В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

Jun 09, 2023 19:20

Все фотографии, кроме первых двух сделаны на телефон, а начиная со станции Прохладная и вовсе через стекло.
Пошу понять меня правильно. На Северном Кавказе любая сьемка на железной дороге по маршруту следования, сейчас чревата проблемами, вплоть до ссаживания с поезда.

До Ростова вся дорога многократно пройдена и описана. От Ростова до Невинномысска тоже, два месяца назад. А вот дальше, за Невинкой - будет самое интересное.

1. Утро 22 мая. Проезжаем какую то станцию на юге Ростовской области. Сам Ростов прошли примерно в 5 утра, а до Махачкалы еще ехать 15 часов.




2. Ну все, мы уже фактически на Северном Кавказе. За бортом Краснодарский край, станция Тихорецкая. Идём по главному ходу Северо-Кавказской дороги Ростов - Махачкала. Прибытие в Махачкалу в 22-00. А вот эти бетонные столбики с круглыми дырочками, я хорошо помню по своей первой большой детской поездке именно в эту сторону, которая состоялась ровно полвека назад, в конце мая 1973 года.



3. Тихорецкая. Идет реконструкция вокзала.



4.



5. Поля, ставки, красные маки, лесополоса вдоль железки. Тут уже лето наступило. Местность никак не отличается от бывшей УССР. Проехали станцию под многозначительным названием - Малороссийская. Наверное и бывшая казачья станица при ней так же называется. На Кубани поселилось в 18-19 веках много выходцев из Малороссии. Вот только никакую "ридну мову" тут 100 лет в школах детям не пичкали, оттого все русскими себя считают.



6. Станция Кавказская. Город Кропоткин. Сильно выручил КФС на Привокзальной площади. Нормальный кофе и картошка фри после столького времени в пути. Фри как гарнир, колбаса и грудинка с собой имелась.



7.



8.



Поговорил с соседом по купе по поводу национальных языков Дагестана. Их там слишком много, поэтому русский и только русский - язык межнационального общения. Русский обязателен к обучению даже в самом дальнем селе, а национальному языку выделяют два часа в неделю. Что дети которые растут в Петербурге, национальные языки фактически не знают. Но главное что я понял - в этом не видят проблему или какую то трагедию.
Также уроженцы Дагестана рассказали мне, что до сих пор из за ковидных ограничений для граждан закрыта сухопутная граница с Азербайджаном. По самому короткому маршруту - вдоль побережья Каспия. Вернее ее как закрыли в марте 2020 так и не открывали. Попасть туда можно либо через Москву самолётом, либо через Грузию. При этом в этой республике многие в Азербайджане имеют родственников. Не совсем понятна причина такой ситуации, ведь например с Казахстаном и Грузией границы не закрыты. "Ковид" - лучший друг и помощник всех кто разделяет, закрывает и не пускает.
9.



10. Армавир. Писал о нем в марте, когда тут проезжал. Расширяют путепровод, а ещё тут есть собственный троллейбус. Идём быстро, не как в Воронежской области, где было много технических стоянок.



11. Невинномысск. Не думал что вернусь сюда спустя всего два месяца. Ставропольский край. С юга стоит стеной Ставропольская возвышенность. Дальше начинаются места для меня практически незнакомые, которые проезжал лишь однажды ночью в 2010 году. И то только до Георгиевска.



12. В той стороне находится город Ставрополь.



Услышал детский разговор.
"Я знаю почему Россия воюет с Украиной. Россия подумала, что Украина у нее всё украла"....  Даже не знаю что добавить. Кратко и ёмко.
Интересная деталь. Дети то все живут и растут в Петербурге, между собой все по русски разговаривают.
Ведь у нас полвагона это дети. Едут на родину своих родителей.
13.



14. Минеральные воды. Вокзал тут - офигеть какой красивый! А ещё ощущается близость северокавказских курортов. Из поезда уже стали видны даже горы. Углубляемся дальше в этот южный регион России.



15.



16. Вокзал построен в 1955 году, взамен разбитого в войну дореволюционного. Железная дорога тут появилась в 1875 году. Первая электрификация ещё до войны. От станции отходит 65-километровая ветка на Кисловодск, которая долгое время была на постоянном токе.



