Семинар "Психологические особенности детей-сирот"

Dec 03, 2013 13:39

Вчера у нас на работе для всех желающих был организован семинар "Психологические особенности детей-сирот" (организаторы семинара - волонтерская программа "Старшие Братья Старшие Сестры России"). Я пошла, потому что мне интересно. И хоть я езжу в Специализированный Дом малютки, где немного другая специфика, так как детки там с большими отклонениями, решила, что на будущее информация может мне пригодиться.

Так вот, оказывается, исследования показали, что если первые 3 года у ребенка отсутствует постоянный контакт с одним человеком или с узким кругом людей, то у такого ребенка разрушаются важные связи в мозгу, которые отвечают за эмоциональную и интеллектуальную сферу. Другими словами, у такого ребенка не развивается личность "Я".

Мы посмотрели фильм, где были исследованы маленькие дети, которые попали в детский дом в разное время - кто-то с рождения, кто-то через год, после жизни в семье. За этими детьми наблюдали в течение 1-2 года, и показывали, как детский дом влияет на них. В фильме так же объяснялось, почему ребенок может вести себя агрессивно, злобно или наоборот, пассивно и равнодушно.

Еще рассказывали на примере пирамиды Маслоу про базовые потребности детей. Первые две ступени, самые основные, это восполнение физических потребностей и безопасность - дети получают в детском доме. Следующая потребность - любовь (быть любимым), она у детей-сирот не восполняется. Далее идут потребности в уважении, эмоциональные, интеллектуальные и эстетические, и на вершине - "Я", то есть, самоактуализация. Так вот, дети из детских домов просто не способны быть эмоционально чувствительными и стремиться к знаниям и познаванию мира, потому что у них не восполнена третья ступень - любовь.



Это все рассказывали, чтобы волонтеры понимали, как нужно выстраивать модель общения с таким ребенком. Что не нужно его тормошить и пытаться вдохновить хорошо учиться или ожидать какие-то эмоциональные проявления. Они просто физически не способны на это. Все, что нужно таким детям - общение, дружба, любовь, забота, заинтересованность в них, чтобы они знали, что не просто так живут, а кому-то нужны.

Рассказывали про влияние дорогих подарков, которыми особенно избалованы московские детские дома (и моск.области). Что детей эти подарки развращают, что они привыкают, что все это само откуда-то приходит, они не ценят, и это формирует у них привычку ко всему в жизни относиться потребительски, думать, что всегда можно будет жить на всем "готовеньком". Организаторы сказали, что самая лучшая помощь - не материальная, а регулярные (но даже нерегулярные нормально) поездки в детский дом и общение с каким-то конкретным ребенком. Стать ему наставником, старшим братом, другом. (Здесь речь не идет о детских домах, у которых не хватает финансирования на вещи первой необходимости, такие как - зимняя одежда, памперсы, итд)

В общем, полезный был семинар. Я рада, что у нас на работе организовывают такое. Многие ведь действительно хотят искренне помочь и что-то сделать, но не знают что и как. Не знают, как попасть в детский дом, как себя вести, что говорить. А такие семинары помогают развеять вопросы и дают направление. А так же, все это необходимо глубоко знать и понимать родителям, которые решили усыновить ребенка, даже если ребенок совсем маленький. Потому что понимание особенностей психики такого ребенка может помочь избежать многих проблем и конфликтов.

интересно, узнала новое

Previous post Next post
Up