Северодвинск. Посещение АПЛ ТК-20 "Северсталь".

Jul 26, 2024 07:57

Ко Дню ВМФ России.

Вот же интересно получилось - никогда в жизни ранее не бывал на подводных лодках. Музейных разумеется. А тут вдруг выпадает судьба оказаться на самом настоящем, да еще и крупнейшем в мире атомном подводном ракетоносце, хоть и выведенном из боевого состава флота, но все еще не отправленном на утилизацию и даже формально где-то там числящимся в списках у нашего ВМФ. Очень немногим в жизни, кто ну совсем никак не причастен к военному флоту, выпадает такая удача.

Зайду издалека. Помню 1981 год, XXVI съезд КПСС, на котором Леонид Брежнев впервые на весь мир вслух упомянул некую систему "Тайфун", которую СССР начал строить в ответ на американскую программу строительства новых лодок с ракетами "Трайдент". Подразумевалась советская секретная программа строительства нового поколения ПЛАРБ (подводные носители стратегических ракет). Но что это было, как оно выглядело, чем было вооружено и в каком количестве, до самого конца 80-х в СССР почти не знал никто, кроме людей непосредственно причастных к военному судостроению и военному флоту.
К слову название это "Тайфун" потом затерялось (по крайней мере в СССР) и уже во времена гласности всплыло настоящее имя этой невиданной серии громадных лодок - проект 941 "Акула".
Это были лодки 3-го поколения имевшие просто невиданные размеры. При этом по ракетному вооружению к сожалению не дотягивающие до своих американских оппонентов. Те (лодки класса "Огайо") несли по 24 ракеты "Трайдент, наши всего по 20 ракет Р-39 (с 10-ю разделяющимися ЯБЧ). Но наша ракета Р-39 обладала более солидными характеристиками.

Если не ошибаюсь, только уже в начале 90-х широкая уже постсоветская общественность наконец увидела их на фото и прочитала их тактико-технические характеристики.
Эта серия 941-я, была настоящим венцом советского подводного кораблестроения, наивысшим по сложности и стоимости его продуктом. Никто в мире не построил ничего подобного. А все 6 лодок этой серии строились тут, в Северодвинске, в течение всех 80-х годов, в новом громадном специально под них построенном эллинге - самом большом в мире как пишут в сети.

Почему лодки получились такими большими. Во первых количество ракет увеличилось на 4, по сравнению с лодками предыдущего семейства - серии 667. Во вторых сама ракета была твердотопливная и гораздо более крупная чем на лодках предыдущих серий. Лодка имела внутри легкого корпуса два прочных, в каждом из которых был свой ядерный реактор. Отдельный центральный модуль. Ракетный отсек с 20-ю шахтами располагался между прочными корпусами спереди рубки, а не сзади как на лодках с классической схемой.

Эмблема Беломорской базы ВМФ Северного флота России.


Одним словом это свершилось!
Днем 5 июля я и Сергей Сигачёв, в сопровождении товарищей офицеров оказались на Беломорской базе ВМФ, которая расположена на той же акватории в городе Северодвинске, что и заводы "Севмаш" и "Звездочка". Нас отвезли на машине почти в самый конец мола, где еще с конца нулевых годов стоят и две лодки серии 941 "Северсталь" и "Архангельск".



В кают-компании лодки.



Нам показали ту, что стояла ближе к стенке - АПЛ ТК-20 "Северсталь". Прогулка в чреве этой гигантской ПЛАРБ длилась целых два часа.
Один из старших офицеров экипажа этой лодки провел нас по отсекам и показал почти все, что возможно. Разъяснил всё нам, людям далеким от такой техники, максимально популярно, за что ему огромное спасибо.

Первое, что поразило, ибо я об этом просто не знал - то, что легкий корпус при погружении полностью заполняется водой. Поразило потому, что очень много этого заполняемого водой пространства внутри легкого корпуса, много там также всякого технического оборудования.
Второе, это - глубина лодки, когда спускаешься в нее из рубки. Не помню сколько там этажей, но есть ощущение бездонного пространства битком набитого сложнейшей техникой, приборами, проводами, трубами, клапанами, вентилями, датчиками и неведомыми блоками. Бесчисленное количество горизонтальных отсеков с герметичными как в вакуумных установках круглыми люками, довольно опасная для людей неподготовленных очень длинная и полностью вертикальная лестница между отсеками.
Было ощущение космического межгалактического звездолета, как в американских голливудских фильмах 80-х годов. Знаменитый фильм "Чужие" могли бы запросто снять в недрах этого подводного крейсера - отсеков и пространств хватило бы вполне.