17.



18.



19.



20.



21.



22. Мемориальная доска на станции Минеральные Воды. Только тогда станция эта называлась - Султановская.



23.



24.



25. На площади перед вокзалом ходят важные помахивающие ключами кавказские таксисты - "в любой точка Кавказа, без проблем!" Снимал на телефон - все нормально. Фотоаппарат пока даже и не пытаюсь доставать



26.



27.



28.



29.



Офигительная история с водой в вагоне приключилась. Вагон у нас старого образца, после капремонта, с обычными смесителями без автоматического запирания воды. Дети спустили всю воду в вагоне, теперь едем без воды. Обещают заправить, это через 2 часа.

30. Станция Георгиевск. Она последняя по Ставрополью. От нее отходит ветка на Будённовск. Тут уже замечен магистральный тепловоз 2ТЭ25КМ. Вероятно пойдет через Чечню на Дагестан, через разрыв в электрификации. Вокзал тут очень красивый, дореволюционный. Очень большой и видный



31.



32.



33.



34. Прохладная. Тут главный кавказский ход идёт прямо вдоль Терека, а на юг уходит ветка на Беслан и Назрань. Раньше она проходила через Грозный и в Гудермесе соединялась с главным ходом.
Прохладная, это уже республика Кабардино-Балкария. Тут нам сменили тягу, выдали ТЭП70БС, который будет тянуть до самой Махачкалы. Так вот. Эти два снимка закончились задержанием полицией. Проверяли документы, пробивали по базам данных. Все обошлось и то возможно только потому, что со мной ехали женщины с детьми. Больше до самой Махачкалы я из вагона выходить не буду. Доехать бы нормально.
А еще перед этим, между Армавиром и Невиномысской, по поезду прошли с очень тщательной проверкой вещей и документов. Юг, Кавказ, зона СВО не так далеко. Все понятно, особенно в связи с происходившим как раз в тот самый день вторжением в Белгородскую область. А у меня место рождения "Киев" в паспорте.



35.



36. Офигеть. За Прохладной кавказский ход стал однопутный. А ведь ещё Моздок не проехали. Причем насыпь широкая. Раньше был второй путь.  И вообще появилось ощущение - такого лёгкого железнодорожного захолустья. Грузовых пока не видать.
Где второй путь на участке Прохладная - Моздок!? И столбов КС тоже не видать с одной стороны



37. Участок Прохладная - Моздок. С юга на горизонте видны горы Кавказа.



38. Станция Моздок. Скоро Чеченская республика.



39.



40. Участок за Моздоком. С другой стороны похоже КС все ещё есть. Конташка (над нами,) пока есть



41. Такое ощущение, что конташка умирает на этой линии постепенно.



42. Станция Стодеревская. Последняя станция перед Чечней. Именно тут заканчивается "шнурок" и начинаются просто столбы. Вроде бы до вот этой Стодеревской в 90-е ходили электрички.



43.



44. Вдоль жд все время идет какая-то региональная автодорога.



45. Граница с Чеченской республикой.



46. Основательный такой КПП на границе, который виден из поезда.



47.



48. Чеченская республика. Станция Ищерская. Видел пару старых бетонных столбов со следами войны. Прошло более 20 лет. Теперь через Чечню можно спокойно ездить. Появился второй путь и даже прошел встречный грузовой под 2ТЭ116.



49.



50. Ощущение большого железнодорожного залолустья есть. На станциях пусто и никто не выходит. Пригород не ходит, пассажирских мало. Скорость движения невысокая. При этом например тот же московский поезд из Дагестана идёт через Астрахань. Но грузовые потихоньку идут под "боингами".



51.



52. Станция Наурская. Неужели таки будут конташку восстанавливать.
Хотя нет, это для поддержки технологических сетей столбы поставили.



54.



55. На участке Прохладная - Гудермес, на всех станциях обращают на себя внимание прекрасно сохранившиеся туалеты постройки времён Российской империи. Основательно железную дорогу на Баку строили в конце XIX века.



56. Наурская.



57. Мы идём параллельно реке Терек. За Тереком на юге виден Терский хребет. И только за ним находится Грозный и вся основная густонаселенная часть республики. Параллельно железке все время идёт какая то региональная автодорога. Местность в целом выглядит неплохо. Видно что есть сельское хозяйство. Покрытие совсем плохим тоже не назовешь. Теле2 кстати работает в республике



58.



