Съездили 6 июля, как раз в мой день рождения, с жителем Брянска, на его машине, на самый юг области и даже дальше, почти что до известного погранперехода Троебортное. И всё только ради того, чтобы в приграничном городке Севске купить банку с консервированным салом, примерно таким, как любят делать по ТУ сторону границы...
Да нет, шутка. На самом деле это была круговая поездка по югу Брянской области - по местам, где я до этого никогда не был.
Маршрут был такой (с заездом в населённые пункты): Брянск - Навля - Локоть - Брасово - Севск - место слияния старого киевского шоссе от Орла с трассой М3, в семи километрах от границы.
Возвращались по дороге Севск - Суземка - Трубчевск - Брянск. В Суземке не останавливались, пересекли железную дорогу Москва - Киев, проехали через пограничную зону (там нельзя сходить с дороги) в Брянских лесах и вышли на Трубчевск.
В каком-то месте дорога Суземка - Трубчевск проходила всего в двух километрах от государственной границы России. Это было максимальное приближение к Киеву за 5 с небольшим лет.
1.
2. Недалеко от Брянска.
4. В Севске.
5.
6. Про этот город на самом юге Брянской области я напишу отдельно.
7.
8. Вид на город Севск с трассы М-3.
9. Примерно на широте этого городка вдруг начались настоящие черноземы.
10. А вот и развилка со старой Киевской трассой, которая идет от Орла.
Новая дорога строилась при Брежневе в 70-е годы. До этого в Киев столетиями ездили из Москвы, через Тулу и Орел, по старому и долгому Киевскому тракту, по которому и проложили самое первое шоссе на Киев еще до войны. Оно стыкуется с дорогой Киев - Чернигов у села Копти.
В середине-конце 70-х построили новую дорогу, мимо Брянска и Калуги, с выходом на старую. При этом дорога на Москву стала почти на 100 км короче. Она стыкуется со старой в 11 километрах не доезжая погранперехода Троебортное, недалеко от деревни Хомутовка, что в Курской области, где собственно и сделаны эти снимки.
11.
12. На Украину. Через 11 километров погранпереход Троебортное - Бачевск.
Пусто.
13. Налево Брянск, прямо Орел - Тула. Посередине заправка и большое придорожное кафе.
14. Мы тут остановились и сразу обратил внимание на большое количество маршруток и фур с украинскими номерами. Были также и молдаване.
Кафе было просто забито, расслабившимися после прохождения весьма неприятной границы бывшими земляками, в основном молодыми мужчинами, которые вели себя так, будто они еще по ту сторону границы. Вокруг был слышен громкий суржик и мова вперемежку с матом. Почти забытый дух малой родины вдруг очень неприятно пронзил меня и появилось сильное желание побыстрее уезжать отсюда на север.
15. На Орел. Там чуть дальше еще есть поворот на Курск и Белгород.
16.
17. Еще одно кафе, хозяин которого повесил флаг, вероятно чтобы гости не забывали, что граница уже позади.
18.
19. В районе Севска свернули налево на областную дорогу Севск - Суземка - Трубчевск.
20. Районный центр Суземка кажется входит в погранзону, поэтому проехали ее без остановки.
21.
22.
23. До 2008 года в Суземском районе тоже был погранпереход на населенный пункт Середина-Буда (станция Зерново). Потом его сделали местным, а после 14 года кажется вообще закрыли.
24. За Суземкой начинался Брянский лес, в котором эта дорога слишком близко приближалась к границе.
25. Пересекаем железную дорогу Москва - Киев.
26.
27.
28. Дорога через Суземку - единственная проходящая южнее заповедника "Брянский лес", по которой можно срезать большой угол и попасть из западной части Брянской области, а также из Белоруссии, в сторону Курска, Белгорода, а также всего юга России в обход опасной территории. Правда проходит она слишком близко от границы. Навстречу попадался транспорт с номерами разных регионов а также машины на белорусских номерах.
29. Какой-то хутор в лесу около самой границы.
В места по ту сторону леса (стены), до станции Зерново, можно из Киева доехать обычной электричкой. И до нее всего несколько километров.
Не укладывалось в голове - как мы за 30 лет дожили до вот такого кошмара? Вдруг появилось ощущение, что все это сон и я никуда не уезжал, а мы просто едем где-то в районе Пуща-Водицы или деревни Хотяновка, что под Киевом.
Абсолютно такой же лес и такой же знакомый с раннего детства запах врывался через окно автомобиля.
30. Железная дорога от Суземки на Трубчевск и Белую Березку, вероятно для вывоза пиломатериалов. Не знаю когда ее построили, возможно и после 91 года, потому что раньше совсем недалеко проходила линия Унеча - Хутор-Михайловский - Ворожба.
31.
32. Перед Трубческом.
33. Уже за Десной. Местная дорога Трубчевск - Выгоничи.
И ещё одно наблюдение:
Две автомобильные трассы, как отражение новой геополитической реальности.
Первая, это федеральная трасса М-3 "Украина" в районе города Севск (участок Навля - Севск - Троебортное), дорога по классификации - как бы одна из важнейших. Идет от Москвы на Киев.
При Союзе этому направлению придавали большое значение и оно было загруженным и важным. Теперь сами видите. Иногда проскочит что-то местное на брянских, курских или белгородских номерах. Еще навстречу попадаются машины на украинских номерах, но в целом трасса почти пустая.
Вторая (последние два снимка), это автодорога А-240, идущая от Брянска на запад, на Гомель и далее на Брест, к западной границе. Дорога имеет более низкую классификацию, но перегружена начисто. Идут бесконечным потоком фуры, тяжелые грузовики, легковушку с номерами всего Евросоюза, очень много белорусов, россиян которые едут в Европу.
Дорога А-240 проходит севернее Украины и дает возможность объехать это государство-страшилку.
Смотрю, что-то не торопятся европейцы ехать через "цеевропу". На М-3 "Украина", не видел НИ ОДНОЙ машины на Евросоюзовских номерах.
34.
35. ЛЭП от Курской АЭС. Идет в сторону Брянска.
36.
37.
38.
39. И наконец трасса А-240. Брянск - Гомель.
40.