Стратегия женщины в опасной ситуации (tend-and-befriend)

Feb 15, 2017 09:07

В ответ на статью «Заботиться и дружить…» пришёл интересный вопрос: как именно выглядит поведенческий ответ на стресс? Что и каким образом делает женщина, когда она следует стратегии tend-and-befriend?
Очевидно, что для полного и всестороннего ответа на этот вопрос сколько-нибудь строгим и методологически выверенным образом необходимы масштабные и валидные исследования на тему «Как выглядит защитное поведение женщин при такой нейроэндокринной реакции». Но уже сейчас можно оглянуться и посмотреть внимательно вокруг на свой опыт, на те случаи, которые мы постоянно видим рядом с собой, эти ответы рассыпаны в окружающем нас пространстве. Мы наблюдаем их каждый день много раз вокруг себя. И именно поэтому не замечаем их в силу некоторой «замыленности» взглядов.
Перед тем как описывать примеры, попробую проще сформулировать сложный конструкт tend-and-befriend.
Поведенчески это может выглядеть сначала как замирание, а потом как решение, порождающее сложную поисковую активность, направленную на сохранение потомства, социальных связей и жизни. Довольно сложный механизм. Благодаря окситоцину снижается адреналиновая реакция и женщина переживает меньше боли в опасной ситуации, чем мужчина. Окситоцин направляет активность на поиск благоприятных контактов, женщина в условиях стресса и опасности даже у агрессора может найти что-то человеческое и не такое пугающее. В этом плане известен стокгольмский синдром, так сильно распространенный у женщин, живущих в ситуации постоянного семейного насилия. Им настолько необходимо обелить семейного агрессора для собственного выживания, что приходится не замечать очевидного ужаса. Вспоминается фраза женщины, прикованной к батарее: «А что такого, он же мне ничего не сделал?». Сказки «Красавица и чудовище» и «Синяя борода» именно об этом. Мы восторгаемся Бель, полюбившей чудовище и разглядевшей в нём прекрасного человека. И так очень редко, но бывает. Правда же этой истории в том, что женщина выжила, адаптировавшись к ужасу. Но выжить не значит остаться в благополучии. А жена Синей бороды долго старалась не замечать ужасного положения, в котором она оказалась. Настолько долго, что это стало невозвратимо опасным. Вообще, эти истории про красавиц и чудовищ отдельная тема для статей. Вернёмся к стратегии заботиться-и-дружить.
Приведу примеры реализации стратегии tend-and-befriend.
Женщины, живущие с мужем-алкоголиком и дебоширом. Ночью после избиения они подают заявление в полицию, а днём забирают его. Со стороны это выглядит как поощрение его агрессивного поведения, а в реальности они остаются с агрессором, поскольку точно знают, что им некуда идти, и поэтому терпят агрессора до последнего. Но как только появляется возможность уйти, они тут же уходят. Если идти некуда, то они готовят плацдарм для бегства или отступления годами, выстраивая социальные связи. И здесь важна роль общества. Если такая женщина будет знать, что общество на ее стороне, что она может рассчитывать на помощь в разрешении своей ситуации, что общество готово поддержать ее некоторое время в состоянии Тяни-Толкая, который никак не может решиться в силу опыта отказаться от прежней жизни и строить новую, что общество готово дать ей паузу и оказать психологическую, бытовую и социальную помощь по поиску и формированию нового места в жизни для себя, тогда ей будет легче сделать этот шаг к изменениям.
Одна из моих клиенток пыталась вместе с детьми уйти от мужа-агрессора (тайно от него), но всё окружение ответило ей отказом, тогда она осталась и стала собирать ресурсы для ухода: денежные, хозяйственные, организационные, социальные.
В эту же ситуацию вписывается поведение женщин в местах, где процветают крайние насильственные формы семейного уклада. Женщины терпят годами, десятилетиями, и кажется, они смирились. Но вот появилась женская правозащитная организация, и женщины стали туда приходить тайно, анонимно, тщательно выстраивая своё поведение так, чтобы никто не заподозрил ее в этом, пока она не убедится в том, что помощь возможна и никакой расплаты от агрессоров за эту помощь у нее не будет. Это реальная история в одном из мест России.
