Чужим 35 лет

Jul 14, 2021 16:57


14 июля 1986 года в местечке Вествуд, Калифорния, США, состоялась премьера фантастического боевика Джеймса Кэмерона "Чужие", являющегося сиквелом фильма Ридли Скотта "Чужой".





Идея снимать сиквел родилась у создателей фильма "Чужой", кинокомпаний Brandywine Productions и 20th Century Fox, буквально сразу после выхода этого фильма на экраны в 1979 году. Собственно, по другому и быть не могло, поскольку бокс офис картины Ридли Скотта составил 204 миллиона долларов, что в 18,5 раз превысило бюджет картины в 11 миллионов долларов.



Однако, реализации идеи о сиквеле помешали кадровые перестановки в кинокомпании 20th Century Fox. Её президент Алан Лэдд-младший покинул компанию, чтобы создать новую, полностью принадлежащую ему продюсерскую компанию Ladd Company. А человек, пришедший ему на смену, Норман Ливай, оказался чрезвычайно осторожным и очень долго не решался запустить проект под названием "Чужой 2".



К нерешительности Нормана Леви добавились ещё судебные разбирательства. 20th Century Fox по каким-то одной ей ведомым причинам объявила фильм Ридли Скотта "Чужой" убыточным и на этом основании отказала компании Brandywine Productions в выплате причитающейся ей по договору доли прибыли. Судебные разбирательства продолжались до начала 1983 года.



Завершение судебных разбирательств между Brandywine Productions и 20th Century Fox совпало с очередной сменой руководства последней. Новый президент 20th Century Fox Джо Уизан проявил глубокую заинтересованность в создании сиквела "Чужого". Соответствующим службам было поручен поиск сценариста и разработка сценария будущего сиквела.



В поле зрения 20th Century Fox попал Джеймс Кэмерон, который в тот момент начинал работу над фильмом "Терминатор" по собственному сценарию, и о котором было известно, что он участвовал в разработке сценария фильма "Рэмбо: Первая кровь 2". Кэмерону было предложено на основе имевшихся у студии разработок подготовить сценарий будущего сиквела "Чужого". За 3 дня Кэмерон подготовил 42-страничный проект будущего сценария. Проект Кэмерона получил у руководства компании характеристику: "постоянный поток ужасов без развития персонажей". Процесс создания сиквела снова остановился.



Но снова изменившиеся обстоятельства позволили возобновить работу над сиквелом. Во-первых, в очередной раз сменилось руководство кинокомпании 20th Century Fox: Джо Уизана сменил Лоуренс Гордон. А во-вторых, возникла пауза в процессе съемок "Терминатора": Арнольд Шварценеггер на 9 месяцев был "переброшен" на съемки в фильме «Конан-разрушитель». Кэмерон воспользовался возникшей паузой, доработал свой проект сценария и представил уже 90-страничную версию новому руководству кинокомпании 20th Century Fox.



Новая версия сценария новым руководством компании была воспринята гораздо теплее. Но возникла очередная загвоздка: Кэмерон заявил, что хотел бы сам снимать фильм по своему сценарию. Эта претензия Кэмерона озадачила руководство 20th Century Fox, поскольку к тому моменту у Кэмерона на счету был лишь один полнометражный художественный кинофильм - "Пираньи 2: Нерест", снятый совместно с другими режиссёрами и качество которого по всем параметрам было весьма невысоким. "Терминатор"-то ещё не был завершён. В то же время кандидатура Ридли Скотта не рассматривалась вообще. Скотт впоследствии объяснял, что они с компанией намучились друг с другом ещё во время съемок "Чужого".



Кое-как удалось убедить руководство 20th Century Fox в том, что фильм должен снимать Джеймс Кэмерон, но тут же возникли новые проблемы: бюджет. И в первую очередь - участие в сиквеле Сигурни Уивер. Роль в "Чужом" сделала эту актрису чрезвычайно популярной, за время, прошедшее после съемок "Чужого", она снялась в нескольких картинах, в том числе в " Охотниках за привидениями", пользовавшимися ошеломительным кассовым успехом. Руководство 20th Century Fox справедливо полагало, что гонораром в 30 тысяч долларов, какой был у Сигурни Уивер в "Чужом", она уже не удовлетворится, и потому хотело обойтись без этой актрисы. Но Джеймс Кэмерон и поддержавшая его продюсер Гэйл Энн Хёрд (ставшая впоследствии женой Кэмерона) настаивали исключительно на кандидатуре Сигурни Уивер как исполнительнице главной роли. Кэмерон и Хёрд добились своего: Уивер получила главную роль в фильме. И гонорар в один миллион долларов.



После того, как в конце концов были урегулированы финансовые, юридические и кадровые вопросы, в сентябре 1985 года начались съемки картины. Съемки решено было проводить в Англии, на базе киностудии Pinewood. Это решение было продиктовано, во-первых, экономическими соображениями (более низкая стоимость по сравнению с американской), во-вторых, тем, что на этой студии снимался оригинал фильма, и персонал студии был знаком со спецификой съемок фантастического боевика.



