Не-школа. коротко и предварительно.

Feb 14, 2015 21:27


Не-школа - это пространство, которое помогает ребёнку набирать способности и возможности и накапливать опыт, позволяющие выбирать карьерные траектории и двигаться по ним, вступая в коммуникацию и кооперацию с другими людьми.


Я не знаю, описание ли это ситуации относительно необходимости создавать принципиально новое образовательное пространство, но уж описание нашей личной семейной ситуации в любом случае. Но я всё же попробую описывать так, чтобы каждый из участников мог найти что-то, что ему будет откликаться. Прежде чем говорить об образовательном пространстве, стоит говорить о том, каковы принципы воспитания, вернее...
   В своё время наша семья выработала принципы создания пространства, в котором развиваются наши дети, семейного устройства. Коротко (на самом деле длинно, так как жизнь длинная, а всё это прожито и выросло в пространстве личной и семейной жизни, и, сокращая, всё равно длинно получается):

  1. Исцеляющая семья. Семья необходимо должна быть целительным пространством, в котором хорошо каждому.
    Так сложилось, что двое наших детей родились с травмами рождения, они стали заметны довольно рано, долгое время мы были уверены, что травмы скомпенсировались, но позже стало очевидно, что это не так. С интеллектом всё в порядке, но травмы сказались так, что дети чувствительны к изменениям среды. В силу этих обстоятельств мы долго искали, как помочь детям, и вышли на «Соматик Экспириенсинг» Питера Левина, долго его изучали и начали претворять в жизнь. Результаты удивительные - дети, которым создаёшь максимально благоприятные условия, минимальное принуждение, мягкое вхождение в норму, большую свободу в освоении пространств и приветствуешь их начинания, расслабляются, все симптомы напряжения снимаются, а свобода в познании и освоении мира творит удивительное. Такие дети свободны в траектории познания, у них отсутствуют шаблоны и желание следовать заданным алгоритмам.

  2. Открытые пространства. Чем больше открытых свободных пространств, тем легче дышится и свободнее живётся детям, тем меньше на них давит социум.
    Нам пришлось жить в разных местах: квартирах в центре города, больших домах, квартирах на окраине, в деревенском доме, на большом участке в палатках, в лесу. Именно жить, а не гостить. Самое лучшее и счастливое время было для детей во время жизни в лесу. В лесу, несмотря на жизнь в походных условиях, дети чувствовали себя очень расковано, вскоре после переезда у детей совсем исчезли какие-ибо симптомы травмы рождения и напряжение, накопленное за время скитаний. К концу лета они были свободны и дисциплинированы, сами ложились и вставали по солнцу и во многом старались помочь, активно участвовали в жизни взрослых. И это при том, что мы их никогда не принуждали к помощи и домашней работе.
    На открытых пространствах исчезает конкуренция, борьба за управление и территорию. Всем хватает места. Наоборот, появляется тяга к коммуникации, упрочиванию связей. Дети начинают дорожить отношениями, и с удовольствием участвуют в общих делах. Поэтому они с удовольствием и даже самостоятельно занимались физическими упражнениями, закаливанием, бегом.

  3. Объединяющее действие. Все дети в семье разного возраста, поэтому на первых порах, пока их потребности и возрастные особенности сильно отличаются, нужно прилагать специальные усилия по сплачиванию детей, по созданию общего, объединяющего для них действия.
    Таким действием стала разработанная нами мауглимнастика, в которой есть разные типы коммуникации и совместного действия, переложенные в движение.

  4. Принцип Чебурашки. Детям самим необходимо участвовать в создании своего образовательного пространства. Буквально строить самим, по крайней мере активно участвовать не только на стадии разработки, но и на стадии строительства. Тогда это пространство становится родным, близким, к нему невозможно будет подходить равнодушно, потребительски; только активно участвуя, можно быть в этом пространстве.
    И снова напишу о нашей семье. Наши дети всегда активно участвуют в обустройстве нашего нового пространства. И мы видим, как это действует на них. Наше пространство постоянно перестраивается, переформатируется в зависимости от потребностей и желаний членов семьи. Поэтому в нём хорошо, и не только нам.
    По сути этот принцип переходит по мере взросления детей в другой принцип - принцип действия, а не теории, деятельности, а не созерцания и потребления. Мы хотим, мы делаем, видим результат и живём в нём, и далее преобразуем его, если появились новые задачи.

  5. Зелёная жизнь. Натуральные материалы. Всё пространство ремонта и строительства захватили ненатуральные материалы. А если даже и натуральные, то со множеством пластификаторов. Они облегчают работу по ремонту и строительству, ускоряют процессы, но при этом в них тяжело дышится, возникает компрессия. И тогда нужно это компенсировать какими-то другими усилиями - вентиляторами, увлажнителями, мойкой воздуха, лекарствами, поездками в специально организованной чистое пространство, SPA и WELNESS, натуропатией и гомеопатией и просто лекарствами.
    Как только создаётся пространство из натуральных экологически чистых материалов, качество жизни и здоровья в такой среде становится намного лучше.
    Многие, кто побывал у нас дома, отмечают, в квартире ощущения как на даче, легко дышится, тело расслабляется, а напряжение, сжатие, усталость постепенно сменяются спокойствием и умиротворением. И это несмотря на нашу эмоциональность.

P.S. почему нам не подходят существующие в России школы и какие школы мира нам хотя бы немного подходят, будем разворачивать дальше...

выбор, образ жизни, приоритеты, образование, не-школа, принципы

Previous post Next post
Up