Музыка, которую я люблю. Год 1967-ый. Часть 2

May 03, 2020 16:59

Прошлая история была посвящена новому в рок-музыке, а сейчас давайте поговорим о том, что интересного принёс 1967-ой год в других направлениях. Тем более, что эти направления в своём развитии ничуть не уступали року.

И начну я свой рассказ с конкурса «Евровидение». В своих историях я пока обходил это ежегодное музыкальное событие стороной, так как не мог выделить какую-либо интересную песню, реально повлиявшую на вкусы слушателей предыдущих лет. Но пришло время поговорить и об этом культурном явлении...

Созданный в 1956-ом году Европейским Вещательным Союзом (EBC) для культурного объединения Европы, конкурс поначалу во многом копировал итальянский музыкальный фестиваль в Сан-Ремо. Исполнители в основном представляли эстрадное направление, как имеющее наиболее широкую аудиторию слушателей, а эксперты-арбитры преимущественно оценивали вокал, нежели успешность композиции в целом и её потенциальную востребованность. Но время берёт своё, общая демократизация в музыке коснулась и эстрады. Она вышла за рамки высокого искусства бельканто, став ближе к общим тенденциям популярной музыки, а песни-победители «Евровидения» начали выходить и в лидеры национальных чартов.




Именно так и случилось в тот год, когда впервые за всю историю конкурса победу одержала представительница Великобритании 20-летняя Сэнди Шоу (настоящее имя Сандра Энн Гудрич). Её песня «Puppet On A String» взлетела также и на вершину Британского хит-парада, и удерживала её на протяжении трёх недель. Причём сама Сэнди эту песню поначалу ненавидела, воспринимая её как какую-то сексистскую чушь с примитивной мелодией, и была удивлена, когда именно этот вариант из пяти ей предложенных был отобран представлять Британию на конкурсе.

Выступать Сэнди по своей привычке вышла босиком. На самом деле, эта привычка объяснялась сильными проблемами со зрением молодой певицы: выступать в массивных очках было чревато риском падения популярности, а поднимаясь на сцену без очков на каблуках, можно было легко упасть с лестницы в буквальном смысле. Поэтому выходить босиком Сэнди было просто удобнее. Но так как конкурс проходил в Венском императорском дворце, такое появление в сочетании с довольно коротким платьем и высоким ростом певицы произвело фурор. Её выступление заняло 1-ое место с уникальным и не побитым до сих пор рекордом отрыва в 53% от «серебряного призёра». Причём ведущая конкурса объявила Великобританию победительницей ещё до того, как были подсчитаны голоса всех членов жюри.

Сейчас у вас есть возможность оценить и ту песню, и саму организацию конкурса в те годы, и даже проблемы с микрофоном, которые иногда возникали у исполнителей во время выступления. (Напоминаю, что любое видео в этих историях можно раскрыть для просмотра во весь экран.)

Со временем Сэнди изменила своё отношение к принесшей ей победу песне. В том же году она вышла замуж за модельера и на время оставила музыкальную карьеру, начав производить одежду и обувь под собственной маркой. И хотя производимые ей платья отличались короткой длиной или завышенным поясом, босиком она предпочитала выходить лишь в брючных костюмах, чтобы не шокировать особо пуританскую публику. Остальную же одежду рекламировала в своей обуви, обыгрывая слоган: «Перед этим не устояла даже Сэнди Шоу!»

Повезло обрести мировое признание и ещё одной песне с того конкурса. Её представила 17-летняя певица из Германии греческого происхождения Вики Леандрос. Настоящее имя Вики - Василики́ Папатанаси́у, а Леандрос - это имя её отца, которое неплохо смотрелось и в качестве фамилии. Причём представляла Вики на Евровидение и вовсе Люксембург, а пела на французском. Такой вот интернационал!

Её песня «L’amour est bleu» тогда заняла не 2-ое, и даже не 3-ей, а лишь 4-ое место, собрав почти втрое меньше балов, чем у победителя конкурса. Но потенциал композиции был очень быстро замечен. Вскоре многие артисты записали её версии на других языках, а Поль Мориа сделал прекрасную аранжировку, обессмертившую эту мелодию на многие десятилетия. Буквально в следующем году музыкальная аранжировка Поля Мориа взлетела на вершину чарта Billboard и удерживала её в течение пяти недель, а в итоге вышла на 2-ое место в списке лучших композиций года этого хит-парада. В последующие 50 лет ни одному французскому исполнителю не удавалось даже просто покорить вершину главного американского чарта!

Так песня «L’amour est bleu», как в своё время известная песня «Volare», стала одним из редких мировых хитов, не получивших признания на конкурсе Евровидение, но впоследствии ставшим намного популярнее песни-победителя. Смотрим её в изначальном варианте:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Дебют следующей песни иногда ошибочно приписывают Фрэнку Синатре. Но на самом деле первым её представил публике другой Фрэнк - Фрэнки Валли, бывший фронтмен американской группы «The Four Seasons». Помните его уникальный фальцет в исполнении хита «Sherry», о котором я рассказывал в истории про 1962-ой год?

