Общественные стандарты и матери.

May 23, 2014 16:50


Стороннему наблюдателю может показаться, что сложности, с которыми сталкиваются женщины, становясь матерями, невозможно отделить от остальных проблем, с которыми им приходится иметь дело просто в виду своего пола. В конце концов, феминистки всегда поднимали вопросы неравной оплаты труда, дискриминации на рабочем месте, неадекватного отношения системы здравоохранения к женскому здоровью, несправедливости судебной системы, эксплуатации женщин в качестве бесплатной обслуги для детей, больных и пожилых и в качестве "хранительниц очага", недостатка социальной и экономической поддержки пожилых женщин, которые потратили свою жизнь, бесплатно обслуживая членов своей семьи. Все мы знакомы с этими формами дискриминации или напрямую подверглись им.

Но матери испытывают на себе также особые виды угнетения, связанные именно с их статусом. К сожалению, неравенство матерей по сравнению с бездетными женщинами остается невидимым, скрытым под мистифицированным образом материнства, аурой благолепия, которую вокруг него создала западная культура. У этой дискриминации нет даже своего названия, и она часто не признается даже самими матерями. Каждая из них уверена, что только она сталкивается с подобными трудностями, что другие матери знают некий секрет успеха, и что рассказать о своих проблемах - значит признать себя неудачницей, которая плохо обращается со своими детьми и уделяет им недостаточно внимания. Кроме того, общество категорично требует от матерей, чтобы они любили своих детей всепоглощающей любовью, что еще больше осложняет ситуацию: матери опасаются того, что кто-нибудь заподозрит их в недостаточной любви к своим детям, и это вызовет общественное порицание и презрение. Именно поэтому они молчат.

Учитывая существование контрацепции и абортов, дискриминация матерей продолжает игнорироваться, потому что ее понимают как неотъемлемую часть "материнского набора", который женщины якобы сами выбрали, решив забеременеть и родить. Обычно никто не интересуется тем, чтобы поближе рассмотреть факты и реальность этого предполагаемого "выбора". В действительности же, когда женщин спрашивают, согласились ли бы они стать матерями, если бы могли вернуться в прошлое, они довольно часто отвечают отрицательно. Так каково же было качество их изначального "выбора"? Насколько информированным, осмысленным и свободным он был, учитывая последующие сожаления? А может быть, дело в том, что даже женщины, которые действительно осознанно выбрали рождение детей, вряд ли желали быть дискриминированными и ожидали именно этого от опыта материнства?

В этой статье я хочу сконцентрироваться на двух примерах, которые были объектами недавних исследований и эмпирически подтверждают существование дискриминации матерей. Существует так же множество других доказательств, которые знакомы самим матерям из их повседневной жизни, - доказательств, которые игнорируются и обесцениваются в культуре, где женщина до сих пор только изредка находится в позиции субъекта, в культуре, где нам ежедневно затыкают рот, где нас не воспринимают всерьез.

***
Полицейский контроль беременности

Недавно я видела эпизод телешоу "Копы" (Cops), в котором полицию вызвали в дом, где была избита женщина. После того, как агрессор был арестован, полицейские обратили свое внимание на жертву, - покрытую синяками и истекающую кровью мать с двухнедельным ребенком. Я в ужасе смотрела, как вместо того, чтобы успокоить женщину и предложить ей помощь, полицейские начали допрашивать ее, потому что в квартире был беспорядок, а в холодильнике осталось мало еды. Казалось, что им было все равно, что в доме достаточно детской смеси, что ребенок спокойно спит и выглядит ухоженным. Они обратили внимание исключительно на неубранный дом и пустой холодильник. Сквозь слезы избитая женщина объясняла, что ей пришлось выйти на работу через неделю после рождения ребенка, что скоро она получит зарплату, что она заботится о своем ребенке и что она хорошая мать. Я сама расплакалась, когда ребенка взяли у нее из рук и положили в полицейскую машину.