Женщины, попадая в малознакомую обстановку, легко выстраивают социальные связи. Они как бы заранее готовятся к трудностям, которые могут возникнуть. Буквально недавно в детском лагере наблюдалась такая ситуация - в группе были 4 девочки и 7 мальчиков, так вот девочки уже на второй день занялись грумингом, они играли, прикасаясь друг к другу, и потом в течение всего периода держались друг друга в отличие от мальчиков. И девочки в результате построили мощную крепость из снега, а вот мальчикам этого сделать не удалось, они не объединились и действовали поодиночке. Девочки в сложных ситуациях держались стайкой и практически не испытывали стресса, у мальчиков же постоянно шла какая-то война. Девочки даже безобразничали вместе, поддерживая друг друга, мальчики друг друга поддерживали слабо и уж точно не опирались друг на друга. И даже если у мальчиков и были попытки опереться друг на друга, то они как будто не готовы были признать эту опору, как будто это проявление слабости и зависимости. Эта опора как будто осталась на негативе фотографии, в реальном же снимке не проявилась.
Много раз наблюдала такую картину. Если в группе значимые ее члены начинают кого-то вытеснять, выражают агрессию, гнев, ярость, проявляют несправедливое, предвзятое отношение, то женщины в этой группе явно не проявляют сочувствия, участия в пострадавшем, держась за лояльность группе, выражая важность и значимость группы. И это происходит неосознанно, таким образом реагирует именно тело. Но после проявления лояльности они часто тайно, скрыто поддерживают пострадавшую и стремятся восстановить баланс и справедливость. Они не идут на прямой конфликт, но шаг за шагом, действуя аккуратно, приближаются к желаемому.
Один из случаев в моей жизни. Молодая женщина недавно родила, живёт с мужем и сталкивается с чудовищными взглядами на воспитание и кормление ребенка, она всё ещё любит мужа, но уже знает: то, что он делает - недопустимо. Она не противоречит мужу, находясь в полной финансовой и экономической зависимости от него. И, как только у нее появляется поддержка, даже временная, даже малая, она тут же уходит и начинает войну за жизнь и здоровье ребенка.
Есть и другие тактики бифрендинга - это уже из примеров эзотерических. Это случай из практики - женщина не может в открытую противостоять в конфликте, сохраняя внешнюю лояльность и принадлежность к семейной группе, но ее гнев на близких настолько силён, что внутренне она решает - я все равно отомщу, найду решение, как наказать своих обидчиков, и вообще, за меня это сделает сама жизнь. Через некоторое время у одного из ее обидчиков друг за другом уходят из жизни муж и дети, а у другого сгорает дом, и он оказывается на улице без крова. И обидчики наказаны, и семейная система не разрушена, и женщина сохранила свою принадлежность семье. И волки сыты, и овцы целы. Конечно, может быть это совпадение, а может быть и нет. Не всегда «после» совпадает с «из-за».
Таким образом, поведение женщины в стратегии заботиться-и-дружить может выстраиваться следующим образом
·         Оценка ситуации и своего положения и положения детей -
·         Решение о преодолении -
·         Смирение с ситуацией, но не с позицией жертвы -
·         Создание ближних и дальних социальных связей -
·         Стягивание ресурсов -
·         Выстраивание благополучных (насколько это возможно) отношений с опасностью -
·         Поисковая активность для реализации решения
Да, возможны варианты, но в целом, полагаю, что ошибки нет.
К чему все эти описания? Необходимо выстраивать сети, группы, организации женской взаимопомощи, солидарности, тогда им будет легче выходить из опасной ситуации и реализовывать свои защитные реакции, не приспосабливаясь к агрессии и разрушению. Потому что есть и другая сторона стратегии tend-and-befriend. Если женщина получает поддержку и защиту, то тут уж ей удержу нет, и она реализует свой гнев и самозащиту, а то и наказание по полной. Много раз наблюдала это в терапевтических группах по травмотерапии. Очень похоже на стадо буйволиц, атакующих прайд львов. Страшное и монументальное зрелище. И даже не очень сильная, а просто обозначаемая поддержка подруг даёт мощный толчок к атаке, восстановлению справедливости, у пострадавшей высвобождается такая сила гнева, а подруги дают ей устойчивость и опору, что она сметает не одного, а нескольких мужчин сразу, и они просто не могут ей противостоять. И вот здесь уж точно можно наблюдать силу реакции «Борись!»

женское, забота о себе, защита, tend-and-befriend, общество, отношения

Previous post Next post
Up