Продолжаю рассказывать о гостинице "Метрополь", где недавно удалось побывать на экскурсии.
Мы направляемся в "Боярский зал". Это банкетный зал для приемов, расписанный в стиле царских палат или старорусских церквей, с мозаичными сводами и резными наличниками дверей. В центре свисает огромная хрустальная люстра.
Это зал делает Сергей Чехонин - художник-самоучка! Он самостоятельно освоит роспись по фарфору и даже финифть. На момент работы над этим залом - ему чуть больше 20 лет. А потом он станет блистательным книжным графиком, разработает множество шрифтов, после революции будет оформлять гербы, банкноты, плакаты, прославится как мастер "агитфарфора" - посуды с революционной символикой.
В "Боярском зале" необычно сочетаются купольное пространство, вязь старинного орнамента, покрывающая все поверхности, повышенное внимание к деталям и множество деталей.
А сразу после революции и вплоть до начала Великой Отечественной в этом зале была общая палата для командировочных. Вдоль стен стояли кровати в несколько рядов, у входа за столом дежурная. Об этом писал даже М. Зощенко, которому как-то пришлось остановиться в "Метрополе" именно в таком "номере".
Медведя тоже можно отнести к антиквариату. Ему уже больше ста лет.
Раньше при "боярском зале" была своя отдельная кухня. После реставрации в конце 20 века кухню упразднили и теперь здесь только слежубное помещение, служащее раздаточной. Блюда готовят либо в кухне при главном ресторане "Метрополя", либо заказывают извне. Но обслуживание осуществляют только официанты отеля, чтобы не уронить высокую марку.
Мы уже теряемся в коридорах и лестницах, и каким-то образом попадаем на третий этаж.
В "Метрополе" четыре основных "улицы", бесконечно удаляющихся по периметру здания и изредка прерываемые небольшими "площадями" - холлами с изысканной мебелью и прекрасными картинами на стенах, где в многолюдной гостинице можно уединиться. Вот как, например, этот холл третьего этажа.
Это вроде бы ничем не примечательный коридор с номерами по обеим сторонам. В номерах отеля курить запрещено, а здесь на трех дверях мы этого значка не видим. Оказывается, три двери по одной стороне ведут не в гостиничный номер, а в бар, окна которого выходят во основной ресторан гостиницы. Там можно и курить, и пить!
Это холл перед лифтом третьего этажа. Здесь уже окна украшены витражами.
А мы спускаемся на второй этаж, чтобы наконец-то посмотреть сами номера. К моему удивлению, гостиница практически вся заполнена, при чем заняты оказываются самые дорогие номера. Так что нам смогут показать только два номера.
Нам показывают самый простой номер отеля, для одноместного или двухместного размещения. Все красиво, но, по меркам современных отелях, немного тесновато. Окна выходят во внутренний двор - колодец.
На стене деревянная панель с часами и барометром.
Очень маленькая ванная комната, при чем именно с ванной, в которой можно разве что только сидеть. Зато стаканчики для зубных щеток хрустальные. Стоит такой номер 20.000 рублей.
А теперь мы переходим в один из самых дорогих номеров. Его стоимость уже 120.000 рублей в сутки. И это не самый-самый крутой номер: тот был занят. Надо сказать, этот тоже спешно убирали после съехавших гостей и в ожидании следующих.
Этот трехкомнатный номер с прихожей и двумя санузлами был долгое время квартирой Бухарина, где он жил со своей молодой женой, здесь же и работал.
Надо сказать, что после революции и перевода столицы из Петрограда в Москву, новому революционному правительству совершенно негде было разместиться. Для этих целей и решили использовать шикарные отели. Туристов все равно не было, а жить и работать надо было.
А в 1918 году во время разгара революционной борьбы "Метрополь" был оплотом юнкеров, из которой они вели артиллерийский огонь. И "Метрополь" штурмовали словно крепость.
Но вернемся к осмотру номера.
Это гостиная, где велись прием граждан и встречи с товарищами.
С одной сороны от гостиной столовая с пианино.
С другой - спальня. Из каждой комнаты есть отдельный выход в прихожую, что позволяет покинуть номер незамеченным.