Не знаю, был ли этот эпизод постановочным или нет, но зато мне известно, насколько популярен этот телесериал и другие подобные передачи. Они отражают ценности и уязвимые места смотрящей их публики, которая все более склонна контролировать и ограничивать беременных женщин и молодых матерей. Подобные эпизоды отображают реальность: в последние 20 лет беременные и недавно родившие женщины постоянно подвергаются ошибочным и несоразмерным обвинениям, на них пишут заявления в различного рода властные структуры, их наказывают за бедность (это трактуется как "недостаток родительского внимания"), за то, что их бойфренд - абьюзер (некоторые из них одновременно являются отцами этих младенцев), за употребление алкоголя или наркотиков или за отказ "подчиняться требованиям докторов". Иногда этих женщин лишают родительских прав, даже если не было найдено доказательств того, что их действия каким-то образом навредили ребенку или эмбриону.
За подобные "проступки" женщинам предъявляют обвинения по уголовным статьям за абьюз, халатность, содействие преступности среди несовершеннолетних, оставление ребенка в опасности, владение наркотиками, вооруженное нападение, непредумышленное убийство, убийство, хотя эти дела в большинстве случаев рассматриваются по законам, при создании которых не учитывались возможные ситуации с участием беременных женщин.

Некоторые из подобных расследований включают в себя обвинения в нелегальном использовании наркотиков, но женщин часто преследуют по закону и за участие в легальной активности во время беременности. Недавно в Калифорнии женщина была арестована за то, что не соблюла совет врача выдержать постельный режим, отказаться от секса, принять лекарство, подавляющее схватки, и немедленно обратиться в больницу, если начнется кровотечение. Ни один закон не запрещает эти действия. В 2004 году в Техасе был принят закон, квалифицирующий курение марихуаны во время беременности как тяжкое преступление и предполагающий наказание в виде тюремного срока от 2 до 20 лет. В 2004 году в Юте женщину посадили в тюрьму, потому что она отказалась от кесарева сечения, и один из ее двойняшек оказался мертворожденным.

В рамках этих судебных преследований беременные женщины рассматриваются не так, как все остальные люди. К ним применяют стандарты, которые не применяют больше ни к кому, - просто потому, что они беременны. Это нарушает конституциональное право женщин на тайну частной жизни, надлежащее судопроизводство и одинаковую защиту. Употребление алкоголя и наркотиков во время беременности - это не проблема полиции или уголовного права, это проблема женщин и их здоровья, и преследование беременных женщин как преступниц ставит под удар здоровье как матери, так и детей.

Еще более важно, что противопоставление эмбрионов и новорожденных детей их матерям, восприятие их как отдельных и даже антагонистических сущностей, подвергает опасности репродуктивные права всех женщин. С 1973 года более десятка штатов Америки, включая Техас, Арканзас, Кентукки и Иллинойс приняли закон о "фетициде" и ряд других законов, утверждающих независимые от матери права эмбриона, а некоторые штаты объявили нерожденных детей (с момента оплодотворения) полноправными гражданами, имеющими неотъемлемое право на жизнь, - хотя женщины, теоретически, все еще имеют право на аборт.

Результат этой тенденции к признанию прав эмбриона не ограничивается уголовным преследованием женщи, например, за отказ от кесарева сечения, хотя и одно это уже достаточно плохо. Последствия касаются как избиваемых матерей, которые рискуют быть объявленными преступницами и потерять детей, если обратятся в полицию, так и кризисных центров для женщин, где сотрудники обязаны следовать законам, защищающим права эмбриона, и совершать различные действия, которые по сути направлены против пострадавших женщин, ищущих защиты.
Последствия идеологии, утверждающей права эмбриона, распространяются и на отношения между женщинами, что выражается в том, как женщины контролируют, обвиняют и критикуют друг друга за то, что они пьют, едят или делают во время беременности, за то, как они заботятся или не заботятся о самих себе, за то, собираются ли они кормить грудью или нет, вплоть до того, насколько хорошими матерями они будут до конца своей жизни. Грустно и отвратительно то, что контролирующие взаимодействия между женщинами, вызванные дискриминацией, игнорируются, презрительно называются "мамскими войнами", "грызней" и так далее. В действительности, ставки в таких "перебранках" всегда очень высоки, ведь общество стремится все активнее контролировать, регулировать и наказывать матерей, прикрываясь громкими словами о защите прав находящихся внутри их тел эмбрионов.

***
Расплата за материнство

Исследование, которое было опубликовано Корнелльским Университетом в 2005 году, подтверждает то, что было давно известно матерям: шанс детных женщин быть нанятыми на работу меньше, чем у женщин без детей, им дают гораздо более низкий стартовый оклад, чем отцам или бездетным женщинам с такой же квалификацией. Авторы исследования создали 300 вымышленных резюме и использовали их, чтобы ответить на объявления о вакансиях, предлагающих работу в маркетинге. Одна "соискательница" говорила, что переезжает вместе с семьей и упоминала, что входит в школьный родительский комитет, другая "соискательница" сообщала о переезде, не упоминая семью. Соискательница, не упомянувшая семью, имеет в два раза больше шансов получить работу. Кроме того, разница в стартовом окладе, который предлагают матерям и бездетным женщинам в США в среднем составила поразительную цифру - 11000 долларов в год. Чем больше детей имела мать, тем меньше денег предлагал ей работодатель.

