры, которые закончатся после следующей картинки), так это отсутствие концовки в типичном ее понимании массового зрителя. Да, мне тоже хотелось бы узнать, как Досс вернулся домой, как его там встретила девушка, что он сказал бы отцу. Но по сути, это не так уж и важно, да и вообще не нужно. Мысль передана, а значит можно и закругляться. Финальный аккорд, титры.
Больше сказать мне особо нечего. Очень жаль, что Эндрю свою статуэтку не взял, честно говоря, именно за него я и болел в номинации за лучшего актера. Однако по техническим критериям фильм свои статуэтки получил: звук и монтаж. Может, это сделает картину еще чуточку популярнее и, самое главное, может это сподвигнет еще больше людей ее оценить. А оценивать там есть что. “По соображениям совести” - отличный, не глупый, качественно выполненный технически и поднимающий веру в человечество фильм, который отберет всего два часа вашей жизни, и вряд ли вам после просмотра захочется вернуть их обратно. Поэтому если Вы до сих пор по какой-то причине не смотрели новую работу Гибсона, то теперь точно знаете, что стоит сделать в ближайшее время.
Click to view