Но Кэмерону это решение о съемках в Англии стоило многих нервов. Дело в том, что, канадец по происхождению, Кэмерон не знал многих английских обычаев и традиций, а про некоторые, например, обязательный ежедневный "файв-о-клок", если и знал, то не считал обязательным соблюдать. Дабы не тратить лишнее время и тем самым увеличивать бюджет картины. Ещё большей проблемой было то, что персонал английской студии буквально боготворил Ридли Скотта, британца по происхождению, и чуть ли не в открытую презирал Кэмерона, считая его совершенно неопытным и неквалифицированным режиссёром. Кэмерон, чтобы доказать персоналу студии свою состоятельность, даже организовал просмотр "Терминатора", который незадолго до начала съемок вышел на экраны. Но большинство сотрудников Pinewood Studios  попросту проигнорировало приглашение на просмотр.



О напряжённости в отношениях Джеймса Кэмерона и персонала Pinewood Studios свидетельствует тот факт, что в день окончания съемок Кэмерон вместо традиционного "Всем спасибо!" сказал, что одна вещь заставляла его пройти через все их издевательства: «Уверенное знание того, что однажды я уеду из Pinewood и никогда не вернусь, а вы, извините, ублюдки, останетесь здесь навсегда."



Фильм Джеймса Кэмерона "Чужие" получил в общей сложности 20 кинонаград и 23 номинации. Однако, подавляющее большинство этих наград и номинаций присуждено фильму в технических категориях. Из всех наград и номинаций с точки зрения Методологии FilmGourmand'а самой престижной является номинация Японской киноакадемии в категории Лучший иностранный фильм. Однако, эту номинацию фильм Кэмерона уступил картине Роберта Земекиса " Назад в будущее".



Ведущие кинокритики оценили фильм Джеймса Кэмерона "Чужие" довольно высоко, но не максимально высоко. Например, гуру американской кинокритики Роджер Эберт поставил фильму 3,5 звезды из 4-х возможных и в своей рецензии отметил:

"Я никогда не видел фильма, который так долго сохранял бы такую напряженность; это похоже на поездку на карнавале, который никогда не прекращается. Не знаю, как еще это описать: фильм заставил меня почувствовать себя плохо. Это наполнило меня чувствами дискомфорта, беспокойства и тревоги. Я вышел на улицу и не хотел ни с кем разговаривать. Я был истощен. Я не уверен, что «Чужие» - это то, что мы подразумеваем под развлечением. Тем не менее, я должен быть точен в отношении этого фильма: это превосходный образец кинематографического мастерства."



Другой авторитетный американский кинокритик Джеймс Берардинелли оценил фильм "Чужие" максимальными 4-мя звёздами и написал в своей рецензии:

"Возможно, лучшее слово для описания «Чужих» Джеймса Кэмерона - безжалостность. Напряженный темп и умело направленная, эта поездка на американских горках в кинофильме предлагает всего понемногу, все упаковано в аккуратный пакет научной фантастики/экшена. С того момента, когда первые полчаса экспозиции заканчиваются и начинается настоящий фильм, Кэмерон едва дает зрителям возможность перевести дыхание или ослабить хватку на подлокотниках, когда он переводит своих персонажей из одной ужасной ситуации в другую. Это один из тех редких фильмов, который настолько полностью вовлекает аудиторию в сюжет, что в конце мы так же устаем, как и наши экранные коллеги."



Сергей Кудрявцев, один из авторитетнейших российских кинокритиков, оценил фильм "Чужие" 8-ю баллами из 10 и в своей рецензии отметил:

"Кэмерон, в отличие от Скотта, выстраивает свою картину по-другому - в более приключенческом плане. Она несколько затянута в первой половине, но стремительное, сногсшибательное, умопомрачительное развитие действия во второй части фильма, особенно - в суперэнергичном финале (тут постановщику очень пригодился опыт «Терминатора»), с лихвой оправдывает ожидания самых взыскательных зрителей. ...фильм Джеймса Кэмерона - уже не антиутопия о попытке установления контакта с неведомой материей, о встрече человека с Непостижимым, а лихой боевик с космическим антуражем и ужасами."



В советских кинотеатрах фильм не демонстрировался, но благодаря перестройке и техническому прогрессу советские кинозрители смогли посмотреть фильм на VHS и в видеосалонах довольно скоро после премьеры. В 1994 году фильм уже демонстрировался в российских кинотеатрах.



Об оценке фильма Джеймса Кэмерона "Чужие" рядовыми кинозрителями говорят следующие цифры. Во-первых, бокс офис картины превысил 183 миллиона долларов, что в 10 раз превысило бюджет фильма в 18,5 миллионов долларов. Во-вторых, 76% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. А 23% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой".



С учетом изложенного рейтинг фильма Джеймса Кэмерона "Чужие" по версии FilmGourmand'а составил 8,316, благодаря чему он занял 398-е место в Золотой Тысяче.



Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации ленты FilmGourmand'а показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.

Если у вас публикации ленты FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.

ужасы, американское кино, Кино, боевик, фантастика

Previous post Next post
Up