День рождения Ребёнка Розмари

Jun 12, 2022 01:03


12 июня 1968 года в Нью-Йорке (США) состоялась премьера фильма Романа Полански «Ребёнок Розмари». Фильм был поставлен по одноимённому роману Айры Левина, опубликованному в 1967 году.





Роман «Ребёнок Розмари» стал вторым в творчестве Айры Левина, причём предыдущее его произведение было создано 15-ю годами ранее. Из чего можно сделать вывод о том, как тщательно и скрупулёзно работал автор над этим романом.



Толчок к созданию фильма по книге Левина дал Уильям Касл. Уильям Касл ещё в ранней юности подружился с Белой Лугоши, знаменитым своими ролями в фильмах ужасов, в том числе ролью Дракулы в одноимённом фильме. Видимо, от Лугоши Касл "заразился" страстью к фильмам ужасов. Свое наследство в 10 тысяч долларов он потратил на постановку малобюджетных фильмов и спектаклей в жанре "хоррор". Именно он одним из первых прочитал роман Левина, причём, ещё до его появления в печати. Прочитав роман, он тут же обратился к автору с просьбой о продаже прав на экранизацию. Левин обозначил цену в цену 100 тысяч долларов плюс 50 тысяч, когда/если роман станет бестселлером. У Касла таких денег не было, и он обратился к Роберту Эвансу, в то время только-только возглавившему недавно обанкротившуюся киностудию Paramount Studios.



Роберта Эванса предложение Касла заинтересовало. Но он сразу пресёк поползновения Касла стать режиссёром будущего фильма. Причин этого отказа было две. Во-первых, Эванс был не в восторге от предыдущих режиссёрских работ Касла. А, во-вторых, в то время он горел желанием заполучить в свою кинокомпанию восходящую звезду кинорежиссуры из Европы - Романа Полански. С ним уже велись переговоры о создании фильма и горнолыжниках (сам Полански увлекался горными лыжами), который впоследствии получил название "Скоростной спуск". Экранизация романа Айры Левина, по мысли Эванса, оказалось бы более привлекательным проектом для Полански. И он не ошибся. Полански, за ночь прочитав роман «Ребёнок Розмари», тут же дал согласие выступить режиссёром фильма по этой книге. Ну, а Каслу Роберт Эванс в знак признательности (как-никак, "зачинщик" проекта) предложил позицию продюсера картины.



Кинокомпания Paramount Studios в силу её крайне тяжёлого финансового положения не могла предложить значительный бюджет для реализации проекта. Был предложен бюджет в размере 2 миллиона долларов (впоследствии увеличенный до 3,2 миллионов долларов). Но и Роман Полански в тот момент переживал не самый лучший период в своем творчестве. Его фильм "Бал вампиров", снятый в Великобритании в 1967 году, в США получил крайне негативные оценки в прессе и, как следствие, провалился в американском прокате. Полански горел желанием реабилитироваться и был согласен на любые условия. Тем более, роман Левина предоставлял ему такие возможности.



Естественно, что первый вопрос, который следовало решить в первую очередь, - определение актёров на главные роли. У Романа Полански по понятным причинам сначала появилось желание главную роль предложить Шарон Тейт. Она снималась в его фильме "Бал вампиров", и у них во время съемок начался роман. Но затем Полански отказался от этой идеи. Во-первых, по этическим соображениям, во-вторых, он опасался неудачи, которая постигла его предыдущий фильм. Проблема усугублялась ещё тем, что и Айра Левин был плохо известен американской публике, и его роман ещё не обрёл должной популярности. В этих условиях руководство кинокомпании в маркетинговых целях настаивало на привлечении известных актёров. А Полански в то время ещё плохо знал актёрский мир США. Соответственно, актёры плохо знали его. Была попытка привлечь Джейн Фонду, но она в тот момент была занята на съемках фильма "Барбарелла". Делались предложения и другим известным актрисам. Но все отвечали отказом.