Кроме того, исследователи пришли к следующим выводам:

- Матери воспринимаются как значительно менее компетентные, к ним применяются более жесткие стандарты выработки и пунктуальности, чем к женщинам без детей.
- Матерям значительно реже прощают опоздания.
- Чтобы иметь шанс получить работу, матерям нужно иметь значительно более высокий балл за экзамен по менеджменту, чем бездетным женщинам.
- Матери оцениваются как значительно меньше заслуживающие повышения и имеют меньше шансов быть рекомендованными на управляющие должности.
- Отделы кадров порекомендовали нанять 84% бездетных соискательниц и только 47% матерей.
- В свою очередь, отцы оцениваются как более преданные своей работе, чем бездетные мужчины, им чаще прощают опоздания на работу, чем бездетным мужчинам, и им предлагают более высокий оклад.
- Матери "несут ответственность" за большую часть разрыва в оплате труда между мужчинами и женщинами.

В заключении исследователи пишут:

«С учетом силы пенализирующего эффекта материнства, использовав различные комплекты измерений и экспериментального контроля качества соискателя, мы обнаружили, что свидетельствование о материнстве ведет к дискриминации против женщины как матери. Отцовство не приносит подобного ущерба мужчинам, а иногда даже дает им преимущество...

Неожиданным открытием было то, что бездетные женщины имеют преимущество перед бездетными мужчинами по нескольким критериям, включая то, что бездетных женщин рассматривают как более компетентных и чаще рекомендуют к приему на работу... Анализ эмпирических данных показал, что матери подвергаются штрафу в широком спектре позиций и профессий...

В 2002 году в своем отчете для Национального Центра Политического Анализа (National Center for Policy Analysis) Дениз Винейбл сказала: "Когда женщины ведут себя на рабочем месте так же, как мужчины, разрыв в оплате труда между ними небольшой... Однако, поскольку у большинства мужчин и женщин в какой-то момент появляются дети, наиболее наглядным является не сравнение бездетного мужчины с бездетной женщиной, а сравнение мужчин с детьми и детными женщинами. Когда женщины ведут себя 'как мужчины', сообщая о своем статусе родителя, они подвергаются дискриминации, в то время как их коллеги-мужчины часто выигрывают от родительского статуса". Тот факт, что статус родителя негативно влияет только на соискательниц, является однозначным доказательством наличия дискриминации.» (Shelley J. Correll and Stephen Benard, Getting a Job: Is There a Motherhood Penalty?, Cornell University, January 25, 2005).

***
Заключение

Существующее угнетение и дискриминация матерей закрепляется ответной реакцией патриархата на феминизм, андроцентричным либерализмом и, парадоксальным образом, заинтересованностью феминизма в достижении "равенства" в трудовой сфере при отсутствии признания дискриминации матерей. Нельзя предъявлять одни и те же требования к тем, кто лишен каких-либо прав, и к тем, у кого эти права есть, - это ведет лишь к закреплению неравенства. Консерваторы и религиозные фундаменталисты превозносят достоинства "домашнего очага", осуждают феминизм и винят работающих матерей и матерей-одиночек в распаде семьи, в школьных проблемах ребенка, в росте преступности среди несовершеннолетних, и в куче других бед. Либерализм понимает равенство как одинаковость, измеряет женское равенство мужскими стандартами, до которых женщины дотягивают, но только до тех пор пока не становятся матерями.

До того момента, пока женщина на рабочем месте кажется не обремененной заботой о детях и семье, она может наслаждаться теми же успехами, что и мужчина, который предположительно имеет дома жену, посвящающую свое время только заботе о детях и семье и освобождающую от этого мужа. В тот момент, когда женщины, открыто сообщают о том, что они являются матерями, они подвергаются наказанию, потому что согласно патриархальным установкам, у женщины дома не может быть партнера, который поддерживал бы ее и заботился о детях и хозяйстве.

И несмотря на все это дискриминация матерей слишком часто остается незамеченной феминистками. На самом деле, будущее всех женщин неразрывно связано с будущим матерей. Пока матери не свободны, невозможно вести речь об освобождении всех женщин.

http://vk.com/check.your.privilege?w=wall-56933336_47679

Текст взят здесь. Осторожно, ненормативная лексика.

защита, общество, отношения

Previous post Next post
Up