День рождения Индианы Джонса

Jun 12, 2020 14:35


12 июня 1981 года в США, более чем в 1000 кинотеатрах по всей стране, состоялась премьера фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Режиссёр Стивен Спилберг.





Практически одновременно с премьерой в США (с разницей в 3 дня) состоялась официальная премьера фильма в СССР, причём Советский Союз стал второй страной после США, в которой был показан этот фильм.



Прототипом Индианы Джонса послужил Отто Вильгельм Ран, немецкий писатель и исследователь, археолог-любитель, сотрудник Аненербе, оберштурмфюрер СС.



Говорят, что Стивен Спилберг как-то сказал: «Я думал, что получится второсортный фильм, поскольку собирался снять картину, которая будет чуть лучше, чем сериалы Republic (кинокомпания, существовавшая с 1935 по 1967 год и специализировавшаяся на производстве стандартных вестернов и фантастических боевиков)». И, действительно, первоначальный бюджет картины составлял примерно 6 миллионов долларов. Но затем к работе над фильмом подключился Джордж Лукас, который привнёс много существенных добавок в сценарий фильма. С учётом возросших затрат вследствие изменения сценария бюджет фильма увеличился втрое. Обязанности по финансированию возросших затрат взял на себя Джордж Лукас.



Наряду с изменениями в сценарии и в бюджете картины Лукас хотел внести изменения и в актёрский состав. В частности, он хотел заменить Джорджа Харрисона, которого Стивен Спилберг видел в главной роли изначально. Но это желание не было продиктовано каким-то неверием в актёрский талант Харрисона. Совсем напротив. Харрисон снимался в нескольких предыдущих картинах Джорджа Лукаса и он, Лукас, боялся, что к Харрисону приклеится какое-нибудь обидное прозвище, типа "Мой Бобби", какое приклеилось к Роберту Де Ниро после того, как он снялся в нескольких фильмах Мартина Скорсезе. Тем более, что, как сказано выше, большого успеха фильма изначально не предполагалось. Лукас со Спилбергом перебрали с десяток возможных замен Харрисону, но никого более подходящего не нашли.



Но на фильм буквально обрушился неожиданный успех. Что касается фестивальных успехов, то фильм получил 35 кинонаград и 24 номинации. Правда, кинонаграды в основном были получены в США и за технические достижения. В важнейших номинациях - Лучший фильм или Лучшая режиссура - жюри предпочитали другие картины. Так, в номинации Лучшая режиссура как на премию Оскар, так и на Золотой Глобус предпочтение было отдано Уоррену Битти за фильм "Красные". В номинации Лучший фильм опять же и Оскар, и британская премия БАФТА были присуждены фильму "Огненные колесницы". Французская кинопремия Сезар, на которую был номинирован фильм Спилберга в категории Лучший иностранный фильм, так же была присуждена другому фильму - " Человек-слон" Дэвида Линча.



Но кассовые сборы всех трёх выше перечисленных фильмов, обошедших "Индиану Джонса" в борьбе за фестивальные премии, даже вместе взятые не смогли превысить и третьей части тех сборов, которых достиг фильм Стивена Спилберга. Фильм, который обошёлся его создателям, по разным оценкам, в сумму от 18 до 22 миллионов долларов, заработал более 390 миллионов долларов. В соответствии с договором о финансировании картины, более сорока процентов полученных доходов достались Джорджу Лукасу.



Мы знаем много примеров, когда финансово успешные фильмы получали нелицеприятные отзывы от кинокритиков. Но этот фильм Спилберга - совсем другой случай. Подавляющее большинство рецензий профессиональных американских кинокритиков имели сугубо положительный характер. Причем в число авторов хвалебных рецензий входят наиболее авторитетные критики.



Так, Роджер Эберт поставил фильму максимальные 4 звезды, включил его в свой список "Великих фильмов" и в своей рецензии написал: «В поисках утраченного ковчега» - это незабываемый опыт, фильм великолепного воображения и головокружительной скорости, который захватывает вас c первого кадра, проносит вас через серию невероятных приключений и возвращает вас в реальность через два часа - с учащённым дыханием, лёгким головокружением, выжатым, как лимон, и ... с глупой улыбкой на лице. Этот фильм напоминает нам истории, которые мы, будучи в подростковом возрасте, без устали искали в журналах и библиотеках приключений и беллетристики".



А кинообозреватель ведущего американского издания The New York Times Винсент Канби так охарактеризовал произведение Спилберга: «В поисках утраченного ковчега» - это один из самых безумно смешных, гениальных и стильных американских приключенческих фильмов, когда-либо созданных."



Фильм изобилует историческими и географическими неточностями, но благодаря искрящемуся юмору и легкой фантастичности никому не приходит в голову предъявлять его авторам претензии по этому поводу. Тем более, что фильм ни в малейшей степени не претендует на то, что бы представлять исторический жанр. Как отмечал российский кинокритик Евгений Нефёдов, "Спилберг, соблюдая внешнее правдоподобие и жонглируя бесчисленными культурными стереотипами, умудряется сохранить ироническую интонацию, заразить ощущением увлекательной - пусть местами смертельно опасной - игры. Игры, постепенно выходящей за рамки обыденности, уводя в фантастическо-мифологическую сферу…"



80% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» оценки от 8 до 10.



С учетом перечисленных выше показателей успеха фильма его рейтинг по версии FilmGourmand'а составляет 8,723, благодаря чему он занимает 233-е место в Золотой Тысяче.



американское кино, приключения, фантастика, кино

Previous post Next post
Up