В конце концов, Роберт Эванс предложил кандидатуру Миа Фэрроу. На её счету в тот момент было несколько ролей в не самых удачных фильмах, более удачным было её участие в телесериалах. Но самое главное, она была женой самого Франка Синатры, любимца американской публики. И это обстоятельство, по мнению Эванса, могло привлечь внимание американской публики к будущему фильму. Однако, Миа Фэрроу отказалась от роли. Причина заключалась в негативном отношении к участию жены в этом фильме со стороны кумира американской публики. Но Роберт Эванс сыграл на актёрском честолюбии актрисы: он пообещал, что ей за роль в фильме Полански гарантирован Оскар. Фэрроу дала согласие и приступила к съемкам.



С исполнителем главной мужской роли тоже было не все просто. Продюсеры видели в этой роли Джека Николсона, но Роману Полански показался его облик "чересчур злодейским". Впрочем, это не помешало Полански в дальнейшем подружиться с Николсоном и снять его два года спустя в фильме "Китайский квартал". Продюсеры предлагали главную мужскую роль в фильме Полански другим известным актёрам, но все по разным причинам отказывались. И тут буквально напросился на эту роль Джон Кассаветис. Для продюсеров кандидатура Кассаветиса была настоящим подарком: он к тому времени был хорошо известен и популярен у американской публики, поскольку на его счету были 5 ролей в весьма заметных фильмах  плюс 3 самостоятельно снятых и весьма успешных фильма. Короче, продюсеры решили, что именно Кассаветис будет главной звездой в фильме. Полански не стал возражать против кандидатуры Кассаветиcа, хотя впоследствии сожалел об этом.



А причина этих сожалений в следующем. Дело в том, что для Полански этот фильм стал в нескольких отношениях первым. Во-первых, это был первый для него, выходца из социалистической Польши, фильм в США, а, во-вторых, это была первая в его карьере экранизация. И потому он старался максимально точно следовать тексту романа, воспроизводя его буквально до самых мелочей. Например, в романе было указано, что главная героиня носила модную в то время причёску "сассун". И потому Полански настоял на том, что стрижки и причёски Мии Фэрроу в картине делал сам Видал Сассун, знаменитый британский мастер парикмахерского искусства, с которым Полански познакомился, когда ещё жил в Лондоне. Кассаветиса же, везде и во всем стремившегося к импровизации, такое доскональное следование тексту первоисточника просто бесило. На правах единственной и главной звезды в актёрском составе съемочной группы Кассаветис постоянно провоцировал скандалы, о чем впоследствии говорил Полански, назвав этого безусловно талантливого актёра и режиссёра "настоящей занозой в заднице".



Но зато Айра Левин был чрезвычайно доволен таким подходом к его произведению. Впоследствии он назвал фильм Романа Полански «самой точной адаптацией романа, когда-либо выходившей в Голливуде». Стремление к максимально близкому воспроизведению на экране текста литературного источника привело в тому, что первоначальная продолжительность картины была более 4-х часов. Продюсеры не могли допустить, чтобы такой длинный фильм вышел на экраны, и поручили режиссёру сократить его до приемлемых 2-2,5 часов. Сам Роман Полански, не будучи хорошо знаком с предпочтениями американской публики, не мог решить, что вырезать, поэтому он предоставил решение редактору Сэму О'Стину. Позже, в 1976 году, Сэм О'Стин снял телевизионный сиквел «Посмотрите, что случилось с ребенком Розмари», основу которого составили вырезанные из фильма Полански фрагменты. Но этот сиквел провалился даже на телевизионном экране.



В начале 1969 года фильм Романа Полански "Ребёнок Розмари" получил 4 номинации на премию Золотой Глобус, но все номинации во второстепенных категориях. Миа Фэрроу получила номинацию как Лучшая актриса драматического фильма, но Голливудская ассоциация иностранной прессы присудила победу Джоанн Вудворд за роль в фильме "Рэйчел, Рэйчел". Но Рут Гордон получила премию как Лучшая актриса второго плана. Чуть позже фильм Романа Полански получил две номинации на премию Оскар и выиграл одну из них (всё та же Рут Гордон). А Миа Фэрроу, вопреки обещаниям Роберта Эванса, даже номинации не получила. Зато Итальянская киноакадемия наградила своей премией Давид ди Донателло и Мию Фэрроу как Лучшую иностранную актрису, и Романа Полански как Лучшего иностранного режиссёра. Это были самые высокие кинонаграды фильма Романа Полански.