Наш удивительный рассказчик :)
А это вид из окна на балкончик и Театральную площадь из Бухаринского номера.
Люстра в гостиной. Большевики тоже ценили красоту и комфорт.
О постояльцах отеля нужно говорить отдельно и бесконечно. Какую звезду сцены, политики, науки ни возьми, почти все они бывали в "Метрополе". Кто-то здесь проживал, кто-то отмечал что-то с размахом в ресторанах, кто-то работал. В этом здании встретились многие пары, чьи истории потом стали самыми романтичными в 20-м веке. Здесь Ростропович встретил Вишневскую, здесь Есенин признался в любви Айседоре. А столько историй мы не знаем и только можем о них догадываться.
Мы спускаемся ниже и идем мимо небольших банкентных кабинетов, носящих имена великих русских писателей, многие из которых тоже здесь бывали: Чеховский, Бунинский, Брюсовский и далее, и далее.Написанные латиницей, они изрядно морочат голову иностранцам.
Мы приходим в зал Саввы Мамонтова. Стены украшены фотографиями семьи Саввы Мамонтова и художников из Абрамцевского кружка. По сути, основателей "Метрополя".
С балкона этого зала открывается вид на главный ресторан "метрополя". Именно в этом огромном зале предполагалось устроить театр Частной оперы. Высота потолка, театральные балконы, акустика - все здесь располагается к проведению концертов. Но после пожара 1901 года от этой идеи отказались и зал решили накрыть необычным стеклянным куполом, автором которого стал великий инженер Шухов.
На металлических конструкциях он соорудил тройной купол. Самый верхний, внешний, по форме круглый - он защищает от ветра и снега, абсолютно прозрачный для максимального пропускания света. Второй купол выполнен на некотором расстоянии от первого и служит для сохранения тепла внутри помещения. И наконец, третий прямоугольный, расписной купол, которым мы любуемся изнутри. Он состоит из 2400 стеклянных фрагментов!
В создании этого купола Шухов повторил свою конструкцию в Музее Изобразительных искусств имени Пушкина.
По утрам в этом зале накрывают шведский стол для завтраков. При желании и возможности каждый может придти позавтракать в "Метрополь", уплатив положенные 2.000 рублей.
Мы спускаемся еще этажом ниже, чтобы побывать внутри главного ресторана и в соседних с ним залах.
Так мы оказываемся в Красном зале. Этот зал используют либо как дополнительный зал ресторана, либо как банкетный, или проводят здесь различные конференции. Мне бы вот хотелось устроить здесь бал. Не знаю, практикуется ли такое :)
Именно в этих ресторанных залах больше всего ощущается театрализация внутренних интерьеров. Здесь жизнь приукрашена, все чуть наигранно и посетителям тоже хочется примерить маску героя из пьесы.
Фрагмент декора потолка.
Зал украшают антикварные люстры, за исключением двух по краям.
Между Красным залом и Рестораном - большой Зеркальный зал. Раньше он служил для гостей, ожидающих, когда их пригласят в ресторан. Чтобы публика не томилась в ожидании, здесь стоял рояль и играл пианист.
Сейчас этот зал используется аналогично Красному - по разным необходимостям.
Мы завершаем круг и попадаем в главный ресторан. Сейчас уже все готово для вечернего открытия и вот-вот гости заполнят этот зал, послышится звон бокалов, оживленные голоса и зазвучит музыка. А пока слышно только журчание воды в фонтане.
С сожалением мы направляемся к выходу, проходя мимо еще одного зала, носящего гордое имя - Бар "Шаляпин". Опера, которую задумывал здесь Савва Мамонтов, должна была стать главной сценой для обожаемого им Федора Шаляпина. Несмотря на то, что театра так и не случилось, Шаляпин здесь часто пел, и не только со сцены, но и столов.
Лепнина на потолке бара "Шаляпин".
Мы возвращаемся снова к лифту, чтобы уже покинуть этот дворец модерна.
История этого здания настолько многолика, впитала в себя судьбы такого количества значительных фигур из области искусства, науки, истории, политики, что рассказать об этом кратко в двух постах, задача невыполнимая. Такие экскурсии пробуждают желание еще больше почитать, узнать, поделиться, подивиться и приобщиться.