Год назад состоялась та самая конференция НАУФОР -
https://fintraining.livejournal.com/993435.html - на которой стало понятно, что попытки НАУФОР регулировать отрасль инвестиционных советников происходят при полном непонимании ее руководством того, как эта отрасль должна развиваться, и направлены на продвижение интересов финансовой индустрии.
После этой конференции произошло много событий. Произошло объединение финансовых советников. Было много встреч и контактов с ЦБ и другими участниками рынка по вопросам регулирования отрасли.
К сожалению, в итоге события пошли по наихудшему сценарию. К моменту вступления Закона 397-ФЗ в силу стало понятно, что независимые финансовые советники будут просто выдавлены из профессии регуляторными методами - требования Закона в его нынешнем виде не оставляют независимым советникам шансов им соответствовать.
По сути, вступление 397-ФЗ в силу в декабре 2018 года похоронило отрасль независимого инвестиционного консалтинга при молчаливом согласии на это НАУФОР, НФА и ЦБ. На сегодняшний день, спустя уже 4 месяца после вступления 397-ФЗ в силу, Единый реестр инвестиционных советников на сайте ЦБ включает 39 позиций (сравните, например, с США, где советников - порядка 80 тысяч), среди которых преобладают брокеры, банки, и управляющие компании, но независимых советников нет.
Похоже, что и не будет. Независимые советники от попыток попадания в реестр поголовно отказались, поскольку требования Закона оказались, по сути, невыполнимы для ведения независимого консалтингового бизнеса. Многие бывшие советники были вынуждены сменить род деятельности, некоторые ушли в подполье или в иные юрисдикции.
В связи с этим попытку ввести процесс инвестиционного консалтинга в цивилизованное регулируемое русло можно признать полностью проваленной. Существовавший до декабря 2018 года рынок независимых консалтинговых услуг похоронен. Вина за это формально лежит на «думцах», принявших Закон в виде, непригодном для использования, но фактически она в равной степени также ложится на НАУФОР и ЦБ, готовивших этот закон к принятию.
По сути, реестр ЦБ сейчас играет роль «антирейтинга» - обращаться за действительно независимым советом можно только к тем, кого в этом реестре нет. А те, кто в реестре - это специалисты не по независимым советам, а по продажам инвестиционных продуктов. Закон и подзаконные акты заставляют их при консультации обкладываться кучей бумаг, но никак не меняют сути их деятельности - ориентация на продажу своих собственных (и, возможно, крайне редко партнерских) продуктов. Независимым консалтингом там и не пахнет.
Жаль. А могли бы, как на Западе, иметь десятки тысяч новых рабочих мест, доступность консалтинговых услуг для населения, и в итоге развитие отечественного инвестиционного рынка.
P.S.
Рецепт по изменению ситуации здесь видится ровно один - внесение изменений в законодательство о рынке ценных бумаг, исключающее инвестиционных советников из числа профессиональных участников рынка ценных бумаг. Но похоже, что в нынешней ситуации это просто никому не нужно - НАУФОР не нужны конкуренты, а ЦБ - лишняя головная боль.
Ближайшие семинары и вебинары:
1 июня - 2-я Конференция
"Портфельные инвестиции для частных лиц"3 - 7 июня - учебный курс
"Инвестиционный портфель - Часть 1. Структура портфеля или Стратегия"17 - 21 июня - учебный курс
"Инвестиционный портфель - Часть 2. Наполнение портфеля или Тактика" Другие мои ресурсы: ■
Facebook ■
ВКонтакте ■
Twitter ■
Telegram ■
YouTube, ■ ЖЖ-сообщество
my_fin