25 июня 2003 года стало одновременно радостной и трагической датой в истории лучшего, на сегодняшний день, фильма российского кинематографа - "Возвращение" Андрея Звягинцева. На этот день был назначен предпремьерный показ картины, на который были приглашены все те, кто имел отношение к созданию картины. И в этот же день пришло известие о гибели Володи Гарина, юного актёра, сыгравшего одну из главных ролей в фильме.
Для Андрея Звягинцева фильм "Возвращение" стал первым полнометражным художественным кинофильмом. Получив в 1990 году актёрское образование, Звягинцев очень быстро разочаровался в театре и в своей профессии. В течение 10 лет после этого он снимал рекламные ролики. В 2000 году продюсер телеканала REN-TV Дмитрий Лесневский пригласил Звягинцева снять три короткометражные новеллы для 16-серийного телесериала "Чёрная комната". По завершении работы над телесериалом Лесневский предложил Звягинцеву совместными усилиями снять полнометражный фильм. Для обоих это было дебютом.
Для реализации этого проекта был выбран сценарий Владимира Моисеенко и Александра Новотоцкого, который назывался "Ты" и рассказывал о двух мужчинах за сорок, по имени Арчил и Давид, которые в своей Нью-Йоркской квартире вспоминают о событиях своего детства. Авторы писали этот сценарий, что называется, "в стол", без особой надежды на его экранизацию. Для съемок в фильме были приглашены малоизвестные или совсем начинающие актёры. Для реализации проекта был выделен бюджет в размере 400 тысяч долларов (около 700 тысяч долларов сегодняшних). Сущие копейки по меркам современного кино! Около двух лет шла подготовительная работа. Наконец, летом и осенью 2002 года в течение 50 дней были осуществлены собственно съемки картины.
Кассету с готовым фильмом Дмитрий Лесневский разослал оргкомитетам трех международных кинофестивалей. И от всех трех кинофестивалей поступили приглашения в конкурсную программу! В итоге, в августе 2003 года фильм увидели гости и участники международного кинофестиваля в Локарно (Швейцария). Фильм Звягинцева был номинирован на главную премию фестиваля - Золотого Леопарда. Но эта награда досталась пакистанскому фильму "Тихие воды". Трудно сказать, насколько оправданным было такое решение: в России этот фильм мало кто видел. Если вообще кто-нибудь видел. Но, исходя из того, что общее количество посмотревших этот фильм во всей Европе, не превышает 100 тысяч человек, а совокупный кассовый сбор составил 7 384 доллара, можно сделать вывод, что жюри Локарнского фестиваля руководствовалось исключительно политическими мотивами. Впрочем, своего рода утешением можно считать, что компанию "неудачников" фильму Звягинцева составила замечательная картина Кима Ки-дука "Весна, лето, осень, зима... и снова весна".
Но уже 3 сентября 2003 года фильм Андрея Звягинцева "Возвращение" увидели гости и участники международного кинофестиваля в Венеции. На этом кинофестивале фильм "Возвращение" получил несколько наград, в том числе и наивысшую - "Золотого Льва". После демонстрации фильма зал в течение 15-ти минут аплодировал ему стоя. И это при том, что,
по словам обозревателя британской "Гардиан" Фиэхры Гиббонса,
"Сильвио Берлускони, в то время занимавший кресло премьер-министра в Италии, недвусмысленно дал понять жюри фестиваля, что будет приветствовать победу итальянского фильма".
А претендентов на "Золотого Льва" от Италии в конкурсной программе было целых два: "Здравствуй, ночь" Марко Белоккио и "Государственная тайна" Паоло Бенвенути. Правда, оба фильма были довольно среднего уровня. Но был в конкурсной программе и настоящий шедевр, правда, американский - "21 грамм"
Алехандро Гонсалеса Иньярриту. И всё-таки жюри под председательством 89-летнего Марио Моничелли, отдало предпочтение фильму Звягинцева.
Один из известнейших российских кинокритиков, Андрей Плахов, в своей
рецензии на фильм рассказал две истории. Первая:
"Якобы Сильвио Берлускони в разговоре с Владимиром Путиным предъявил претензию: с какой это стати вы, дескать, увели у нас сразу двух «Золотых львов»? В ответ прозвучало: «А мы тут при чем? Ваши же итальянцы их и отдали». Крупнейшая итальянская телекорпорация RAI, финансировавшая картину Беллоккио ("Здравствуй, ночь" - FG), заявила, что из-за подлого решения жюри будет впредь чуть ли не бойкотировать Венецианский фестиваль."
Вторая: когда Марио Моничелли после фестиваля
"спросили, не боится ли он потерять работу, председатель жюри ответил: «Мне восемьдесят девять лет, я снял не один десяток фильмов. Одним больше, одним меньше - это меня уже не волнует».
Может, это и легенды. А, может, и нет.
