Дьяволам полвека

Jul 16, 2021 01:17


16 июля 1971 года на экраны кинотеатров США вышел фильм Кена Рассела "Дьяволы". Спустя 9 дней началась демонстрация фильма в кинотеатрах Великобритании.





Литературной основой сценария фильма "Дьяволы" послужила книга Олдоса Хаксли "Лудёнские бесы", опубликованная в 1952 году. Эта книга представляет собой полудокументальное историческое исследование о предполагаемой одержимости демонами, религиозном фанатизме, сексуальном подавлении, массовой истерии и других необъяснимых событиях, которые произошли во Франции 17-го века в маленьком городке Лудён. Эта книга - наименее известное произведение Олдоса Хаксли. Но многими считается лучшим произведением писателя.



Первоначально снимать фильм по книге Хаксли собиралась кинокомпания United Artists. Именно эта кинокомпания поручила Кену Расселу разработать сценарий по книге "Лудёнские бесы". Однако, когда Рассел представил кинокомпании свой сценарий, United Artists испугалась его экранизировать. И тогда за реализацию проекта принялась кинокомпания Warner Bros.



Насилие и сексуальное содержание фильма вызвали много споров как до, так и после его выхода. Многочисленные источники сообщали о различных бесчинствах, происходивших на закрытой площадке, утверждая, что Кен Рассел снимал непристойные и развратные действия; лаборатория уничтожила отснятый материал, объявив его непристойным; и, согласно статье Daily Record, опубликованной в ноябре 1970 года, несколько молодых актрис сообщили, что подверглись сексуальному насилию со стороны статистов, когда их заставляли ходить обнаженными через съемочную группу, в результате чего компания Actors' Equity потребовала, чтобы их представитель присутствовал во время съемок.



Прокат картины Кена Рассела был весьма ограниченным, поскольку изначально фильм получил рейтинг "Х". Во многих странах фильм был запрещён к показу, а там, где разрешён, демонстрировался в сильно сокращённом виде. В частности, была вырезана сцена, в котором монахини в оргиастическом безумии срывают и насилуют икону Христа в натуральную величину. В связи с обилием и натурализмом сцен насильственного, сексуального характера, а также содержанием, которое, говоря современным языком, во многом оскорбляет чувство верующих, фильм был осужден Ватиканом.



Однако, на международном кинофестивале в Венеции фильм Кена Рассела "Дьяволы" был удостоен премии Пасинетти, которая присуждается за победу в номинации Лучший иностранный фильм. Справедливости ради необходимо отметить, что в 70-е годы жюри на Венецианском кинофестивале не формировалось. Все решения принимались Дирекцией Фестиваля. В 1971 году директором фестиваля был выдающийся итальянский кинематографист и кинокритик, 35 лет возглавлявший Итальянскую киноакадемию, Джан Луиджи Ольми.



За включение фильма Кена Рассела "Дьяволы" в программу Венецианского кинофестиваля Ватикан пытался отлучить Джана Луиджи Ольми от церкви. Спас его от отлучения Патриарх Лучани, который спустя 7 лет был избран Папой Римским под именем Иоанна Павла I. Правда, Венецианский кинофестиваль стал единственным кинофорумом, в котором "Дьяволы" принимали участие.



Интересно, что, несмотря на успех картины в итальянской Венеции в самой Италии фильм был запрещён вскоре после начала его демонстрации в сентябре 1971 года. Более того, правительство Италии запретило не только фильм, но и въезд в страну исполнителям главных ролей Ванессе Редгрейв и Оливеру Риду. Им грозило 3-летнее тюремное заключение в случае нарушения запрета.



Сам Кен Рассел по поводу жёстких рестрикций, применённых церковью к его фильму, давал такие пояснения:

"Когда я снимал фильм "Дьяволы", я был набожным католиком и был очень укреплён в своей вере. Я знал, что не снимаю порнографический фильм ... хотя я и не политическое существо, я всегда рассматривал "Дьяволов" как политический фильм. Для меня он был фильмом о «промывании мозгов», о захвате государства при помощи пропаганды".



Что касается оценок фильма профессиональными кинокритиками, то трудно привести пример другого фильма, который имел бы столь же противоречивые отзывы, как "Дьяволы". Роджер Эберт присвоил фильму уникальную для себя оценку - ноль звёзд. При этом его рецензию трудно назвать исключительно негативной:

"Горение на костре, полдня на виселице, винты в голову, душ с кипятком, гвозди в руки, блевотина, рваные языки, мертвые дети, практика человеческих жертв, одержимость бесами, изнасилование, трансвестизм, обнаженные оргии в женском монастыре... Сложите всё это вместе, и вы получите так называемое «совершенное искусство», потому что это современное время, и я, безусловно, надеюсь, что никто из нас не против истины....И Кен Рассел действительно открыл нам глаза. Он снял крышку респектабельности с монастыря Урсулинок в Лудёне, Франция. Он выставил кардинала Ришелье политическим интриганом. Он разрушил наши иллюзии о Людовике XIII. Мы полны праведного негодования, мы свидетельствуем о насилии над беспомощными монахинями; это тем более ужасно, потому что, как бесстрашно рассказывает Рассел, все монахини без исключения были молоды и прекрасно сложены. ...Честно говоря, я покинул Кинотеатр, чувствуя себя новым, другим и, да, лучшим человеком. Яды нашей политической системы были исторгнуты из меня. Я вошел в театр как невольный участник зверств нашего времени. Но, поверьте мне, теперь все позади. Мне потребовалась смелость, чтобы пойти посмотреть "Дьяволов", точно так же, как и Кену Расселу потребовалось мужество, чтобы сделать это. И он не ошибся. "Дьяволы" содержат послание для нашего времени. Потому что мы учимся на ошибках прошлого. Мы живем во времена насилия, и только глядя в уста дьявола, мы можем исследовать его зубы. В то время, когда наша нация несет ответственность за насилие в глобальном масштабе, только свидетельствуя о насилии в личном масштабе, мы можем вернуть войну домой."



А вот кинообозреватель The New York Times, рупора Демократической партии США, Винсент Канби в своей рецензии подверг фильм Кена Рассела жесточайшей обструкции:

"Фильм Кена Рассела «Дьяволы», экранизация «Дьяволов из Лудёна» Олдоса Хаксли и пьесы Джона Уайтинга по книге Хаксли, - это фильм, в котором голова (и разум) скрыта под мышкой. Это прозрачный фильм, состоящий из множества лязгающих, глупых, мелодраматических эффектов, которые, как щекотание ребер, утомляют, не доставляя особого удовольствия, не говоря уже о просветлении......Рассел, как писатель и режиссер, упростил и уменьшил сложность драмы до размеров этого самого скучного вида поп-арта, который пытается предотвратить критику, высмеивая себя."



В кинотеатрах Советского Союза фильм Кена Рассела "Дьяволы" не демонстрировался. Но российскими кинокритиками фильм был оценён довольно высоко. Так, один из авторитетнейших в России кинокритиков Сергей Кудрявцев поставил фильму 8,5 баллов по 10-балльной шкале и в рецензии объяснил свою высокую оценку следующим образом:

"Манера Рассела, сформированная им ещё во время работы на телевидении, отличается безудержным, не ограниченным никакими рамками буйством фантазии, в ней сочетаются трудно, казалось бы, сочленимые стили и жанры - иногда почти на грани с полной безвкусицей и мешаниной. Тем не менее, его спасает оригинальный талант, хотя и не признаваемый всеми безоговорочно, но всё же постоянно вызывающий повышенный интерес. “Дьяволы” является одной из лучших, причём серьёзных лент этого режиссёра, если вообще можно употребить слово “серьёзное” по отношению к его необычному творчеству. По пиршеству красок, смелости художественных приёмов, размаху и “постановочности” Кен Рассел не уступит, пожалуй, и самому маэстро Федерико Феллини. Но для английского режиссёра характерна взвинченность, “безумность” стиля, своеобразный маньеризм. Их роднит в какой-то степени и то, что порой в полёте фантазии оба могут потерять сюжетную стройность, чёткость повествования. Однако “Дьяволы” - наиболее выверенный, изобразительно почти геометрически выстроенный фильм (его главный художник - будущий известный представитель авангардного кино Дерек Джармен). Впрочем, внутри бурлящий, как вулканическая лава, одержимый бунтарским, бесовским духом, подобно героине-монахине, сестре Жанне, которая считала, что любовь в неё вселил сам дьявол."



Другой российский кинокритик, Владимир Гордеев, в своем отзыве подчеркнул актуальность фильма "Дьяволы":

"Проще всего было бы назвать фильм антиклерикальным. Он вызвал негодование в католической Италии (что, конечно, случилось не без влияния Ватикана), но даже Британия с ее англиканской церковью и протестантами слегка офонарела. Рассел остро ткнул шпагой: в фильме порицается корыстолюбие, цинизм и бессовестность церкви... но если во времена Реформации ее корыстолюбие достигло предела, то теперь, видимо, ее корыстолюбие превзошло всякие пределы… "Дьяволы" - финальный продукт эпохи хиппарских 60-х, которая исчезла безвозвратно."



Несмотря на серьёзные ограничения, фильм Кена Рассела "Дьяволы" собрал в прокате значительную сумму - 11 миллионов долларов. Современный кинозритель также достаточно высоко оценил этот фильм: 65% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.



С учетом сказанного, рейтинг фильма Кена Рассела "Дьяволы" по версии FilmGourmand'а составил 8,408, что позволило ему занять 361-е место в Золотой Тысяче.



Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.

британское кино, история, экранизация, церковь, основано на реальных событиях, кино

Previous post Next post
Up