На днях побывала на уникальной экскурсии по отелю "Метрополь". Москвичи - редкие гости в московских отелях. Останавливаться там - ну разве что по великому случаю что-нибудь отметить; чаще - побывать в гостиничном ресторане. А так чтобы и номера посмотреть, и по коридорам походить, и в креслах разных лобби посидеть, и заглянуть во сем рестораны и бары - это редкость.
Нашу экскурсию вел удивительный человек - Олег Борисовович Кривалев, проработавший в отеле почти всю жизнь и ставший его главным архивариусом. А лет Олегу Борисовичу аж 86! Он непередаваемо рассказывал об отеле, его строительстве, постояльцах, исторических анекдотах - все, что для нас было статьей светской хроники, для него - работа, жизнь, его биография.
Гостиница "Метрополь" своим появлением обязана Савве Ивановичу Мамонтову. Здесь он задумал построить грандиозный культурный центр, главной доминантой которой стал бы его Частный Оперный театр. Это был не просто театр, а нечто доселе ранее невиданное. В здании предполагалось разместить театр, отель, выставочные залы, рестораны, магазины, кинотеатр, танцевальные залы, зимний сад и даже каток для катания на роликах! И все это под одной крышей, то есть фактически "город в городе". Отсюда и название отеля - "Метрополь" - от греческого metropolis "город-государство". Это сейчас для нас такая многофункциональность привычна, а строительство отеля шло в 1900 году, тогда такой размах казался фантастическим.
Театра в Метрополе так и не случилось, но сохранилось помещение, отведенное под театр, и удивительным образом жива театральная атмосфера, витающая внутри здания.
Гостиница была открыта в 1901 году, но спустя полгода в здании бушует пожар, котрые не могут потушить двое суток. Выгорело помещение, отведенное под театр. В том числе. Мамонтов к тому времени разорен. Так в здании сохранились фасады в стиле модерн, какими их и задумал Савва Мамонтов, и появились интерьеры в стиле неоклассики - нового модного течения. Однако внутри все так смешалось, слилось и переплелось, что отделить одно от другого стало невозможно. Вновь гостиница открылась в 1905 году.
Потом в советское время ее закрывали на реконструкцию. В результате которой появились лобби и боковой вход, через который мы и попадаем внутрь.
А раньше на этом месте был хозяйственный двор. Мы же помним, что находимся в самостоятельном городе, вот здесь и кипела хозяйственная жизнь. До войны здесь был даже собственный свинарник!
Несмотря на то, что это лобби можно считать современной постройкой, в оформлении интерьера мы находим много деталей стиля модерн. Вот, например, эти витиеватые, цветочные линии ограждения балкона.
Сейчас здесь находится стойка регистрации, справочная, отдел по работе с клиентами, камера временного хранения багажа и выставка антиквариата. "Метрополю" передана на хранение от государства довольно большая коллекция антиквариата, отель в свою очередь обязан эту коллекцию реставрировать, всячески оберегать и сохранять.
Из лобби мы выходит к лифту. В те времена это было настоящее чудо техники: супер современный, электрический лифт, снаружи украшен витражами в стиле модерн.
Мы выходим в холл четвертого этажа и любуемся расписным потолком.
Оттуда попадаем в атриум. На каждом этаже стены атриума украшают фотографии, рассказывающие историю отеля и его постояльцев.
Здесь нам долго рассказывают о создателях отеля. Одних только архитекторов значится восемь человек и каждый из них - мировая величина! Жолтовский, Шехтель, Кекушев, Валькот, Чехонин, Андреев, Головин, Врубель, Шухов - каждый из них внес свой неповторимый вклад в чудо создания Метрополя.
Здесь же мы можем получше рассмотреть "Принцессу Грезу" Врубеля, которая украшает фасад Метрополя, обращенный к Большому театру. С улицы это сделать практически невозможно: уж больно высоко.
Пьему "Принцесса Греза" написал французский драматург Эдмон Ростан специально для Сары Бернар. Навеянная легендой о трубадурах, она рассказывает о любви принца Рюделя к прекрасной принцессе Мелисинде. Та живет далеко за морем, принц никогда ее не видел, а полюбил, вдохновленный рассказами пилигримов. Он слагает о ней стихи, и наконец, отпарвляется в путь, чтобы увидеть возлюбленную. Преодолев штор, битву со стражами и предательство друга, корабль все-таки прибывает во владения принцессы. Мелисинда всходит на корабль (то ли движимая любопытством, то ли истинным чувством), но принц уже смертельно болен. Он читает ей последние стихи, Мелисинда дарит ему поцелуй, закрывает глаза умирающему и уходит до конца жизни в монастырь.
В рекордные сроки пьесу переводят на русский язык, ставят в Петербурге и она становится самым модным явлением культурной жизни. Тут же с таким названием появляются вальсы, духи, шоколад, почтовая бумага и еще множество романтичных безделушек, способных намекнуть о романтических чувствах.
И вот Врубель делает в майолике свою "Принцессу Грезу" - "... общую всем художникам мечту о прекрасном". Даже не верится, что панно было раскритиковано и отвергнуто для участия во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Врубель такой удар переживал страшно. А Савва Мамонтов построил по соседству отдельный павильон для "Принцессы..." и второго панно Врубеля - "Микула Селянинович", а над входом в павильон написал: "Выставка декоративных панно художника Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств"!
А потмо "Принцесса Греза" поплывет над городом в мечтах своего возлюбленного, украсив фасад самой роскошной гостиницы Москвы.
Вы еще здесь, не скрылись тихонько длинными коридорами гостиницы?
Рассказ выходит очень длинным и мало кто сможет его осилить. Тем не менее так хочется поделиться этой красотой, закрытой для большинства людей.
Продолжение следует...