Немного о главном ходе Октябрьской магистрали.
Давно не писал о нем. Считается, что тема эта хорошо всем знакомая, да и ездили по нему все тысячи раз, короче не интересно особенно. Но все же...
Вчера проехал днем по этому 650 километровому участку некогда самой первой магистральной железной дороги в России. Страшно подумать - этой двухпутной дороге уже почти 170 лет! Еще удивительней представить себе - каким же значительным достижением инженерной науки и техники это казалось современникам тогда, в середине XIX века, да еще и воплощенным среди наших северных лесов и болот, так не похожих на что-то среднеевропейское.
Этот невиданный транспортный прорыв случился в эпоху, когда между двумя столицами еще добирались по несколько дней. Да и расстояние тоже внушает. Все же 650 километров, это не 300 и даже не 400. По меркам крупного европейского государства - довольно далеко. Кстати из Питера до Стокгольма, который где-то за морем, ровно столько же - 650 км.
Его, это расстояние, в наши дни практически обесценили, особенно его никак не ощущают те люди, которые могут себе позволить ездить одними лишь "Сапсанами". Создалось даже ощущение, что Питер и Москва чуть ли не города соседи из-за такой быстрой дороги.
А это совсем не так и чтобы это по настоящему прочувствовать, надо прокатиться по ГХ (главному ходу) днем, да на самом медленном поезде. Обычно такими являются все проходящие через Москву транзитом и отправляются они с Курского. И лучше всего проехать в последнем вагоне, чтобы увидеть путь по которому движешься.
Наш поезд (пассажирский Анапа - Санкт-Петербург) вчера ехал медленно. Целый час тащились до Крюково с довольно небольшой скоростью. Потом было около пяти, если не ошибаюсь, технических остановок по всему пути, где мы кого только не пропускали. В итоге вышло 9 часов в пути.
Прямые ночные и обычные поезда СПб - Москва идут обычно на час короче - 8 часов и тоже как правило имеют пару-тройку технических остановок.
Быстрее и совсем без технических остановок ходят только "Сапсаны" с их ценником, которые сейчас очень сильно размножились (по сравнению с годом 2010) и чуть более дешевый "Невский экспресс". Он идёт всего раз в сутки и те же 4 часа, что и "Сапсан" - специально для любителей отечественных сидячих вагонов и скоростных локомотивов.
Но все же не каждый может выложить за одну поездку 3000-3700 рублей, поэтому обычные поезда, где плацкарт стоит от 1500 до 1900 рублей, пользуются очень огромной популярностью. Купить билет на текущее число, да еще и на нижнюю полку на такой поезд, считается удачей.
Отдельно хотел бы отметить различие в ощущениях, когда едешь по главному ходу на обычном поезде днем и ночью. Ночью кажется значительно быстрее, расстояние не так ощущается, но и приезжают как правило все до одного - не выспавшиеся, а зачастую даже не успевшие сходить поутру в туалет, из-за этой толчеи. Про завтрак я уже и не говорю.
Днем все по другому - есть время на всё. И дорогу оценить и посмотреть - что там за окошком, плотно поесть и даже не раз, да и вообще что называется - прочувствовать эту нашу самую главную магистраль, связывающую две столицы.
Еще хотел бы остановиться на одном неприятном аспекте.
Почему для обычных поездов как правило все остановки где можно выйти, предельно короткие, особенно в Твери? Зато на технических станциях, а их по пути в таком качестве используется где-то не менее десятка, нигде не оборудованы платформы, чтобы народ мог выйти из поезда, постоять, покурить, размяться. Ведь все равно по 35-40 минут стоим же. Это очень неудобно и неприятно, особенно учитывая, что в ближайшее десятилетие на этой всё ещё ДВУХПУТНОЙ магистрали едва ли что-то изменится.
Еще одно наблюдение, которое хорошо видно на моих фото - дорога эта вовсе не прямая как струна, как могут подумать. Кривые, хоть и очень плавные но имеются.
1. Еще на границе Московской и Тверской областей.
2. Какая-то станция для технических остановок. Мы движемся, а этот встречный пропускает "Сапсаны".
3.
4. Здесь в XIX веке копали выемку. Вручную.
5.
6.
7. Старый вокзал XIX века где-то между Бологое и Окуловкой.
8. Болото. Начался российский северо-запад.
9. Здесь "Сапсан" пропускаем мы, а это просто встречный скорый.
10.
11. И еще один встречный. А мы все стоим, ждем свой "Сапсан".
12. Вот он летит. Долгожданный.
Click to view
13. Техника из XX века.
Один из шести оставшихся в строю легендарных чешских скоростных электровозов ЧС200.
Всего в период с 1974 по 1979 годы, в СССР было поставлено 12 таких локомотивов, что говорит о его уникальности.
Все поступили в распоряжение Октябрьской дороги, для работы на главном скоростном ходу Ленинград - Москва.
В те годы, а это было уже скоро как полвека назад, это был настоящий железнодорожный хай-тек - электровоз постоянного тока, с конструкционной скоростью 220 километров в час.
Разработка фирмы "Шкода". Главный конструктор Франтишек Палик.
Именно этот локомотив ЧС200-003, был выпущен в Чехословакии в 1979 году. В том году СССР получил основную партию этих локомотивов - 10 штук.
И именно он привел мой поезд в Москву 8 дней назад, фото чего и представляю. Одно поздно вечером сделано в Петербурге, второе ровно через 8 часов, уже утром в Москве. Есть еще порох в пороховницах у этих ветеранов...
Но работать оставшимся шести локомотивам осталось недолго, по объективным причинам.
На базе ЧС200 в 1979-81 годах был создан и выпущен в количестве 30 штук еще один скоростной локомотив - ЧС6. Внешне они очень похожи.
Этих в строю не осталось - ни одного. Все поставлены на консервацию на базах запаса и скорее всего уже никогда и никуда не поедут.
14.
15. Из фейсбука. 6 сентября 2020 года.
Ну что, прощай Белокаменная! В этом году мы виделись целых три недели за две поездки. Надеюсь, что расставание не будет долгим, ведь столько интересного осталось в Москве чего я ещё не видел.
Еду проходящим из Анапы с Курского вокзала. Прибытие в Питер в 21-00. Это лучше чем ночной поезд, после которого сильно уставший. Мой вагон последний.
16.
17.
18. Канал имени Москвы. Теперь уже из окна поезда.
19. Эта собачонка едет двое суток из Анапы.
Поддержка блога flackelf