Заметки о Китае

Aug 20, 2007 15:57

5-21 июля 2007 года

Этим летом мне посчастливилось побывать на море, великой китайской стене и китайских вокзалах. Об этом путешествии я и хочу рассказать.

Дорога туда
На Желтое море мы отправлялись из Читы поездом до Забайкальска, где через автомобильный пункт пропуска должны были пройти границу и попасть в китайский город Манчжурия, откуда поездом непосредственно в город Цинхуандао (Бэйдайхе - район города).

Примечание: Цинхуандао (Qinhuangdao, Chinwangtao), город в Северном Китае, в провинции Хэбэй, незамерзающий порт в Ляодунском заливе Желтого моря. Население 707,2 тыс. человек (2004). Транспортный узел. Крупнейший в Китае центр стекольной промышленности. Металлургия, машиностроение. Химическая, пищевая (рыбоперерабатывающая) промышленность.

На читинском вокзале нас встречала руководительница группы, которая выдала нам наши билеты и паспорта. Кстати, по новому законодательству, турфирма обязана выдать вам билеты и паспорта не позднее, чем за 24 часа до отъезда. Поезд из Читы отправляется около 9 часов вечера, а утром прибывает в Забайкальск, что очень удобно. Прямо на вокзале пересаживаемся в рейсовый автобус, который привозит нас в некоторое подобие автовокзала, где мы ждем еще часа полтора, и едем на границу. Там проходим таможенный и паспортный контроль. На русской стороне есть беспошлинный магазин, в котором большой выбор алкогольных напитков по очень низким ценам. Едем к китайцам. Пограничники практически не смотрят, мы показываем им паспорта, но, по-моему, он не особенно может отличить русских, хотя кто знает… Далее проходим паспортный контроль. Интересно, что после того, как вы прошли контроль, вы можете поставить оценку таможеннику. С китайской стороны нас встречают представители китайской фирмы, они отвозят нас в гостиницу, где мы оставляем свои вещи, меняем деньги, а потом идем обедать в ресторан «Байкал». Все это в связи с тем, что до поезда у нас еще есть время. После обеда мы успеваем зайти в несколько магазинчиков и возвращаемся в гостиницу, где забираем вещи и едем на вокзал. По пути китайская турфирма снабжает нас сухим пайком (в него входит: лапша, немного фруктов, бутылка воды, семечки и т.д. на вкус фирмы). На китайском вокзале на перрон пускают только по билетам,  за определенное время до отправления и через узкий турникет. Еще в Чите знакомые напугали нас, что в китайских поездах грязное белье, но это не так. В «трехэтажном» (точнее, «трехполочном») вагоне была заправлена постель, в термос налит кипяток, и вообще вагон поразил чистотой и опрятностью. Честно говоря, я готовилась увидеть что-то намного худшее. Китайские проводники, как и все китайцы, очень дисциплинированы, все должно быть правильно. Например, прошел он вечером, закрыл шторки на окнах, и попробуй открой! Придет и снова закроет, пальчиком погрозит. И все у них так. Сначала дико, а потом даже нравится. В вагоне два туалета, есть индикатор занятости, раковины отдельно, и дверей у них нет. Это значит, что, когда вы чистите зубы, это видят все проходящие мимо. Ехать до моря 25 часов. За это время можно вдоволь полюбоваться китайскими пейзажами. В большинстве своем это либо деревушки с одинаковыми домишками из рыжего кирпича, на окнах которых нет даже штор, либо поля: кукурузные или рисовые, либо стройка. Вообще китайцы очень много строят: дома, мосты, дороги и т.д. Что поделаешь, развивающаяся страна. На вокзале Цинхуандао нас встречает наш гид Валя. Замечу, что те, кто работают с русскими, придумывают себе русские имена, чтобы туристам было проще. Ну что ж, Валя так Валя. До Бэйдайхе мы едем еще минут 40 на автобусе, любуясь городом и морем.

Гостиница «Золотой песок»
Гостиница нас действительно порадовала. В первую очередь своим расположением: море было через дорогу!

Примечание: Вообще-то наша гостиница - шахтерский санаторий, об этом гласит ее вывеска, но и на карте, и в путевке она называлась «Золотой песок».

Некоторые жаловались на то, что в комнатах сыро и грибок, но в нашем номере ничего такого не наблюдалось. Зато наблюдался кондиционер, сейф, телевизор (30 китайских каналов и НТВ) и балкон, с которого открывался вид на море.

Гостиница состоит из нескольких корпусов, на территории есть красивый парк, небольшие пруды, скверы, баскетбольная площадка, столовая, лечебный корпус, ночной клуб.

