Мой пост от августа прошлого года, посвященный как раз первой очереди Ленинградского метро. Я тогда ещё не знал, что через некоторое время буду жить около самой красивой станции первой очереди метро -"Автово". Весь участок "Автово" - "Площадь Восстания" был полностью сдан ровно 60 лет назад.
Click to view
Оригинал взят у
flackelf в
Подземные дворцы Петербурга или первая очередь Ленинградского метро. 1. Предлагаю вам экскурсию по первой очереди Ленинградского метрополитена, которую открыли всего лишь через 10 лет после войны в 1955 году. Немного позже из первой очереди Ленинградского метрополитена родилась "красная" Кировско - Выборгская линия метро.
Именно первая очередь Ленинградского метро является настоящим памятником сталинской послевоенной архитектуры и представляет большой интерес.
Строили первые 8 станций с московским размахом, (они кстати сильно похожи на Московское метро) совершенно не жалея дорогостоящие материалы.
2. Первая очередь Питерского метро была не такая уж и маленькой - целых 8 станций. Почти полноценная линия, как по Киевским меркам.
Связала она промышленный Кировский район, центр города на Неве и 4 основных вокзала.
Кстати наземные павильоны тоже почти что дворцы и достойны пожалуй отдельного поста. Что вы хотите? Все таки второй город огромной страны, бывшая императорская ее столица.
3. Конечная станция первой линии метро это "Автово". Данная станция является настоящим архитектурным шедевром или полноценным подземным дворцом.
Ну вы только полюбуйтесь на это чудо.
4. Часть станции имеет гранитные колонны, а часть стеклянные. Трогал эти колонны руками и тщательно рассматривал. Воистину - не жалели средств для первых станций!
5. Строилась первая очередь метро строилась сразу под поезда 8-ми вагонной составности, а не так как в Киеве, под 5-ти вагонные. Обратите внимание на люстры, они этого стоят.
6. Мозаичное панно "Победа". Не забывайте, что в момент открытия станции, после войны прошло всего 10 лет, а после страшной блокады всего 12, как например сейчас от 2002 года. Чепуха, правда?
7. Следующая станция, это "Кировский завод". Он ней я уже писал в предыдущих постах.
8. Элемент декора станции.
9. Потом идет "Нарвская". Очень красивая станция, на которой в камне запечатлена послевоенная и уже почти забытая эпоха восстановления, трудовой и боевой доблести советского народа.
10. На станции в виде скульптур представлены фигуры советских ученых, рабочих, колхозников, пионеров и комсомольцев, военнослужащих.
11.
12.
13. Станция "Балтийская". При постройке обслуживала два вокзала - Балтийский и Варшавский. Сейчас остался только Балтийский. Художественное оформление станции посвящено теме мощи и славы Советского Союза как великой морской державы.
Голубовато-серая мраморная облицовка подземного зала символизирует суровые воды Балтики. Оформление свода зала ассоциируется со вздувшимися парусами.
14. На стенах путевого зала установлены решетки с якорем.
15. Торцевая стена станции украшена мозаикой на тему революционных Балтийский матросов 1817 года.
16. Станция "Технологический институт", в момент своей постройки была всего одна и обслуживала только одну, "красную" линию метро.
Позже, в 1961 году, при постройке "синей" линии, эта станция была сделана пересадочной и стала первым в СССР кроссплатформенным узлом.
Это когда ветки одних и тех же линий развели по разным двум станциям. И теперь для того, чтобы перейти с "синей" линии" на "красную" достаточно просто перейти платформу от одного поезда к другому. Такая пересадка возможна только при движении с севера на юг и с юга на север по обоим линиям, что соответствует основным пассажиропотокам города.
На фото видна первая станция "Технологический институт", которую пустили тоже в 1955 году. Подземный зал станции украшен барельефами русских и советских ученых, а также Маркса и Ленина.
17. Вторая станция "Технологический институт", что уже на "синей" линии метро, принадлежит к следующему уже хрущовскому поколению станций. Все выполнено гораздо скромнее и без лишней, как уже считалось в 1961 году, роскоши.
18. Станция украшена перечнем достижений советских достижений.
Да, а в этом году как никак 40 лет началу строительства БАМа. Из-за событий на Украине все как-то подзабыли об этом.
19.
20. Станция "Пушкинская". Эту станцию открыли немного позже, в 1956 году.
Название связано с близостью Витебского (бывш. Царскосельского) вокзала, соединяющего Санкт-Петербург с городом Пушкин (Царское Село), где в лицее с 1811 по 1817 год жил и учился поэт (позже Пушкин жил в Царском Селе в 1831 году). В проекте станция носила название «Витебская».
Кстати сегодня Витебский вокзал остался практически без вокзала. Эскалатор "Пушкинской" надолго закрыли на ремонт, а до станции "Звенигородская" от вокзала идти почти полкилометра.
21. Довольно красивый памятник Пушкину в подземном вестибюле станции.
22. На станции "Пушкинская" главным украшением являются светильники.
23. Станция "Владимирская", построена под Владимирской площадью. Зал станции облицован уральским мрамором, пол выполнен из гранита.
24. Монументальная советская символика. Сделано на века.
25. Люстры украшающие путевые залы.
25. Наконец последняя в первой очереди станция - "Площадь Восстания". Она построена у Московского вокзала и Невского проспекта и является главными транспортными воротами города. Все таки над ней расположен крупнейший Питерский вокзал.
Эта станция до боли похожа на многие станции Московского метрополитена.
26. "Площадь Восстания" - единственная станция Питерского метро, где сохранился Сталин. Вон видите, он стоит сзади Ленина.
Этот интересный фрагмент мне однажды указал Сергей Сигачев (он же Periskop), за что ему отдельное спасибо.
27. Но к концу 50-х эпоха сталинской архитектуры подошла к концу. Настала хрущовская пора "борьбы с архитектурными излишествами". И вот следующая станция "красной" линии "Площадь Ленина" (Финляндский вокзал), которая была сдана всего лишь через три года после первой очереди в 1958 году, выглядела гораздо скромнее.
28. Все что строилось при СССР позже, не идет ни в какое сравнение с первой линией метро. Вот например наземный павильон станции "Политехническая", что в северном районе под названием "Гражданка". При Брежневе-Андропове-Черненко-раннем Горбачеве важно было подтянуть линии метро к спальным районам, которые росли как грибы на окраинах Ленинграда. И тут было не до архитектурных изысков.
29. Немного выделяется, по моему мнению из поздних станций на "красной" линии, так это "Академическая". Тут архитекторами были придуманы вот такие симпатичные арки в отделке из металла. Чем-то отдаленно перекликается с московской станцией "Маяковская".
30. Ленинская цитата на "Академической". В Киеве уже давно отбили бы черно-красные "еврозвери" и вандалы.
Click to view
lt;/iframe>