Посмотрела фильм, будучи большой поклонницей Шьямалана. Конечно, «Явление» уступает "Шестому чувству», «Знакам», «Таинственному лесу". Кроме того, в мой личный золотой список фильмов никогда не войдет кино, половину которого я просидела с закрытыми глазами, а в «Явлении» огромное количество кровавых сцен человеческих самоубийств: то человек в клетку ко льву лезет, то под газонокосилку... Благо продолжалось это недолго, фильм идет полтора часа.
Сюжет «Явления» повторяет «Знаки»: как и в «Знаках», речь идет о таинственной угрозе всему миру, которая до поры до времени не раскрывает себя полностью. В «Знаках» угроза исходила от инопланетян, в «Явлении» - от таинственных «токсинов», под действием которых люди теряют волю и кончают с собой. В «Явлении», как и в «Знаках», в центре истории семья, спасающаяся от смерти, в результате чего после перенесенных ужасов в жизни семьи происходят значительные перемены. Натура фильмов тоже похожа: поля со смятой травой, телевизор и радио с ужасными новостями, хлипкий дом, которому предстоит выстоять в борьбе с враждебным мирозданием.
Тем не менее, «Явление», конечно, триллер только по форме, по сути же это очередная притча Шьямалана о человеке, которую хочется разгадать. Если в «Знаках» агрессоры хотя бы как-то материализуются и с ними можно бороться, то «Явление» страшнее бестелесностью, неотвратимостью угрозы: вдохнувший токсин уже обречен, и дальнейшее поведение человека напоминает бесовскую одержимость. Токсин показывает хрупкость повседневного благополучия человека и его реальную беспомощность перед лицом обозлившейся природы (не то ли мы наблюдаем сейчас в истории с Японией?..). Образ главного героя словно полемизирует с суперменами фильмов-катастроф: тут не весь мир, тут бы семью свою спасти. Тем более странно, что в роли спасателя перед нами учитель естествознания, и спасается он благодаря интуиции, верности семье и хорошо работающему серому веществу.
Есть ощущение, что фильму не хватает эмоциональности, а актерам - вживания в образ. Марк Уолберг, играющий преподавателя, везде одинаковый, отношениям его героя с женой не хватает страсти, а девочка, которую таскают с собой на протяжении всего фильма, похожа на столбик или чемодан. Неудивительно, что в каком-то интервью Уолберг сказал, что «Явление» - очень плохой фильм (видимо, своего вклада в эту "плохость" он не заметил)
Несмотря на это, в каждой сцене можно выискивать подтексты и смыслы, и каждый посмотрит какое-то свое кино.
В интереснейшей рецензии автор пишет о том, что это фильм об оскудении любви. Для меня же это фильм про то, что без нравственного прогресса человечество обречено на умирание, и это умирание не будет страшным убийством, нет, мы сами убьем себя в слепоте и одержимости. Как писал Пелевин, «конец света будет просто телепередачей».
Рецензия в Искусстве кино