Вид на Махачкалу с горы Тарки-Тау. Эта гора имеет высоту 745 метров и господствует над столицей Дагестана. Весь город с нее виден как на ладони. Виден вдали на юге также Каспийск и обширные частные сектора окружающие Махачкалу, особенно с южной стороны (районы Новый Хушет, Новый Кяхулай).
С горы хорошо заметно - насколько же бурно развивающийся стал этот город на берегу Каспийского моря. Я могу например сравнить с Махачкалой 13-летней давности. Город совершил большой скачок за эти годы, стал заметно богаче, оброс новостройками и благоустроенными общественными пространствами, а главное стал практически полностью безопасным для приезжих из других регионов России.
Официальная цифра проживающих - около 700 тысяч. Но есть мнение, что вместе с городом спутником Каспийском, а также окружающими поселками с бесчисленными частными секторами, тут уже живет не менее миллиона человек. Махачкала и вправду производит впечатление очень многолюдного города и его усиливают многочисленные новостройки, а также автомобильные пробки. Куда уж без них.
В любом случае это - крупнейший наш город на Северном Кавказе, из числа столиц национальных республик, а может даже и не только, если не брать в расчет Краснодар. По крайней мере соседний Грозный с его 330 тысячами, на фоне Махачкалы выглядит совсем неубедительно.
А еще гора Тарки-Тау пользуется большой популярностью у местных спортсменов. На гору поднимается так называемая "олимпийская тропа", быстро пройти которую обязан каждый, кто считает себя причастным к какому либо виду спорта. Устраиваются даже соревнования по восхождению на эту высоту.
1. Вид на север.
2.
3. Северная часть центра города.
4.
5. Самый центр города. Видны правительственные здания.
6.
7.
8. Южная часть Махачкалы.
9. Видно озеро Ак-Гель, недалеко от которого я жил.
10. Южные районы города, где сплошные частные сектора. В глубине виден Каспийск.
11.
12.
13. Вид с более низкой точки, где расположился частный ресторан под названием "Panorama".
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Вспоминаю Махачкалу и Дагестан 2010 года. Я тогда ещё из Киева сюда приезжал.
Тогда это был ну совсем уж отсталый и бедный регион, одной ногой стоящий в "святых" 90-х, только с кавказским привкусом. Сегодня же тут не везде дома советской эпохи можно разглядеть из за того, что их просто закрыли современные новостройки.
И все тут есть как по всей России - современные зоны отдыха, сетевые магазины, дороги везде как правило хорошие. Был сегодня в районе Северного автовокзала, который наиболее запомнил по 2010 году. Так вот - с трудом узнал местность вокруг. На всех ракурсах - новые жилые дома. И если 13 лет назад тут все ездили на ЛАДАх ещё советским марок, то сейчас это как правило продукция российского автопрома последних 10 лет. Впрочем это не отменяет тот факт, что проблем в республике - хоть отбавляй. Но жизнь всегда так устроена. А все познаётся в сравнении.
21. Центральная мечеть Махачкалы. Построена турецкими строителями в 1997 году. Построена по образу Голубой мечети Стамбула. Самая большая по вместительности мечеть Европы. Одновременно могут молиться 17000 человек.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28. Проспект Имама Шамиля. Видна гора Тарки-Тау.
В Дагестане не покидает ощущение некоторой географической оторванности, обособленности от остальной России. Во многом это результат трагических событий 90-х, начала нулевых, которые прокатились по Кавказу и на два десятилетия сделали эти края просто опасными для туристов.
Очень крупная республика, крупнейшая на нашем Кавказе, как бы "варится в собственном соку" и по целому ряду вещей отличается от других регионов. Часто - не в лучшую сторону.
Тут сложная география, которая как известно - судьба. Это достаточно удаленный он центра страны угол. На севере Дагестан от Поволжья отделяет широкая полоса раскалённых и почти безлюдных калмыцких степей. Ближайший крупный город в этой стороне это даже не Астрахань, а Волгоград, до которого если не ошибаюсь - 800 километров, что много.
На западе перед Дагестаном стоит целая вереница национальных республик Кавказа, а до Ставрополя или Минвод тоже прилично так - 600 и 450 соответственно. Разрушенная в 90-е электрификация по Чеченской республике так и не восстановлена, из за чего поезда со стороны Минвод идут совсем небыстро.
От Астрахани сюда подходит тоже однопутная тепловозная линия. А поездов из остальной страны - скажем так мало. Ведь именно железная дорога, а никакие не самолёты, как могут возразить представители "среднего класса", обеспечивает большую часть транспортной связности страны. И для гораздо большей части населения.
Есть надежда, что предполагаемое усиление (второй путь, электрификация) жд магистрали от Волгограда и Астрахани, подействуют благоприятно и лучше свяжут эту республику со страной. А такие планы у РЖД есть в связи с ростом движения по оси "север - юг". А там глядишь и чеченский участок приведут наконец в порядок.
А так да - поездов нужно больше на это направление. А чтобы подтянуть Дагестан в плане туристической инфраструктуры, без федеральных денег видимо не обойтись. И возможно мы ещё годков через 4-5 увидим электропоезд "Ласточка" на туристическом маршруте Махачкала - Дербент.
Прошу поддержать автора блога:
Карта СБ России 5469 5500 5863 0507