В том же 2003 году фильм "Возвращение" получил премию "Европейское открытие" от Европейской киноакадемии. Да, это не самая высшая премия. Но тягаться с такими шедеврами, как "Догвилль"
Ларса фон Триера и "Гудбай, Ленин!" Вольфганга Беккера, дебютанту международных кинофестивалей, да и вообще - в области кинорежиссуры, да и кроме того, человеку без режиссёрского образования, дело крайне сложное. Потому уже упоминавшийся Фиэхра Гиббонс назвал фильм Звягинцева
"самым удивительным российским дебютом со времен Андрея Тарковского".
После успеха картины Андрея Звягинцева на европейских фестивальных площадках было принято решение выдвинуть "Возвращение" на соискание Оскара. Но Американская киноакадемия даже не включила картину в число номинантов. Впрочем, ещё до этого выдвижения Андрей Звягинцев в
интервью журналисту газеты "Коммерсант" Алексею Карахану высказал свою скептическую точку зрения:
"Американцы по-другому смотрят на вещи. Этот фильм не для американской публики. Он для нее слишком медленный. В нем слишком мало событий для американского мировоззрения. Американцы слишком натасканы на блокбастерах, экшнах, на событиях, на Шварценеггерах. Тонкая прослойка, может быть, обратит на него внимание, но приговор будут выносить другие люди, так мне кажется."
Тем не менее, Голливудская ассоциация иностранной прессы в 2004 году номинировала фильм Звягинцева на свою премию - Золотой Глобус - в категории Лучший фильм на иностранном языке. Премия эта, правда, досталась афганской картине "Усама". И здесь, скорее всего, не обошлось без политики, поскольку афганская картина финансировалась иранским режиссёром Мохсеном Махмальбафом, оппозиционным нынешнему иранскому режиму. Но компания "относительных неудачников" у фильма Звягинцева оказалась весьма достойной: уже упоминавшийся немецкий фильм "Гудбай, Ленин!" Вольфганга Беккера и канадская картина "Нашествие варваров" Дени Аркана.
Впрочем, возможно, что политика здесь не при чём, а дело всё в том, что американское жюри оказалось просто не в состоянии понять фильм Звягинцева, как он и предсказывал. Ведь даже гуру американской кинокритики Роджер Эберт дал "Возвращению" всего 2,5 звезды из 4-х возможных и
охарактеризовал его как
"кафкианскую историю, в которой зловещие вещи следуют друг за другом с определенной внутренней логикой, но при этом не имеют никакого смысла."
То есть, даже гуру американской кинокритики не смог понять то, что оказалось совершенно понятным деятелям европейского кинематографа.
Вот поэтому Андрею Звягинцеву пришлось
объяснять через газету The New York Times, что он хотел показать в фильме.
«Я хотел напомнить людям, что библейские сказки действительно проникают в нашу жизнь. Потому что люди не меняются - они сталкиваются с одними и теми же вопросами и ищут те же ответы сегодня, что и столетия назад. Что такое любовь? Что такое жертва? Сводится ли любовь к похлопыванию кого-то по плечу и произнесению нежных слов или она проявляется в действиях, иногда необратимых или фатальных?"
Впрочем, по мнению Сергея Кудрявцева, отечественные кинокритики тоже не сильно превзошли в умственном отношении кинокритиков заокеанских. В своей
рецензии на фильм "Возвращение" в 2007 году Кудрявцев писал:
"У нас же «Возвращение» встретили сдержанно, а то и с вежливым недоумением - отчего это сходят с ума иностранные кинематографисты?! Нашим-то критикам безумно нравится заурядный «Бумер» Петра Буслова, превозносимый до небес и всерьёз сравниваемый с шекспировскими трагедиями и гоголевской поэмой «Мёртвые души»! Попади он на Запад, «Бумер» посчитали бы лишь ученическим подражанием задам американского кинематографа более чем тридцатилетней давности."
Хотя, наверное, Сергей Валентинович Кудрявцев слишком сгустил краски, говоря о сдержанности и вежливом недоумении в отношении фильма на родной земле. Как-никак, в 2004 году фильм был удостоен премий "Ника" и "Золотой Орел" - главных кинематографических премий России. И - да - в том же 2004 году Французская киноакадемия номинировала фильм "Возвращение" на свою премию Сезар. Эта премия "Возвращению" не досталась. Но в данном случае всё довольно объяснимо и заслуженно: премия была присуждена "Таинственной реке"
Клинта Иствуда, а в компании "неудачников" вместе с фильмом Андрея Звягинцева оказались "Банды Нью-Йорка"
Мартина Скорсезе и "Часы" Стивена Долдри.
Что касается оценки фильма Андрея Звягинцева "Возвращение" рядовыми кинозрителями, то, во-первых, фильм собрал в прокате более 4,4 миллионов долларов, что в 10 раз превысило затраты на его производство. Для российского кинофильма это вообще редкость. Во-вторых, 68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Андрея Звягинцева "Возвращение" по
версии FilmGourmand'а составил 9,069, что позволило ему занять 151-е место в
Золотой Тысяче.
Российский кинематограф (не путать с советским!) представлен в Золотой Тысяче 13-ю картинами. Из этих 13 фильмов картина Андрея Звягинцева имеет самые высокие показатели, что служит основанием считать этот фильм лучшим фильмом российского кинематографа.