В середине 60-ых Фрэнк решил заняться сольной карьерой. И главным его успехом на протяжении более десятка лет стала песня «Can’t Take My Eyes Off You», ставшая визитной карточкой певца. Она достигла 2-го места в чарте Billboard 1967-го года и даже номинировалась на «Грэмми», а впоследствии неоднократно перепевалась другими исполнителями.

Смотрим оригинальное живое исполнение этой песни в изначальном варианте. Отдельно рекомендую посмотреть прекрасный фильм Клинта Иствуда «Jersey Boys», повествующего об истории Фрэнка Валли и группы «The Four Seasons».

image You can watch this video on www.livejournal.com



А в эстраде в то время вновь, как и в 50-ые годы, возникла мода на мужественных певцов-баритонов. Впрочем, может быть, она и не уходила никогда. Именно в те годы весь мир узнал британского певца Энгельберта Хампердинка. На самом деле родители дали ему имя Арнольд Джордж Дорси, но долгое время публика почему-то не хотела замечать талант этого молодого исполнителя. И тогда его продюсер воспользовался необычным приёмом и дал своему подопечному труднопроизносимый псевдоним по имени немецкого композитора конца XIX века Энгельберта Хумпердинка. Такое имя уж точно не могло остаться без внимания!

Уже в 1966-ом году первый хит этого певца «Release me» не дал подняться на вершину британского хит-парада битловским «Panny Lane» и «Strawberry fields». А в 1967-ом Энгельберт записывает свои первые два диска с композицией «The Last Waltz», сразу вышедшей на первые места в различных национальных чартах. В том числе - на вершину британского хит-парада, которую он удерживал на протяжении 5-ти недель. В последующие годы певец записал практически все наиболее популярные хиты своего времени, а в 2012-ом году даже представлял Великобританию на конкурсе «Евровидение». Но «Последний вальс» навсегда остался его визитной карточкой.

Раз уж мы заговорили о баритонах, нельзя не сказать и о таком признанном мастере, как Энди Уильямс, напомнившем в тот год о себе новым хитом «Music To Watch Girls By». Я уже рассказывал об этом классике в  самом начале своего цикла историй. Потом мы его вспоминали, как исполнителя бессмертной «Moon River» в  истории про 1961-ый год. Поэтому сейчас я не буду рассказывать про самого певца, а обращу ваше внимание на другую тенденцию, появившуюся в те годы, а именно - на танцевальное сопровождение, которое на Западе называлось балетом.

До этого долгие годы музыкальная культура на телеэкранах была представлена форматом шоу. Как правило, ведущий шоу представлял зрителям в аудитории артистов, проводил с ними интервью, они исполняли свои новинки, их сменяли другие артисты, и этим заполнялись выделенные рамки эфира. Я уже неоднократно приводил в своих рассказах записи подобных выступлений с популярного в те годы шоу Эда Салливана.

Но телевидение развивалось, и к середине 60-ых такой формат стал настолько популярным, что многие известные артисты сами начали создавать свои шоу, на которые приглашали гостей. Из обычных диалогов они превратились в зрелищное мероприятие. И чтобы как-то выделиться на фоне конкурентов, организаторы стали включать в них элементы театральных сценок, а песни сопровождать танцами. Потихоньку подтанцовка или балет стали неизменным атрибутом всех исполнителей, а их песни стали тщательно поставленными не только в плане звука, но и в плане визуальной подачи. До СССР эти тенденции дойдут лишь спустя много лет. А вот, как это выглядело в те годы за океаном:

А теперь от вокального жанра давайте перейдём к инструментальному и вспомним Херба Альперта и его оркестр «The Tijuanna Brass», о которых я как-то уже рассказывал. В тот год с ним тоже произошло чудо - Херб запел и записал свою первую песню «This Guy's In Love With You». И его первый эксперимент оказался достаточно удачным: у Херба оказался достаточно неплохой вокал. Вы можете поискать эту песню самостоятельно. Я же хочу обратиться к другому хиту, который он подарил нам в тот год в более привычном для себя амплуа. Конечно же, речь идёт об его аранжировке песни «A Banda» бразильского певца, композитора и поэта Шику Буарки!

Несколько лет назад я уже публиковал у себя в журнале целый рассказ об истории этого бессмертного хита и всевозможных его вариациях. Надо отдать должное: во многом долгая жизнь этой песни обязана именно аранжировке Херба Альперта. Многие видео из того моего рассказа перестали быть доступными. Но всё же, чтобы не повторяться, я приведу здесь не включённую в тот рассказ запись с концертного исполнения этой композиции.

Ну а в качестве десерта сегодня будет современная попытка воссоздать ставшего уже классикой хит Энди Уильямса «Music To Watch Girls By» в исполнении германского певца Тома Гэбела. Думаю, после представленной ниже записи 2010-го года это малоизвестное для большинства имя покажется стоящим того, чтобы его запомнить. И хотя здесь в балете задействовано вдвое меньшее число пар, да и танцуют они не так филигранно, но вокал, мелодика и сама атмосфера второй половины 60-ых переданы просто шикарно!

< Год 1967-oй. Часть 1.           Год 1967-ой. Часть 3. >

Музыка, которую я люблю

Previous post Next post
Up