На что способна любовь

Oct 12, 2020 00:15







История создания этого фильма наглядно демонстрирует, на что способна любовь.



Всё началось с того, что актриса Джина Роулендс попросила своего мужа, режиссёра и актёра Джона Кассаветиса (« Ребёнок Розмари»), с которым к тому времени они уже около 20 лет состояли в браке и имели троих детей, написать для неё пьесу о трудностях, с которыми сталкиваются женщины. Желание жены - для любящего мужа - закон, и через некоторое время Джон вручил Джине свою пьесу.



Впоследствии Джина Роулендс вспоминала: "Я не могла поверить, что Джон написал это. Я отнюдь не сексистка и отнюдь не считаю, что женщины не могут писать для мужчин, и наоборот. Но я, действительно, не могла поверить, что мужчина так глубоко может понять проблему женщины".



Однако, вместе с изумлением пьеса Джона вызвала у Джины и страх. Роль, написанная для Джины, была наполнена такой интенсивностью и эмоциональностью, что Джина поняла, что играть её на сцене каждый день чревато серьёзными нервными перегрузками и, как следствие, скорой госпитализацией. Об этих своих опасениях она тут же сообщила мужу. Ну, а любящий муж тут же решил переделать пьесу в киносценарий и снять по нему фильм.



Сценарий, написанный Джоном Кассаветисом, понимания у студийных продюсеров не встретил. На какую бы киностудию Джон не обращался, ответ везде был примерно один: "Никто не будет смотреть фильм про сумасшедшую даму средних лет". Короче, в финансировании предложенного Кассаветисом проекта всюду было отказано.



Другого бы, наверное, такой ответ остановил. Но не такого любящего мужа, каким был Джон. Ради жены он пошёл даже на то, что нарушил основную заповедь американского кинобизнеса: "никогда не использовать собственные деньги". Впрочем, этих самых собственных денег и не было. По крайней мере, в достаточном количестве. Джон заложил дом и в буквальном смысле пошёл с шапкой по кругу. В смысле, обратился к друзьям и родственникам.



Основной вклад в бюджет будущего фильма сделал друг Джона - актёр Питер Фальк, который незадолго до этого снимался в телесериале Кассаветиса про чудаковатого лейтенанта Коломбо. Фальк вложил в создание фильма полмиллиона долларов. Ну, и с помощью остальных друзей и родственников удалось наскрести в общей сложности миллион долларов.



В условиях более чем скромного бюджета актерский ансамбль пришлось формировать из непрофессиональных и полупрофессиональных актёров: родственников, друзей, студентов Американского института кинематографии, в котором в то время преподавал Джон. Все актеры, и Джина Роулендс в том числе, снимались в своей собственной одежде (которую приходилось после дня съемок на ночь отправлять в химчистку), гримировались и причесывались тоже сами. Даже в пространстве для съемок киностудии Джону отказали, пришлось арендовать обветшалый домик недалеко от Голливудского бульвара. И вот в таких условиях съемки фильма были успешно завершены.



Но съемками проблемы Джона как автора фильма не закончились. Дистрибъюторы дружно отказались от проката картины. Но любящего мужа и это не смогло остановить. Он сам начал обходить кинотеатры, предлагая показать его фильм. Ну, и студенты, конечно, помогали ему. Крупные кинотеатры отказывали Джону, но мелкие кинотеатры, в особенности, в студенческих кампусах, шли ему навстречу. Один из студентов позже вспоминал: «впервые в истории кинофильмов был распространен независимый фильм без использования общенациональной системы субдистрибьюторов».



И вот так, окольными путями, фильм добрался до Нью-Йоркского кинофестиваля и, как участник фестиваля, попал на глаза кинокритиков. Один из них, Джозеф Гелмис из Newsday, назвал фильм «эмоциональным блокбастером, который должен задеть нерв в каждой семье". После премьеры на Нью-Йоркском кинофестивале гуру американской кинокритики, Роджер Эберт в своей хвалебной рецензии отметил, что значение "Женщины не в себе" в том, что этот фильм "даёт нам представление не только об одной конкретной, блестяще созданной женщине, но и о некоторых проблемах выживания в обществе, где очень мало полностью свободных и независимых людей". Может, именно это "почуяли" американские продюсеры и дистрибъюторы и потому создавали всяческие препоны на пути создания фильма и его проката? Впоследствии Роджер Эберт присудил фильму 4 звезды из 4-х возможных и включил его в свой список "Великих фильмов".



В 1975 году фильм Кассаветиса получил две номинации на Оскар: за лучшую женскую роль и за режиссуру. В обеих номинациях фильм уступил, но уступил весьма достойным соперникам: соответственно Эллен Бёрстин в фильме Мартина Скорсезе "Алиса здесь больше не живёт" и Фрэнсису Форду Копполе за фильм " Крёстный отец 2". Но зато Джина Роулендс получила 4 других почётных награды за исполнение лучшей главной женской роли, в том числе "Золотой Глобус" и премию международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.



Да и в финансовом плане фильм Кассаветиса оказался весьма успешным: при бюджете в 1 миллион долларов фильм только в США и Канаде в первый год собрал более 13 миллионов долларов. Что показало, какими непрофессиональными могут быть иной раз американские продюсеры как бизнесмены: ведь главное, что требуется от бизнесмена - это умение правильно просчитывать риски и прогнозировать спрос. А вот Питер Фальк оказался прозорливее всех американских кинопродюсеров: ради участия в этом фильме он отказался от участия в фильме "День дельфина", который оказался весьма средним и не снискал той славы, которую получила "Женщина не в себе". К тому же, как основной спонсор картины, он оказался и в финансовом выигрыше.



Фильм получил высокую оценку не только у кинокритиков, но и у зрителей: 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки 8 и выше. По версии FilmGourmand'а, фильм "Женщина не в себе" имеет рейтинг 8,393 и занимает 366-е место в Золотой Тысяче.



женская драма, американское кино, кино

Previous post Next post
Up