Если фестивальный успех фильма "Ребёнок Розмари" можно охарактеризовать как умеренный, то у кинокритиков фильм получил очень высокую оценку. Роджер Эберт оценил фильм максимальными 4-мя звёздами и включил его в свой список "Великих фильмов". В своей рецензии он охарактеризовал фильм так:

«Ребенок Розмари» Романа Полански - это задумчивый, мрачный фильм, наполненный чувством немыслимой опасности. Как ни странно, почти до самого конца присутствует жуткое чувство юмора. Это жуткий, изматывающий  фильм, наполненный вещами, которые не дают спать по ночам. И это очень хорошо.»



Не менее высокую оценку получил фильм и у российских кинокритиков. Сергей Кудрявцев оценил фильм 9,5 баллами по 10-балльной шкале, отметив в своей рецензии:

"заслуга Романа Полянского не в том, что он открыл собственной работой целое направление фильмов о современном оккультизме, создал как бы моду на «экранный демонизм», а прежде всего в том, что он привнёс в эту типичную американскую ленту черты европейской культуры. Постановщик связал мистический жанр с многовековыми философскими поисками в литературе, начиная со средневековой мистерии о Фаусте. ... Мастерски, виртуозно, блестяще использовал ... гофмановскую манеру повествования, когда искусно сочетается реальное и иллюзорное, подлинное и выдуманное, вполне объясняемое на примитивном житейском уровне и сверхъестественное, потустороннее."



Другой известный российский кинокритик, Евгений Нефёдов, констатировал:

«Ребёнок Розмари» принадлежит к числу точнейших по аутентичности, по воссозданию атмосферы и отображению некоторых сущностных черт, по глубине постижения «запечатлённого времени» кинопроизведений своей эпохи....Лента уникальна ещё и по той причине, что остаётся одним из немногих за всю историю кинематографа фильмом ужасов, почти обошедшимся без традиционных устрашающих эффектов."



Но ещё более значительным был финансовый успех картины. Данные о бюджете фильма и его кассовых сборах в разных источниках разнятся. Бюджет оценивается от 2,3 до 3,2 миллионов долларов. Кассовый сбор - от 31 до почти 34 миллионов долларов в одних только США. Но даже если взять максимальную оценку бюджета (3,2 миллиона долларов) и минимальную оценку сбора (31 миллион долларов), то получается что фильм принёс его создателям выручку почти в 10 раз большую, чем стоило его производство. В СССР фильм не демонстрировался. По крайней мере, до начала перестройки.



Тем не менее, продюсер Уильям Касл, который, видимо, был всё-таки уязвлён тем обстоятельством, что его не допустили до постановки этого фильма, всегда считал, что фильм был проклят. Впрочем, у него были некоторые основания так полагать. Вскоре после съемок у него случилось обострение желчекаменной болезни, понадобилась срочная операция. Как только Касл выздоровел, с композитором фильма Кшиштофом Комедой случился несчастный случай, который обернулся его смертью. Затем Шэрон Тейт, жена Полански, была зверски убита Семьей Мэнсона.



В семейном положении Мии Фэрроу тоже произошли негативные изменения: Франк Синатра, раздосадованный своеволием жены, подал на развод, и в 1968 году суд развёл их. Впрочем, возможно, позитива для Мии Фэрроу в этом разводе было больше, чем негатива. Как-никак, она была его третьей, и не последней, женой. А роль в фильме "Ребёнок Розмари" открыла ей дорогу в мировой кинематограф.



Об успехе фильма «Ребёнок Розмари» у современных зрителей говорит такая цифра: 67% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя успеха и сказанного выше рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составил 8,513, благодаря чему он занял 318-е место в Золотой Тысяче.



экранизация, американское кино, шедевры мирового кино, фильм ужасов, кино

Previous post Next post
Up