Об иерархии и подчинении. Пусть наши комплексы не мешают нашему разуму

Jun 14, 2010 20:47

Какое-то время назад я почему-то думала, что иерархия не нужна. Любой намёк на главенство вызывал у меня расстройство, неуютность и в памяти всплывал какой-то абстрактный груз ответственности. А требование подчинения ничего, кроме гнева не вызывало вообще. Гнев, ярость и всяческое противодействие. И, как я заметила, не только у меня. В разговоре об иерархии аналогичные чувства посещают множество людей, очень часто вопреки здравому смыслу. Хотя никто не противится надписи «пристегните ремни» и т.п., а ведь это тоже подчинение, причём безоговорочное, не предполагающее никаких обсуждений. Зажатые, задавленные советской действительностью, люди, жаждали вырваться на свободу и ненавидели любую иерархию, также и детей своих воспитывали в большом неуважении к иерархии в отношениях. Но вот две странности, возникающие при таком подходе к жизни. 1. В результате такого отношения мы не замечаем того, что иерархия повсюду... и 2. Не замечая этого, мы подчиняемся, встраиваемся в иерархические отношения, но не осознавая их, а значит в любой момент может обнаружиться это несоответствие, вытеснение, что означает риск внезапного неконтролируемого бессознательного бунта, то есть мы всё время живём под прессом, с бомбой замедленного действия, это раз, а второе последствие этого неосознавания, нас можно легко эксплуатировать, не обращаясь напрямую к иерархическим отношениям, а делая это манипулятивно, скрыто, через замещение прямых значений, непрямыми суррогатными.
Примеры иерархии в нашей жизни:

а) В семье: родители всегда главнее детей. Это не значит, что их потребности выше детских, это значит, что они часто распоряжаются и принимают решения вне зависимости от желаний детей в этой семье. Это значит они умеют оперировать не только сиюминутными желаниями, в их сознании одновременно присутствует вся жизнь семьи с её потребностями, ценностями, целями, задачами, желаниями и чувствами. Это значит они умеют всё это пространство потребностей, ценностей, целей, задач, желаний и чувств выстраивать в иерархическую цепочку и строить своё поведение в соответствии с этой цепочкой. Отсюда следующие примеры иерархий:

б) Иерархия ценностей;

в) Иерархия целей и задач;

г) Иерархия служебных отношений. Сотрудник всегда подчиняется той дисциплине, которая существует в коллективе, где он трудится;

д) Иерархия социальная. Она очевидна в условиях монархии, но даже в условиях демократии она существует. В условиях демократии всегда есть те и то, что ценится выше другого: народные избранники ездят с «мигалками», там, где другим это воспрещенно, служители демократии в лице сотрудников милиции, службы безопасности пользуются разного рода привилегиями, инвалиды, пенсионеры, ветераны обслуживаются вне очереди и получают разного рода льготы. И это есть правда нашей жизни, от неё никуда не деться. И не замечать её, по крайней мере, недальновидно. Но вообще-то просто опасно.

С другой стороны, очевидно, что слова иерархия в восприятии многих ассоциируется с подавлением, унижением одних и возвеличиванием других. Но это же совершенно другая сторона отношений, это описание определённой социальной системы, где присутствуют гордыня и самомнение, самоуничижение и и ощущение тщетности и никчёмности своих усилий и своей жизни. Такая система основана на определённых ценностях. Мне даже сложно описать на основе каких ценностей выстроена эта система, но если мы почитаем марксистско-ленинскую философию образца 30-40-х годов ХХ века, думаю, будет понятно. Во всяком случае, в этой системе точно отсутствует ценность отдельной человеческой жизни, и ценность настоящего времени, проживания и опыта. И присутствует ценность абстрактного общества за счёт человеческих жизней, ценность будущего за счёт настоящего и ценность фантомов за счёт проживания, опыта и чувств, ценность долга за счёт чувств, любви, возможностей и свободы выбора.


подчинение, приоритеты, разумность, общество, отношения

Previous post Next post
Up