У каждого свой идеал автомобиля. Одним нужно разгоняться до "сотни" не более, чем за шесть секунд. Другим - везти пять человек, десять рюкзаков и байдарки с велосипедами на всю компанию. Третьим - чтобы была рама, лебедка, мосты и блокировки. Четвертым нужна хорошая управляемость и возможность комфортно перемещаться на большие расстояния. Пятым - экономичность. А бывает ли так, что все сразу? Конечно, нет. Но все-таки, на мой взгляд, наиболее приближенными к универсальному идеалу являются люксовые большие кроссоверы и внедорожники, такие как Range Rover, Mercedes ML и Volkswagen Touareg.
VW Touareg первого поколения был уникальной в своем классе машиной, поскольку сочетал комфорт и управляемость бизнес-седана с проходимостью серьезного внедорожника, благодаря пневмоподвеске, раздаточной коробке с понижающей передачей и жесткой блокировке заднего межколесного дифференциала. Touareg I выпускался довольно долго - с 2002 до 2010 года (с промежуточным рестайлингом в 2006 году). Когда же, наконец, свет увидел Touareg второго поколения, многие поклонники этой машины были разочарованы - обновленный дизайн казался им чересчур "легковесным", не внушающим уважения на дороге, а раздаточная коробка вместе с блокировкой в заднем мосту перешли из стандартного оснащения в разряд опций.
Я имел до этого некоторый опыт общения с Touareg I, и мне было особенно интересно - стал ли хуже новый внедорожник, или же он просто стал другим и перешел в новую лигу? Попробуем разобраться.
Сначала отметем претензии к "несолидному" дизайну. Черная глыба тестового автомобиля выглядит очень основательно, и перепутать его с "младшим братом" (я имею в виду Tiguan) может лишь тот, кто никогда не видел эти две машины живьем. Кроме того, наш Touareg оснащен пакетом внешнего обвеса R-Line с огромными колесными дисками диаметром 20" и шинами 275/45, что лишний раз подчеркивает серьезный характер этой машины.
Внутри автомобиль упакован по максимуму. Кожаные вентилируемые кресла с перфорацией имеют огромное количество электрорегулировок и память на три положения, а четырехзонный климат-контроль позволяет поддерживать оптимальную температуру для каждого из пассажиров. Кстати, почему только для четверых? Сзади вполне удобно размещаются трое, но, конечно, вдвоем все-таки удобнее - можно наклонить назад спинку кресла, откинуть широкий подлокотник, достать бутылочку с благородным напитком... Но мне больше по душе все-таки место за рулем.
За руль попасть легко - рулевая колонка имеет электропривод, поднимающий руль вверх и опускающий его поле посадки. Руль, кстати, имеет подогрев - мелочь, но как приятно зимой!
Общее впечатление от салона - это стопроцентный премиум! По качеству отделки и вниманию к деталям Touareg II не уступает конкурентам от Mercedes и BMW, и, конечно на голову выше прежнего поколения этой модели.
Нажатие кнопки "старт-стоп" (автомобиль имеет бесключевой доступ, который срабатывает очень четко - двери разблокируются, когда стоишь не далее 40-50 см от машины) пробуждает могучий двигатель - тестовый Touareg оснащен 4,2-литровой дизельной "восьмеркой" мощностью 340 л.с. и крутящим моментом 800 Нм (!). Габариты, конечно, требуют некоторого привыкания - обзорность назад довольно ограниченная, хотя в этом помогает цветная камера заднего вида и система парктроников по кругу, позволяющая выводить на дисплей вид машины сверху.
Итак, трогаемся. Пока Touareg тащится в утренней пробке, потихоньку осваиваюсь с управлением и навигацией. навигационная система RNS-850 работает не в пример лучше, чем RNS-510, которая ставится на младшие модели VW. По крайней мере, в средней полосе система с легкостью находила даже мелкие населенные пункты. Показания навигатора дублируются на центральном дисплее приборной панели. Неудобство вызвал лишь привод CD-проигрывателя, который находится в "бардачке" - самому диск на ходу не поменять. Впрочем, можно подключить свой iPad и кнопками на руле выбирать треки, не отвлекаясь от дороги.