Центральный пост управления - довольно большая комната вся полностью заставленная здоровенными блоками с экранами и тысячами кнопок и выключателей. Я поставил вопрос прямо: "где та сама кнопка, после которой "весь мир в труху", как в том фильме. Нам показали лишь пульт управления ракетной стрельбой, где самых разных кнопок было десятки. Вкратце рассказали как все это происходило - порядок действий в случае команды от правительства. Но я не запомнил.

Разумеется вся техника и аппаратура была еще та, советская, но самая самая поздняя из того, что производили в Союзе. Лодка "Северсталь" 1989 года постройки и в ее недрах буквально застыли как в музее технологии и материалы применявшиеся в ту эпоху, перед самым развалом СССР. Если бы мне это показали тогда, в конце 80-х....
Характерные детали советского технического да любого другого дизайна были во всём на лодке - в мебели, во всех технических устройствах, отделке помещений, светильниках, даже в штатной форме подводников. Вся лодка, это - застывшие 80-е в изделии, которое являлось вершиной советской науки и техники.

Второе, что сильно удивило - громадные пространства внутри прочных корпусов. Никакой тесноты, для всего места хватило, почти как на надводных кораблях. Большая кают-компания, комната для отдыха и досуга, баня и даже бассейн в который набиралась забортная морская вода. Туалет тоже я осмотрел и произвел пробную эксплуатацию.

Ракетные шахты изнутри лодки разумеется не видны, лишь громадный и многоэтажный ракетный отсек, которые мы обошли по кругу, переходя из одного прочного корпуса в другой. Снаружи же ракетные шахты имеют удручающий вид, это видно на снимке выше. По договору СНВ с них были довольно грубо срезаны все крышки и их гипотетическое восстановление потребует серьезного ремонта. Но главное - нет боезапаса, ракет Р-39, которые частично производили на Украине, на заводе "Южмаш".
Для стрельбы современными российскими ракетами "Булава", необходимо полностью переделывать ракетный отсек. Но лодка уже старая и целесообразно ли это, по сравнению например со строительством совсем нового подводного корабля серии "Борей".
Лодку "Дмитрий Донской" этого же проекта (941) частично (кажется 6 шахт) переделали под "Булаву" и использовали как стенд для испытания этой новой ракеты.

Через маленькое окошечко видели и реакторный отсек, полностью еще не разгруженный и вполне себе живой. Также и торпедный отсек, расположенный в отдельном модуле.
В какой-то момент я вдруг понял, что самостоятельно уже не выберусь - не найду обратную дорогу в этих бесконечных лабиринтах.

Чем знаменита лодка на которой мы побывали (ТК-20 "Северсталь"). Построена в 1989 году, в составе ВМФ с 1990-го. Она самая последняя и самая новая из всех шести лодок этой серии. В 1997 году осуществила залповый пуск всех 20-ти ракет Р-39, в целях утилизации отслуживших свой срок ракет. Всего же она произвела 55 ракетных пусков.
Несла службу (выходы на дежурство с ракетами) в самые худые времена 90-х, когда многим казалось, что и страны то у нас уже почти нет - все развалилось. До 2004 года находилась в боевом составе и регулярно выходила в море. В основном это были арктические районы - лодка способна своей громадной рубкой проламывать лед при всплытии.
29 апреля 2004 года в связи с отсутствием боезапаса ТК-20 выведен в резерв. Есть на ней экипаж 36 человек, для поддержания корабля в "живом" состоянии.

Корабль такого класса необходимо сохранить для потомков в виде музея, хоть и стоить это будет недешево. Из лодки придется убрать очень много оборудования, приспособить помещения для безопасного посещения, по всей видимости даже отказаться от опасной для людей неподготовленных, вертикальной лестницы (или трапа, не знаю как правильно). Но это стоит того - оставить потомкам память о технической мощи Советского Союза.

Фото лодки "Северсталь" найденные в сети. Автор некоторых - Олег Кулешов (2012 год).


Внутри легкого корпуса. Рубка.
Все это затапливается при погружении.












Центральный пост.






Лодки "Северсталь" и "Архангельск" у стенки на Беломорской базе ВМФ.


Акватория Никольское устье.
В глубине завод "Севмаш" (справа) и "Звёздочка" (слева).




ВМФ России

Previous post Next post
Up