59.



60. Станция Терек. Бросилась в глаза добротная дореволюционная казарма времён строительства дороги.



61.



62. Произвела тягостное впечатление очень крупная в прошлом грузовая станция Червленная -Узловая, что на территории Чеченской республики.
Станция возникла в 90-годы позапрошлого века, когда тянули линию от Ростова на Порт-Петровский (Махачкала) и далее на Баку. Расположена она перед большим мостом через Терек.
Ещё при Российской империи, именно от нее, чтобы не строить ещё один мост через Терек, протянули линию на Кизляр. А уже при СССР в 1941 году построили линию Кизляр - Астрахань, которая сильно выручила нашу страну во время войны. Таким образом Червленная при Союзе стала важным узлом, через который из центра страны а также из Поволжья, шел грузовой поток в Закавказье и обратно. Тут была построена мощная грузовая станция с парками и солидным путевым развитием. В начале 80-х сюда пришла электрификация, которую уничтожили дудаевцы уже в начале 90-х.
Вместе с событиями в Чечне, от России отпало также и Закавказье, что привело к деградации и полной остановке движения через этот узел в 90-е годы.
В 1997 году на Махачкалу от Кизляра построили перемычку, которая связала Дагестан и Закавказье с Россией. И итоге острая надобность в этом узле просто отпала.



63. Несмотря на нормализацию ситуации и открытие движения, бывшая крупная станция разумеется не восстановилась до прежнего состояния и представляет из себя печальное зрелище. Особенно вот эти бесконечные бетонные столбы - остатки электрификации, которая тут просуществовала всего лишь чуть более 10 лет.
Но тем не менее движение есть и на Кизляр и по съездам со стороны Гудермеса, и по основной линии Прохладная - Гудермес.



64.



65. Остатки бывшей сортировочной станции Червленная-Узловая.



66.



67. Еще одна старая казарма.



68. Съезд со стороны Кизляра на Гудермес.



69.



70.



Между Червленной и Гудермесом, прошли через Терек, котоый оказался довольно широкой рекой.

image Click to view



71. Потом была река Сунжа возле Гудермеса и склоны Терского хребта в районе Червленной. Места политые кровью.



72.



73.



74.



75.



76. Станция Гудермес.
Выглядит как продолжение Червленной -Узловой. В прошлом тоже крупный узел, пропускавший очень много грузовых и пассажирских поездов. Сейчас, судя по увиденному, сохранилось возможно около трети былого железнодорожного хозяйства. При этом ветка на Грозный от Гудермеса - увы тупиковая. Кажется тут был островной вокзал. Об этом говорит очень широкая островная платформа.
Сейчас в 2017 году, с южной стороны построено современное здание. Но целиком я его не увидел, мы прибыли на первый путь при стоянке всего в две минуты. Сам город Гудермес, да, на фоне малолюдной степной части Чечни, которую проехали перед этим, выглядел островом цивилизации. Кажется тут на сегодняшний день, всего три проходящих поезда дальнего следования. Пригородное сообщение отсутствует. Грузовое средней интенсивности есть. В качестве тяги замечены не только старые "боинги" 2ТЭ116, но и современные 2ТЭ25КМ.



77. Разобранный старый островной вокзал.



78.



79.



80.



80. Новый вокзал Гудермеса. Стоянка - 2 минуты.


Потом потемнело. Участок от Махачкалы до Кизилюрта я наблюдал уже 3 июня, когда уезжал из Дагестана. И по той теме будет отдельный пост.

После Прохладной снимал только через стекло, так что не судите строго. Времена сейчас суровые, места тут тоже - не Подмосковье. Не так много вообще фоток в сети с этого участка. Посмотрел на Чеченскую республику из окна вагона и не на парадную ее часть, а как раз на задворки. Железная дорога Моздок - Гудермес именно так и проходит в стороне от Грозного

Прошу поддержать автора блога:
Карта СБ России 5469 5500 5863 0507

Железная дорога, Юг России, Поездка в Дагестан 2023, РЖД

Previous post Next post
Up