Разгонная динамика восьмицилиндрового Туарега впечатляет. 8-ступенчатый "автомат" на полсекунды задумывается в ответ на резкое нажатие педали, после чего из-под капота доносится приглушенный рык, и Touareg плавно, но стремительно катапультируется с места. Если верить паспортным данным, до разгон до "сотни" занимает 5,8 секунд - это, к слову, уровень таких машин, как Subaru Impreza WRX STI. Строго говоря, такой темперамент для Touareg отчасти избыточен, так как он провоцирует водителя на необдуманные поступки на дороге. Однако самое удивительное - это даже не разгон с места, а то, что нажатие на педаль газа вызывает практически одинаковую реакцию на любой скорости - то есть, мощное, напористое, какое-то "тепловозное" ускорение. Стоит выйти на обгон со скорости 90 км/ч и чуть порезче прижать педаль, как Touareg моментально ускорится до 170 и будет готов продолжать этот разгон и дальше, пока не сработает ограничитель скорости.
Какое-то время назад я также поездил на Touareg с менее мощным мотором - турбодизелем V6 объемом 3 литра и мощностью "всего" 245 сил. Конечно, этот мотор не выдает такой сумасшедшей разгонной динамики, но, тем не менее, мне всегда ее хватало с запасом - в абсолютно любой ситуации. На мой взгляд, 6-цилиндровый двигатель является более сбалансированным и позволит избежать больших трат на транспортный налог. Кстати, что касается экономичности, то на трассе 8-цилиндровый Touareg ест около 11 литров в довольно рваном режиме (пробки, ускорения), а 6-цилиндровый - примерно 8,5.
Разумеется, такому дорогому и мощному автомобилю по статусу положена пневмоподвеска, и она здесь имеется. Помимо регулируемого дорожного просвета (который можно установить в фиксированное максимальное положение для бездорожья), эта подвеска позволяет сглаживать большую часть дорожных неровностей. Конечно, низкопрофильная "резина" отзывается ударами на особенно глубоких ямах, но что касается дорожной "мелочи", то она практически не "приходит" на кузов и руль. Амортизаторы имеют электронное управления с тремя режимами - от комфортного до спортивного. Честно говоря, на разбитых участках Горьковского шоссе я так и не почувствовал нюансов в поведении машины в разных режимах, поэтому, в основном, держал переключатель в среднем, "нормальном" положении.
Что касается управляемости, то, разумеется, она отличается от легкового седана, но при этом все же тяжелая машина ведет себя на удивление предсказуемо и кренится не намного больше легковых моделей. Шумоизоляция - также на высочайшем уровне.
К сожалению, наш Touareg был лишен опционального Offroad-пакета с раздаточной коробкой и блокировками, но означает ли это, что он стал беспомощен вне дороги? Провести полноценный оффроуд-тест у нас не было возможности, однако пневмоподвеска, "надутая" в крайнее верхнее положение и электронные помощники, имитирующие блокировку межколесного дифференциала, позоляли штурмовать такие косогоры, куда я бы даже не подумал соваться на своем Tiguan (а, если бы и сунулся, повис бы на порогах). При вывешивании колеса машина на миг останавливается, а потом, похрустывая тормозами, "прикусывающими" буксующее колесо, с легкостью выбирается из ямы.
Итак, за что же можно покритиковать этот автомобиль? За дизайн? Оставим это любителям спорить о вкусах. За внедорожные способности? С опциональным пакетом оснащения они остались на прежнем уровне, но и даже без него они достаточны для практически любой ситуации, куда может попасть городской житель, раз в неделю съезжающий с асфальта. За небольшой багажник? Конечно, он меньше, чем у "вагонов" вроде Nissan Patrol, но так и по габаритам Touareg существенно меньше, при этом в него влезает пять больших дорожных сумок, гитара в чехле и куча пакетов из супермаркета. Если же заставить задних пассажиров потесниться и сдвинуть сиденье вперед, то объем багажника станет еще больше. За цену? Да, тут поспорить невозможно. Touareg второго поколения стал намного дороже предшественника - "голая база" начинается от 2 млн. рублей, а прилично оснащенный Touareg c 6-цилиндровым дизелем и пневмоподвеской (на мой взгляд, обязательная к заказу опция для данного авто!) будет стоить уже от 2,5 до 2,7 млн. С другой стороны, заявки на полноценное членство в премиум-сегменте обходятся недешево. Мое личное отношение к этому автомобилю? Когда меня спрашивают, какую машину я бы хотел иметь, при условии, что могу выбирать любую, но только одну, я всегда отвечаю - Volkswagen Touareg. Думаю, дополнительные комментарии излишни.
P.S. Как обычно, благодарю отдел маркетинга марки Фольксваген за предоставленную возможность опробовать столь замечательный автомобиль, а также Олегу Романовичу за то, что старательно изображал фотомодель.