Экскурсии
В первый же вечер мы отправились в Парк фонарей. Довольно красивое место, в парке бутафорская крепость, фонтаны, деревья. В темное время суток все подсвечивается будто волшебным светом. Не надейтесь увидеть там китайский фонарики и прочий национальный колорит, там современная неоновая подсветка, впрочем, завораживает не меньше.

Следующая экскурсия (после перерыва в несколько дней) у нас была в Парк развлечений Нандайхе. Парк расположен на берегу моря, наряду с обычными каруселями, можно просто поваляться на песке, покататься на водном мотоцикле. Если вы отправитесь в путешествие с детьми, то, думаю, там им очень понравится, кроме американских горок есть множество других, не менее захватывающих каруселей. Так как я не особый любитель этих самых каруселей, то расскажу лучше про травяные и песчаные горки. На них нужно подниматься на фуникулере, отстояв перед этим приличную очередь. Наверху вам выдают тяжелую ванну, в которой и необходимо спускаться с крутого травяного склона. Ощущения потрясающие, но описывать их смысла нет, это нужно попробовать! Спустившись с горы, мы отправились в парк Лотоса. Там катались на небольшой лодочке по замечательному пруду и любовались на цветущие лотосы. После этого прокатились на нескольких каруселях и на картинге.

Примечание: При входе в парк вы получаете билет, по которому можете бесплатно проходить на большую часть аттракционов, но, например, картинг оплачивается отдельно (30 юаней с человека). Также отдельно оплачиваются автомобильчики для движения по парку и развлечения по «выигрыванию» различных мягких игрушек. Такая система действует во многих парках.

Следующим пунктом нашей экскурсионной программы был аквапарк. Нашей группе там понравилось всем: и детям, и взрослым. Кроме различных водяных горок, в парке есть дельфинарий и океанариум со множеством морских животных, таких как белуги, касатки, белый медведь, акулы, морские котики и морской лев, черепахи и т.д. Во второй половине дня проходит выступление дельфина и тюленей. В общем, здесь главное следить за тем, чтобы не сгореть на солнце! В ресторане на территории довольно высокие цены, так что еду можно взять с собой.

Последняя запланированная экскурсия была на Великую китайскую стену. Для меня это была, пожалуй, самая важная экскурсия, ведь аквапарки и карусели есть везде, а вот Стена - только в Китае!

У нас получалось две совмещенные экскурсии: на стену и озеро Яньсай. Маршрут должен был быть таким: экскурсия по озеру, на фуникулере через него на гору, дальше небольшой пеший переход к стене и спуск по ней. Но наш водитель заблудился и сразу привез к стене. Точнее не к самой стене, а к парку около нее. Час мы простояли в очереди на фуникулер, который должен был поднять нас к стене. Но, поднявшись на гору, наша экскурсовод Жанна, то ли заблудилась и правда не знала куда идти, то ли просто ей лень было нас вести на стену, повела нас прямо к следующему фуникулеру, который должен был провезти нас над озером. По пути мы забрели в какой-то мало впечатляющий храм. Когда выяснилось, что на стену мы так и не попадем, я очень расстроилась, и не сообразила, что нужно сразу идти на стену, а потом возвращаться сюда. Поэтому мы все-таки поехали над озером. Стоит заметить, что озеро красоты неописуемой: изумрудная вода, потрясающие каменистые горы, статуи Будды, расположенные прямо в скалах… Все это производит сильнейшее впечатление. Но, приехав вниз, мы отказываемся от экскурсии по озеру, вновь садимся на фуникулер, еще полчаса любуемся озером, и вновь идем на стену. Немного поплутав по лесу, мы все-таки вышли к стене, где нам представилась возможность прикоснуться к одному из величайших творений человечества! Здесь мы вдоволь фотографировались, лазали по башням и т.д. Вид с верхней части фрагмента стены открывается потрясающий!

Кроме запланированных экскурсий мы посетили несколько по собственному желанию. Среди них: горячие источники, Сафари-парк, Олимпийский парк, Ботанический сад.

Горячие источники - это только название одного из домов отдыха. Источник действительно есть, но туристов туда не возят, а возят в бассейны с минеральной водой и гидромассажем. Удовольствие это стоит 90 юаней (цена июльская).

Сафари-парк, билет стоит 60 юаней. Здесь вы можете увидеть диких животных, которые свободно гуляют по лесу. Есть обычные и белые тигры, львы, медведи, а также более мирные зебры, жирафы, антилопы. В вольерах содержатся различные птицы, обезьяны, крокодилы, слоны. Можно сфотографироваться с обезьянкой, тигрятами, на слоне или верблюде (все по 10 юаней на свой фотоаппарат и 20 на их палароид). Передвигаться по парку можно на маленьком поезде (бесплатно), или на джипе (40 юаней с человека). Также есть цирк, но на представление мы не попали. Доехать до парка можно на рейсовом 34-ом автобусе.

