Годовщина Судьбы человека

Apr 12, 2021 14:48


12 апреля 1959 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм Сергея Бондарчука "Судьба человека".





Фильм поставлен по одноимённому рассказу Михаила Шолохова, опубликованному в газете "Правда" 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года. В основу своего рассказа  Михаил Шолохов положил историю, поведанную ему случайным знакомым в 1946 году. Опубликование рассказа вызвало огромное количество критических и читательских откликов. В адрес редакции "Правды" приходили письма не только со всего Советского Союза, но и из-за рубежа. В частности, свои восторженные отзывы прислали Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй.  По рассказу "Судьба человека" Юрий Лукин, постоянный редактор произведений Шолохова ещё с 30-х годов, и Фёдор Шахмагонов, литературный секретарь Шолохова, написали киносценарий, опубликованный в «Литературной газете» в октябре 1957 года. Экранизацию рассказа решил осуществить Сергей Бондарчук, к тому времени уже удостоенный всевозможных званий и регалий как актёр и решивший попробовать себя на режиссёрском поприще.



В первый год демонстрации фильма его посмотрели 39,2 миллионов советских кинозрителей. Как следствие, по результатам опроса журнала "Советский экран" фильм был признан лучшим фильмом года.



Первый опыт молодого режиссёра увенчался грандиозным успехом. В первый год демонстрации фильма его посмотрели 39,2 миллионов советских кинозрителей. Как следствие, по результатам опроса журнала "Советский экран" фильм был признан лучшим фильмом года. В августе того же 1959 года фильм был удостоен Гран-при Московского международного кинофестиваля. В других престижных международных кинофестивалях фильм не участвовал. Тем не менее, "Судьба человека" демонстрировалась в целом ряде европейских стран. В июле 1961 года состоялась премьера этого фильма в Нью-Йорке.



Кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер, по долгу службы отозвался на премьеру рецензией, не преминув подпустить в неё яду:

"И снова русские прислали нам жгучий фильм об ужасной войне, рассказывающий об опыте и страданиях русского солдата, захваченного нацистами во время Второй мировой войны....Сразу предупреждаю, что это не приятная или духовно возвышающая картина. По большей части, это отвратительный и бескомпромиссный отчет о зверствах и унижениях, которые бесконечно нагромождаются на героя и его собратьев русских военнопленных, когда их загоняют в рабство в Германию."

Затем Кроузер перечислил неприятные (для него) моменты: как русские военнопленные душат "стукача", как героя картины грызут собаки после его неудачной попытки побега и многие другие. Ну, а после знаменитой сцены "после первой (второй, третьей) не закусываю" фильм, по словам Кроузера, становится "пафосным и сентиментальным". By Bosley Crowther July 11, 1961



Ограниченный кругозор и идеологическая зашоренность колумниста рупора Демократической партии США не позволили ему выявить главную черту, главную особенность этого фильма Сергея Бондарчука, ставшего первым в его режиссёрской биографии, поставленного по рассказу Михаила Шолохова. Эту особенность, а вместе с тем и колоссальное достоинство этого произведения двух столпов советской культуры, отметил в своей рецензии один из авторитетнейших российских кинокритиков Сергей Кудрявцев, написавший, что "Судьба человека"

"явилась чуть ли не первым кинематографическим произведением о судьбе пленных солдат во время Великой Отечественной войны - ведь прежде данная тема практически находилась под запретом. Разумеется, главный герой Андрей Соколов не попадает после пребывания у немцев уже в советский лагерь - получает своеобразную индульгенцию от армейского полковника, доставив в расположение наших войск вражеского майора с ценными документами. Но все эпизоды, начиная с захвата в плен водителя «полуторки», пострадавшего при бомбёжке, и заканчивая его дерзким бегством на немецкой машине, - они как раз были внове для советского кино, в котором более полутора десятка лет военнопленные вообще за людей не считались... Кто-то из них крестится при входе в храм, кто-то испытывает непреодолимую муку и вообще жертвует собой, не смея осквернить святилище отправлением естественной надобности, кто-то проявляет истинно христианскую заботу о ближних, даже будучи евреем и наверняка атеистом, а кто-то (и это именно Соколов) решается вроде как на нарушение заповеди «Не убий», чтобы спасти от расправы другого человека, виновного лишь в том, что он - командир и коммунист. Подобная постановка «вечных вопросов» о жизни и смерти, о вере и клятвопреступлении, о человечности и предательстве также необычна для постсталинского кинематографа, только начавшего заново пересматривать и переоценивать существовавшие десятилетиями всевозможные догматы."



Следует отметить, что видение и оценка фильма колумнистом The New York Times вовсе не отражает впечатление и оценку фильма большинством американцев, которым было дозволено посмотреть этот фильм. Например, известный американский эксперт по советской культуре и кинематографу Деннис Грюнис, которого очень трудно заподозрить в симпатиях к советскому режиму и советской культуре, так писал об этом фильме:

"Легендарный фильм «Судьба человека» фактически является одним из немногих заметных советских фильмов 1950-х годов. Отчасти это связано с тем, что Никита Хрущев, сменивший Иосифа Сталина на посту премьер-министра Советского Союза в 1953 году, гораздо меньше, чем его предшественник, придавал значение кино как к инструменту пропаганды, как внутри страны, так и за ее пределами. ... И самое главное, вдохновение советских художников пережило возрождение, так как советский коммунизм постепенно отошел от идеализма, сохранившись и утвердившись только в застывшей укоренившейся, невосприимчивой бюрократии. ....Смотреть этот фильм - душераздирающий опыт, и если бы пролитые мною при его просмотре слезы были барометром для определения того, что представляет собой великое произведение искусства, он был бы признан величайшим произведением искусства. "Судьба человека" буквально привела меня в истерику. ...Фильм Бондарчука - серьезный и глубокий фильм о войне. Его должен посмотреть каждый. При этом моё восторженное мнение о нем не отменяет моего скептического отношения к нему. Но столь же скептически я отношусь и к скептикам в отношении этого фильма."



И как бы ни старался в своё время Кроузер испортить впечатление американских кинозрителей от этого фильма (раз уж не удалось пресечь его демонстрацию на экранах американских кинотеатров), американский зритель, согласно данным IMDB, достаточно высоко оценил дебютный фильм Бондарчука, присвоив ему рейтинг 7,9. Ну, а мировой зритель оценил фильм ещё выше: 82% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили "Судьбе человека" оценки от 8 до 10. А 42% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом сказанного, рейтинг фильма Сергея Бондарчука "Судьба человека" по версии FilmGourmand'а составил 8,493, благодаря чему фильм занял 325-е место в Золотой Тысяче.



Смею предположить, но только предположить, а не утверждать, что успех фильма "Судьба человека" в какой-то степени способствовал тому, что Михаил Шолохов в 1965 году был удостоен Нобелевской премии по литературе (формально, за "Тихий Дон", который был написан за несколько десятилетий до этого), а Сергей Бондарчук в 1969 году получил премию Оскар за " Войну и мир".



великая отечественная война, экранизация, лагерь для военнопленных, советская киноклассика, кино

Previous post Next post
Up