26 декабря 1958 года в Швеции состоялась премьера фильма
Ингмара Бергмана "Лицо" .
Сценарий фильма, который написан самим Бергманом, навеян пьесой Гилберта Кита Честертона "Магия", жанр которой автор определял как "фантастическая комедия". Главному персонажу фильма - странствующему фокуснику и гипнотизёру Фоглеру - Бергман присвоил свои собственные черты характера. А главному сопернику Фоглера, доктору Вергерусу, Бергман присвоил черты характера Харри Шейна, постоянного критика творчества Бергмана.
В 1959 году фильм Бергмана участвовал в Венецианском международном кинофестивале, где был номинирован на главную премию - Золотого Льва. Но жюри кинофестиваля под председательством итальянского кинематографиста Луиджи Кьярини отдало предпочтение двум другим, опять же, итальянским фильмам: "Генерал Делла Ровере" Роберто Росселини и "Большая война" Марио Моничелли. Кстати, в состав жюри входил и советский кинорежиссёр
Сергей Бондарчук.
Однако, своего рода компенсацией за поражение в споре за главный приз стали три других награды фильму Бергмана: Специальный приз жюри (или Серебряный Лев), премия как Лучшему фильму в категории "Новое Кино" и Премия Пасинетти как Лучшему иностранному фильму.
В следующем, 1960 году, фильм Бергмана претендовал на получение британской премии БАФТА, но вместе с 14-ю другими "соискателями" уступил фильму "
Бен-Гур"
Уильяма Уайлера. Среди этих 14 соискателей, составивших компанию фильму "Лицо", были "Анатомия убийства" Отто Преминджера, "
Пепел и Алмаз"
Анджея Вайды, "В джазе только девушки" Билли Уайлдера, "
История монахини"
Фреда Циннемана. Компания - то, что надо!
Профессиональные кинокритики, что в Америке, что в России, высоко оценили эту картину Бергмана. Так, Босли Кроузер из The New York Times в своей
рецензии, написанной буквально на следующий день после премьеры фильма в Нью-Йорке, отметил:
"Предложенное мистером Бергманом мистическое представление вполне может иметь широкую популярность. Потому что он имеет дело с магией, духовными проявлениями, заклинаниями и «животным магнетизмом», которые становятся особенно захватывающими, когда они не до конца понятны. И можно с уверенностью поспорить, что очень немногие зрители поймут все, что мистер Бергман здесь выдвигает в весьма завораживающем образном стиле. ...Важно то, что эта картина полна необычайных ощущений, которые текут и сталкиваются на нескольких уровнях эмоций и интеллекта. ...Это что-то в высшей степени созерцательное из пограничных областей между реальностью и нереальностью."
Но если американский критик в большей степени восторгался изобразительным рядом картины, то известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев, оценивший фильм на 9,5 из 10 возможных,
усмотрел в фильме весьма глубокий подтекст:
"ключ к разгадке притчи в стиле чёрного юмора содержится в своеобразной иронической подтасовке автора. Он потешается над критиками, которые подчас безжалостно препарируют произведение искусства, и одновременно - над зрителями, нередко отождествляющими художника с его героями. ...Согласно мысли Бергмана, творец всегда больше своего искусства и не укладывается ни в какие рамки определений. В конечном счёте, он непостижим, словно Бог."
Несмотря на то, что по предположениям Босли Кроузера, немногие зрители поймут фильм, оценка этого фильма зрителями весьма высока: 60% пользователей IMDB и Кинопоиска присвоили фильму рейтинги от 8 до 10. С учетом перечисленных выше показателей рейтинг фильма "Лицо" по
версии FilmGourmand'а составил 8,458, благодаря чему он занял 339-е место в
Золотой Тысяче.
В кинотеатрах СССР этот фильм, как и многие другие фильмы Ингмара Бергмана, не демонстрировался. По крайней мере, до начала перестройки.