Про информацию и особенности работы с ней

Jul 11, 2012 10:56


Как бы для затравки, в продолжение темы про Википедию.

И более широко - про информацию вообще.

Вместо эпиграфов:

    "Нас еще не согнули годы,
    Мы бесстрашно глядим вперед.
    Только даже прогноз погоды
    Нам все чаще и чаще врет.
    С детских лет мы обучены этому,
    И спокойствие - хоть куды.
    Мы привыкшие и поэтому,
    Вроде, нету большой беды.

    Но трудно разобраться
    Где ясно, где туман
    В потоке информации
    С поправкой на обман.
    Поверив, оказаться
    Обманутым опять,
    Чтоб после не сорваться
    И тоже не соврать.
    И тоже не соврать."
    © Андрей Макаревич

    "Все врут!"
    © Доктор Хауз


Общественное мнение - чудовищно неадекватная штука. Средний человек обычно переполнен набором безграмотных заблуждений. Причем, не только в узких средах, вроде религии, политики и т.п., а и в очень широких. В том числе чудовищная неадекватность царит и в учреждениях, призванных обучать - в школах и институтах. Чтобы далеко не ходить за примерами, старшее поколение может вспомнить, чему их учили в школе на уроках истории и экономической географии с точки зрения марксизма. Если вы думаете, что с падением совка ситуация улучшилась, то нет. Просто мифы стали другими. Теперь детей учат другим мифам - демократии, рыночной экономики, толерантности и т.п. Я уже не говорю про чудовищную ситуацию с возвращением в школы религиозного образования.

(В скобках напишу: в том числе и поэтому идея введения в школы уроков финансовой грамотности кажется мне смешной и нелепой. Кто учить-то будет? Нищие учителя? Они научат! Приглашенные со стороны представители финансового мира - банков, брокеров, бирж, инвестфондов и т.п.? Они тем более научат, пусти лису в курятник!)

В этих условиях получение адекватной картины мира может быть следствием исключительно самообразования. И сводится получение адекватной картины мира вовсе не к усваиванию того, чем вас пичкают в школах и институтах, а, напротив, к тщательному поиску по крупицам тех знаний, которые резко, до отторжения массовкой (и поначалу вами!), противоречат общепринятому мнению (по сути, общепринятым заблуждениям). И к замене общепринятых знаний теми знаниями, которые понимает и принимает для себя лишь очень узкий круг людей.

Вследствие этого привычка использовать в качестве источника информации интернет-ресурсы, на которых знания отбираются и фильтруются массовкой (получившей классическое крайне неадекватное образование), является несомненно вредной для формировании правильной картины мира. Вреднее только 1-й канал ТВ смотреть.

Как же искать правдивую, адекватную информацию?


Напишу пока в двух словах, тема слишком широка и необъятна. Главное: выработать в себе привычку буквально цепляться за каждый факт, вызывающий у вас неприятие и отторжение, и проверять, проверять, проверять... Стремиться туда, где таких фактов много.

Это, понятное дело, не Википедия.

Это гораздо ближе Яндекс-Гугл, но (это очень важно!) далеко не самые первые их страницы выдачи, поскольку сортировка страниц в этих системах идет по критерию массовой популярности.

А дальше идти в сторону тех страниц, которые своими утверждениями и фактами вызывают у вас все большее удивление и неприятие.

Разумеется, многие из таких страниц могут оказать просто выплеском шизофрении их авторов. Поэтому резкое выделение факта из общепопулярной информационной среды еще вовсе не означает его адекватность. Дальше должен идти грамотный отсев. Но этот отсев должны производить вы, а не кто-то другой за вас. Иначе вы будете иметь чужую картину мира, выгодную другим людям (которые будут через эту неадекватную картину мира управлять вами).

И уж тем более отсеивать должна не массовка - массовка всегда стремиться отсеивать именно то, что выходит за рамки мейнстрима, то есть может оказаться действительно полезным вам.

Будет интерес к теме - продолжу. Будут вопросы - задавайте в комментариях.

ЖЖ-сообщество my_fin
TOP-100 блогов финансовой тематики

информация

Previous post Next post
Up