Олимпийский парк. В преддверии олимпиады в Пекине в Китае строится много олимпийских объектов. Так как в Цинхуандао пройдут некоторые матчи по футболу, там построен современный стадион и парк. Вход в парк свободный. Кроме огромной скульптуры, изображающей голубя мира, в парке есть аллея олимпийских чемпионов (видимо китайских) и множество скульптур, символизирующих разные виды спорта. Вечером, естественно, все красиво подсвечено. Но самое красивое в этом месте это поющие фонтаны! Когда мы там были, они включались в воскресенье в 8 часов вечера, возможно, ближе к олимпиаде это будет происходить чаще. Очень красивое зрелище, его собираются посмотреть множество людей. Фонтаны изменяются под известные мелодии: Турецкий марш, песня из к/ф «Титаник» и др. Туда также можно доехать на 34 автобусе, всего 2 остановки.

Ботанический сад. Туда можно доехать на 21 автобусе, стоимость билета 20 юаней. В саду множество оранжерей с овощами, фруктами, цветами. Там я впервые увидела, как растет люфа. Оказывается, наши мочалки в молодости похожи на огурцы, только очень длинные. Также есть множество комнатных цветов на продажу. Рассказывали, что в саду можно рвать фрукты с деревьев, но мы видимо не попали в сезон урожая, поэтому нам фруктов с куста поесть не удалось.

Кроме этого в Цинхуандао есть множество других развлекательных центров, парков и т.п. Также предлагается экскурсия в Пекин, но дорога туда 4 часа на автобусе.

Местное население
Тем, кто бывал в Манчжурии или других торговых городах на границе с Россией, знакомо, мягко говоря, недружелюбное отношение китайцев к русским. Оно и понятно - они видят водителей и торговок, которые приезжают не только за товаром, но и погулять в ресторанах, где устраивают пьяные дебоши. Естественно, что у китайцев складывается не самое лучшее впечатление. На море же совсем другое дело. И русские, и китайцы там совершенно другие. Русские - в основном родители с детьми, китайцы - студенты, подрабатывающие в летнее время, или отдыхающие (а значит и небедные) китайцы. Отношение к туристам у местного населения вполне дружелюбное. Несколько раз мы спрашивали у местных дорогу, просили показать место на карте - никто не отказал, а один так сам вызвался помочь! Единственное неудобство в том, что они очень шумные, очень громко разговаривают.

Погода
Пока мы были на море, дождь прошел только в первую ночь и в день отъезда, да и то, только с утра. Но несмотря на это солнца мы практически не видели, так как из-за большой влажности над землей стоит что-то вроде тумана. Говорили, что это из-за того, что недавно закончился сезон дождей. Людям, приехавшим на неделю раньше нас, повезло меньше - хорошая погода стояла всего три дня из десяти.

Общение в магазинах и ресторанах. Транспорт
Несколько раз мы ездили в центр города. Множество больших торговых центров, мелких лавочек, рынков и т.д. - вот, что вы найдете в центре. В магазинах товары сгруппированы по группам, представлено много марок косметики и одежды, не говоря уже о технике. Потеряться там сложно. Нужно иметь только карту, на которой можно показать, куда вам надо, и многие из местных согласятся помочь. Русско-китайские карты продаются во многих киосках и стоят всего 8 юаней. На рынках и лотках цены показываются на калькуляторе, в супермаркетах так вообще проблем никаких, а в некоторых из них есть консультанты со знанием русского языка.

Очень много ресторанов с меню на русском языке или с услугой «шведский стол» (удовольствие стоит всего 30 юаней). Официанты знают русский на уровне понимания заказа и просьбы принести счет. Средний счет на одного человека - 30 юаней. Кухня китайская, но готовится для русских с меньшим количеством острых приправ и соусов. при желании вам могут и борщ приготовить.

Общественный транспорт развит очень хорошо, но недолго :). Последний автобус в сторону моря идет в 19:30, а в город в 19:10. На небольшое расстояние билет стоит 1 юань, до центра города - 2.

Дорога обратно
Поезд стоял на нашей станции всего две минуты, а как я уже отмечала на китайских вокзалах на перрон пускают за несколько минут до прибытия поезда, но это не помешало нам всем вовремя загрузиться. 25 часов в поезде, и вот мы уже в Манчжурии, где нам предстоит провести еще сутки перед отправлением домой. Здесь мы размещаемся в гостинице, и есть время, чтобы пройтись по магазинам. Лучше ходить не по одному, а компаниями, так как китайцы очень агрессивны, после примерки вещи могут заставлять ее купить, к тому же «помогаи» (китайцы, которые разыскивают для русских товар, таскают баулы и.д.) также очень назойливы, отвязаться от них можно, только полностью их игнорируя. На следующий день нас отвозят на вокзал, где мы садимся в русский поезд «Даурия» и едем домой.